«И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме».
Сегодня Матерь-Церковь, как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, преподносит нам слова о необходимости держаться подальше от этого развращенного мира.
«Говоря, спасайтесь от рода сего развращенного, апостол Петр имел в виду тех иудеев, которые не приняли Христа и распяли Его. Но разве это касается только иудеев? Ведь и в наше время немало тех, кто выступает против Церкви Христовой, кто преследует её верных чад. Вот уже две тысячи лет человечество делится на тех, кто творит добро, кто возлюбил Христа и тех, кто продолжает грешить, нарушая заповеди Божьи. И как тут быть? Продолжать сохранять статус-кво, соблюдая нейтралитет? Если Церковь призывает держаться подальше, не является ли это призывом к смирению? А если постоянно смиряться, то не приведет ли это к пассивности? Тут важно помнить, что пассивность является результатом неуверенности. Человек не уверен в себе, в правильности и необходимости тех или иных поступков. Пассивность – это отчуждение от жизни Божьей. Смиренный же человек всегда с Богом. Духовные стремления для него важнее всех благ мира. Он смиряется не перед миром, а перед Богом, потому что очень хорошо знает свои грехи и живет надеждой на милосердие Божье. Свою волю он подчиняет воле Божьей. Мы видим, как много сегодня тех, кто не слышит призывов Церкви и не хочет усмирять свою гордыню. Такие люди вместо того, чтобы самим избегать рода строптивого, сами становятся строптивыми. А ведь апостол Петр как раз об этом сегодня и говорит. Строптивый человек никогда не сможет быть смиренным, потому что свои желания ставит выше воли Божьей. Он убежден, что только он прав, а все остальные неправы. В душе такого человека никогда не воцарится Христос. Ведь смирение лишь в той душе, в которой «изобразиться Христос». Смиренный человек не имеет гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. А все потому, что Господь любит и того человека, с которым у нас произошли разногласия».
По словам владыки, смирение никогда не мешало угодникам Божьим выступать против несправедливости этого мира.
«И как бы ни кичился этот мир своими достижениями в области науки и техники, он по-прежнему остается невежественным. Он не знает ни основ нашей веры, ни Евангелия, ни закона Божьего, который является универсальным для всего сущего на земле. А незнание законов нравственности делает его жестоким и озлобленным. От этого зло на земле только множится. Но как только мир узнает нас лучше, увидит наши добродетели, он изменится. Как только смягчатся сердца людей, мир станет добрее».
Поздравив еще раз всех с Пасхой Христовой, Запорожский митрополит пожелал избегать рода строптивого, стараясь менять его к лучшему.
«Добиться этого можно только своей молитвой, своими добрыми делами, своей гражданской позицией. Мы не можем уйти из этого мира, мы живем среди людей, мы со многими общаемся. Но при этом важно, чтобы мы не заразились его бесчестием и его грехами, чтобы наши отношения не переступили ту опасную черту, за которой начинается духовная близость и смертельно опасное для нашей души общение».