Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих».
Этот диалог Иисуса и Петра, как заметил в своей проповеди Его Высокопреосвященство, очень важен для нас.
«Казалось бы, зачем человека о чем-то спрашивать, если Богу и так все ведомо? Но Христос здесь не расспрашивает Петра, и не допрашивает его. Ему не так важно, что ответит Петр. Гораздо важнее, кем сам себя ощущает один из любимых Его учеников: Симон он ещё, или уже Петр? Три раза звучит вопрос, что тоже совсем не случайно. Господь хочет, чтобы за это время Петр заглянул в свое сердце и нашел в нем ответ: любит ли он по-прежнему Христа, даже предав Его? В нашей с вами повседневной жизни бывают ситуации, которые по своей сути могут напоминать ситуацию с Петром. Человек в силу своего малодушия, может изменить Христу. Поэтому вопрос, который адресован Петру, на самом деле может быть адресован любому из Его учеников, а также и нам с вами. И каким должен быть наш ответ? Кто знает, каковы на самом деле требования Господа к каждому из нас? Он не требует, чтобы мы во весь голос признавались Ему в любви, не нуждается в наших восхвалениях, но мы нужны Ему. Бог хочет одного – чтобы мы стали подобным Ему. А добиться этого без любви невозможно. Вот почему этот диалог следует ещё рассматривать как одно из ярчайших свидетельств любви Божьей к человеку. И Петр свидетельствует об этой любви: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Ты видишь мое сердце. Да, я пал, но я не перестал Тебя любить». И Господь отвечает ему: «Паси агнцев Моих». Сначала говорит, паси агнцев, а – потом овец. Агнцы – это ягнята. То есть, паси детей, тех, кто еще слаб и несовершенен в вере. Принимай их, относись к ним ласково, как пастырь. Господь спрашивает нас о любви еще и потому, что любовь дает нам возможность пребывать вместе. Когда её нет, то все в жизни человека рассыпается, как песочный домик. И Господь зная, спрашивает три раза: есть ли в нас такая любовь? Мы видим, как мало сегодня в мире любви. Сколько вокруг нас тех, кто во всем разуверился, кто не имеет любви, кто ищет её, но не может найти. Должны ли мы проходить мимо таких людей? Тем более, если признаемся себе в том, что любим Христа. Но какой любовью? Духовной или человеческой? Петр признается, что любит Христа человеческой любовью, а Христос ждет от нас любви духовной – жертвенной. Церковнославянский язык не передает этого отличия, но в греческом варианте приводятся два эти глагола – «αγαπάω» (агапао) в понимании жертвенной любви и «φιλέω» (филео) в смысле относиться по—дружески, питать чувства. В греческом языке есть еще один глагол, означающий любовь, как страсть, – это слово «έρωτας» (эротас). К сожалению, современный человек, когда хочет признаться в любви, имеет в виду чаще всего только это значение слова. Мы же сегодня говорим о слове «агапао», которое означает «Божья любовь», или «безусловная любовь», «самоотверженная любовь». Ради такой любви человек жертвует собой. Сегодняшнее евангельское чтение дорого нам еще тем, что помогает очистить слово «любовь» от всех ненужных, наносных и ложных смыслов. Чтобы мы в конце концом могли научиться любить по-настоящему».
По словам владыки, любить по-настоящему, это значит, бояться причинить боль другому человеку.
«Это значит чувствовать чужие боль и страдания, как свои собственные. Любовь, которой делится с нами Господь, и которой ждет от нас, деятельная, одаряющая, направленная на благо ближнего. Эта любовь не основана на чувствах, потому что чувства – это часть нашего разума. Любовь-агапе – это часть плодов милости Божьей. Любовь к Богу – это исполнение Его заповедей, это стремление во всем подражать Богу. В том числе и в Его страданиях. Эти три вопроса, которые Христос задавал Петру, должны стать нашим путеводителем. Помня о них, мы будем помнить и о своих ответах на эти вопросы. Они должны нас мотивировать, заставлять меняться к лучшему, совершенствоваться. Мы знаем, какие изменения произошли с Петром и в его жизни после этой встречи с Христом. Его любовь к Господу не только вдохновляла, не только утешала и помогала переносить все страдания, но и научила жертвовать всем во имя этой любви. Таких же изменений Господь ждет и от каждого из нас».