За богослужением молились Высокопреосвященнейший Роман, архиепископ Конотопский и Глуховский, Высокопреосвященнейший Антоний, архиепископ Путивльский, Преосвященнейший Феодосий, епископ Ладанский, братия монастыря в священном сане, священнослужители других епархий УПЦ.
Поздравив всех с праздником и поблагодарив за радость совместной молитвы, Его Высокопреосвященство пожелал учиться у Глинских старцев любви, кротости и смирению.
«Насколько это важно особенно в наше время, когда не только слова «кротость» и «смирение» все реже встречаются в повседневной речи современного человека, постепенно исчезая из его лексикона, но и сам их смысл для большинства людей становится непонятен. Так происходит, потому что этот мир всеми средствами хочет унизить высочайшую ценность каждого из этих слов. Опошлить сами понятия, без которых невозможно представить жизнь человеческой личности, жизнь человека как носителя образа Божьего. Этот мир пытается убедить, особенно молодых людей, в том, что кротость и смирение ведут к забвению и нищете. Но к чему на самом деле ведут эти слова? Они ведут человека к жизни вечной. Не к славе земной и ни к тем богатствам, которые тля и ржа истребляют и воры подкапывают и крадут, а к славе Божьей и к сокровищам небесным, над которыми не властны ни люди, ни время. Если об этом не говорить и не показывать примеров благочестивой жизни, примеров кротости и смирения, этот мир может погибнуть. А как это будет происходить, с чего начнётся закат этого мира, видно уже сейчас. И первыми жертвами станут молодые люди. Терзаемые вопросами смысла жизни, не желая жить по законам, когда человек человеку волк, когда нужно думать лишь о своем желудке, а не о душе, они будут добровольно уходить из жизни. Так, к великому сожалению, нередко происходит уже и в наше время. И если этот мир будет и дальше вести войну с Богом, он исчезнет так же, как исчезают слова «кротость» и «смирение» из нашей речи.
Почему эти слова так ненавистны этому миру? Да потому что они самые что ни на есть христианские, самые евангельские. Кротость – это одно из качеств настоящего христианского характера. Форма не только поведения, но и мыслей. Одно из совершенств, степень духовного положения, неотъемлемое свойство возрожденного человека. Христианин без кротости, по сути, не христианин, потому что Христос Сам сказал: «Приидите ко Мне… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». И тот, кто ко Христу пришел, а кротости от Него не научился, тому необходимо вернуться назад и начать именно с этого. Только тогда он получит законное право называться христианином. Само слово «кротость» в словарях толкуется так: кроткий – незлобивый, покорный, смирный, любящий, доброжелательный. А много ли среди нас сегодня доброжелательных людей? Их, если по правде сказать, всегда было мало, а в нынешних условиях и того меньше. А ведь в самом украинском характере заложены все эти черты – доброжелательность, незлобивость, толерантность. Лишаясь этих качеств, мы лишаемся своих национальных черт, обезличиваемся. То же происходит и со смирением. Многие по ошибке ставят знак равенства между словами смирный и смиренный. Но эти слова не синонимичные. Смиренный – не значит смирный. Смирение – понятие противоположное гордости. Господь, призывая научиться смирению, указывал не на других, а на Себя – только на Себя, и говорил, что Он кроток и смирен сердцем. Смирение, как и кротость, как и другие благородные качества характера человека, приобретается путем настойчивой работы над собой. Это означает, что если человек хочет иметь кротость и смирение, то работу эту он не должен возлагать на Бога и ожидать, пока Бог это сделает, а с помощью Божьей, прилагая и все свои силы, достигать этого. От того многие и бедны этими основными качествами, определяющими характер христианина, что пришедши ко Христу, ограничились этим, а приобретение кротости и смирения возложили на Господа».
Как сказал в заключение своих слов владыка, сегодняшний праздник должен стать не только торжеством нашей веры, но и свидетельством лучших черт нашего характера.
«Сегодня наши сердца переполняются великой радостью. Хочу поздравить всех вас, особенно тех, кто принял Тело и Кровь Христову и пожелать, чтобы это приобщение послужило вам во исцеление души и тела. Наша общая радость – не только свидетельство нашего единства, но и свидетельство того, что мы как и всегда, несмотря на все вызовы нашего времени, едиными устами и единым сердцем прославляем Господа нашего, Царицу Небесную и святых угодников Глинских. Мы приехали в это святое место, чтобы показать, что мы готовы у них учиться кротости и смирению. Учиться тому, как они могли обнимать своей любовью каждого человека. Для сотен и сотен людей они были источниками любви, кротости и смирения. И мы должны стать такими же источниками для всех, кто нас окружает. Если не станем, то всё тщетно. И поездка наша в эту обитель, и молитва наша, и поклоны наши у мощей старцев».