Историческая справка
Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг.. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо–Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти пророка Илии (20 июля).
Современное празднование всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Собор определил восстановить празднование дня памяти всех рус. святых в первое воскресенье Петрова поста, а соответствующее последование (основанное на последовании инока Григория, но исправленное и дополненное Высшим Церковным Управлением) напечатать в конце Цветной Триоди. Дополнение и исправление службы было поручено Тураеву и иером. Афанасию (Сахарову).
Служба была почти полностью переписана, из старой осталось лишь несколько песнопений. Иером. Афанасий (Сахаров) редактировал службу в продолжение всей жизни. Следующее издание ее вышло в Москве в 1946 году. Окончательный текст службы, более полный по сравнению с текстом первых изданий, был выпущен в составе Миней, подготовленных Московской Патриархией в 1978–1989 годах. Служба имеет много особенностей, обусловленных желанием иером. Афанасия выделить ее в круге праздников Русской Православной Церкви; она включает избыточный гимнографический материал, что позволяет со всей полнотой совершать ее как в воскресный, так и в будний день. Некоторые особенности составленной иером. Афанасием службы не вполне традиционны: поименное перечисление всех русских святых на литии не имеет аналогов в древних службах (а после прославления сонма новомучеников на Архиерейском Соборе 2000 года стало практически неосуществимым), соединение трех величаний, обращенных к Богу, Божией Матери и ко всем русским святым, не находит соответствия в Типиконе.
Помещенное в Минее последование включает тропари: «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния» и «Иерусалима вышняго гражданы»; кондак «Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших»; канон (ирмос: «В чермнем фараона с колесницами погрузил еси», нач.: «Вси в песнех духовных воспоим согласно»); малый молебный канон (ирмос: «Воду прошед яко сушу», нач.: «Многими содержими напастьми, к вам прибегаем»); более 10 самогласнов, 3 цикла подобнов, а также циклы стихир на литии, на вечерне и на елеопомазании в конце утрени, включающие подобны всех гласов. Паремии вечерни: Ис. 49:8–15, Сир. 44:1–14, Прем. 3:1–9; Евангелие утрени: Мф. 4:25–5:12; чтения литургии: прокимен из Пс 15, Кол. 3:20–4:3 (или Евр. 11:33–12), аллилуиарий со стихами Пс 43, Лк. 12:32–40 (или Мф. 4:25–5:12), причастен Пс. 149:4.
Служба пользуется большой популярностью, хотя, как правило, некоторые ее части — молебное пение накануне, ряд песнопений и др. — на практике сокращаются или опускаются. Некоторые ее тексты, например, стихиры подобны «Земле русская» вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви.