Перед исполнением положенных церковным уставом тропарей с амвона архимандрит Леонид (Шеремет) зачитал выписку из журнала №38 от 06.12.19г. заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви, согласно которому, было установлено чествование чудотворного образа Божий Матери Ново-Кайдакский (Самарский) в первую субботу сентября. После этого протоиерей Олег Семенчук зачитал краткую историю иконы. Во время пения тропаря и кондака ново прославленной иконе эти же священники вынесли из алтаря образ, который находился на Престоле, для поклонения верующим.
После поздравления со светлым праздником Рождества Христова, Его Высокопреосвященство призвал задуматься над словами рождественского приветствия.
«В эти святые для каждого из нас дни все чаще звучат слова нашего Запорожского приветствия «С нами Бог», а в ответ – « И есть, и будет». Но что они означают для нас? Действительно ли мы ощущаем в своем сердце Бога? Эти слова мы также слышим сегодня в обращении апостола Павла к Римлянам. Но что значили они для римлян и что они значат для нас? И в прежние времена и сейчас человек продолжает обращаться к Богу, верит и надеется на Него, просит милости для себя и для своей семьи. Обращается к Нему, а не получив просимого, начинает недоумевать, вопрошать, где Бог? А может, следует прежде чем роптать и недоумевать, спросить себя, где я? Ответить на такой простой и в то же самое время такой сложный вопрос, где находится сам человек? Находится ли он рядом с Богом, идет ли к Нему, ищет ли встречи? Делает все от него зависящее ради этой встречи? Что обычно делает человек, который ставит перед собой заветную цель и желает во что бы то ни стало её достичь? Уж, конечно же, он не станет её приближать лежа на диване. Он начнет действовать, преодолевать трудности и преграды на своем пути. А почему тогда ради встречи с Богом человек не хочет прилагать никаких усилий? Ведь невозможно Бога призвать на помощь как волшебника из сказки. Да, Господь совершает чудеса, но чудеса по нашей вере. И чудо исцеления, и чудо воскрешения, и другие чудеса так и остались бы чем-то невероятным и сверхъестественным, если бы человек не поверил в Бога. Имей человек веру с горчичное зерно, он сам способен всего добиться, сам творить чудеса. А он хочет вместо этого силой разума до всего докопаться, все разложить по полочкам. Человеческому разуму почему-то мы доверяем порой больше, чем Тому, Кем этот разум и все вокруг создано. Но вера потому и называется верой, что не укладывается в рамки логических схем, созданных человеческим разумом. Вера есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Какой разум способен это объяснить? Можно сколько угодно раз пытаться постичь этот феномен с привлечением лучших умов и последних достижений научной мысли, но Бог откроет человек лишь то, что он способен воспринять и не сможет обратить себе во вред. Как заботливые родители прячут от детей спички, так и Создатель прячет от человечества то, что ему рано еще знать. А пока неудовлетворенное человечество вот уже много веков продолжает утверждать, что Бога нет, а значит, и верить в Него не имеет смысла. То есть продолжает упорствовать и во всем по-прежнему ищет смысл. Причем ищет не истину, а смысл, который отвечал бы его сиюминутным желаниям и потребностям».
По словам владыки, человек не хочет жить с Богом, потому что не чувствует Его присутствие в своем сердце.
«Человек продолжает строить свою жизнь, а вернее, выстраивает свое существование полагаясь только на свои потребности и желания. Если человек выбрал не любовь к Богу, а эгоизм, он должен знать, что несет полную ответственность за последствия своего выбора. Если человек решает жить без Бога, это вовсе не означает, что Бог отказался и отвернулся от него. Просто человек свою гордыню поставил выше Бога, решил, что его воля выше воли Божьей, и необязательно следовать Его заповедям и чтить Его законы, по которым Он сотворил этот мир. Человек – существо свободное, Бог его таким сотворил, ему никто не запрещает делать свой выбор. Но нельзя строить жизнь без Бога, без соблюдения Божьих заповедей. Вернее, можно, но к чему это приводит? Посмотрите на нашу жизнь? Все, что мы видим сегодня – это плоды безбожия. Люди, живущие без Бога, без веры, без нравственных законов, которые должны быть главными в жизни каждого человека, столкнувшись с бедой, с какими-то испытаниями, с пропагандой, не знают, в какую сторону им податься. У них нет твёрдого основания.
Общество равнодушия, в котором мы с вами призваны служить Богу и свидетельствовать о Христе, может не признавать нас и делать вид, что Бога нет, но это не значит, что Его на самом деле нет. Можно закрыть глаза и убедить себя, что света больше нет, что наступила тьма. Но стоит открыть глаза, и свет вновь ворвется в нашу душу, в наше естество. Так и человек, если он хочет жить во тьме, без Бога, то это его личный выбор, но это не потому, что света и Бога нет. Если кто-то хочет жить в грязи, в ненависти, страстях, пороках, – это не потому, что нельзя жить праведно, а потому что он сам выбрал такую жизнь. Но можем ли мы оставаться в стороне, проходить мимо таких людей. А как поступил бы на нашем месте Христос, рождение Которого мы так торжественно отмечаем? Прошел или остановился? Конечно же, это риторический вопрос. Но для каждого из нас он вовсе не риторический и ответ на него имеет первостепенное значение. Если мы Христовы, если с нами Бог, то нам нельзя проходить мимо. Та вера, что горит в наших душах, может растопить любой лед отчуждения и недоброжелательности. Только нужно светить, нужно зажигать сердца людей нашей верой. Не нужно бояться. Сейчас люди как никогда нуждаются в слове правды, потому что разуверились во всем. Они не верят ни средствам массовой информации, ни официальным властям, ни политикам, ни депутатам. Они верят делам, потому что устали от пустословия. Наша вера без добрых дел никому не нужна. Делами милосердия, нашим участием в судьбах простых людей, помощью нуждающимся мы можем вернуть веру и надежду на счастливую жизнь. Когда люди увидят, что мы не только приветствуем друг друга словами «С нами Бог», а имеем Его в своем сердце, все вокруг станет меняться и меняться в лучшую сторону».
В заключении Владыка кратко рассказал о новопрославленной Запорожской иконе Богородицы «Самарской»: «Её почитание берет своё начало с 1736 г., когда она была запорожскими казаками привезена с Востока. Само изображение ее наподобие Ахтырской иконы Божией Матери.
Это великое сокровище хранилось в Сечевой церкви, где перед всяким походом и возвращением из него казаки совершали молитвопения у этого образа, который они считали чудотворным. По повелению святого праведного кошевого атамана Петра Ивановича Калнышевского икона была установлена посреди церкви. Затем она была перенесена в местечко Новые Кайдаки вблизи Екатеринослава (ныне район города Днепр). Здесь она получила название Ново-Кайдакской. Слухи о чудотворениях и благодатных исцелениях от иконы Божией Матери чрезвычайно усилились и распространились не только на все Запорожье, но и на всю Украину, и за ее пределы. На поклонение перед иконой приезжали тысячи людей из разных уголков Православного мира. После упразднения Запорожской Сечи, икону поместили в архиерейский дом, который находился в Полтавском Кресто-Воздвиженском монастыре, откуда была испрошена в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь. Перенесение иконы проходило при большом стечении народа, после этого икону стали именовать – Самарской.
Изучая многочисленные старинные монастырские бумаги, епископ Феодосий (Макарьевский) нашёл среди них скреплённые подписями и печатями книги, начиная с 1809 года. Так в них писалось, что в Новомосковске и уезде в 1831 году свирепствовала среди населения холера. Начиная с 28 июня 1831 г. совершались крестные ходы с Ново-Кайдакской (Самарской) иконой Богоматери. Они продолжались, пока холера скоро не ослабела и полностью не исчезла. Усердные молитвы, помноженные на благодать, источавшуюся от этой иконы, свершили чудо. Подобные события происходили и описаны в 1848 и в 1872 годах.
В воспоминание этих событий ежегодно с 15 апреля по 15 июня и с 15 августа по 15 октября икону торжественно, Крестным ходом стали переносить по селам и городам епархии.
После революции 1917 года Самарская обитель была закрыта и сведения об иконе потеряны. Сохранился ли оригинал чудотворного образа или он был уничтожен – достоверно сказать никто не может.
В Введенском храме Запорожья так же находится богато украшенная копия Ново-Кайдакской (Самарской) иконы Божией Матери, которая уже в наше время прославилась среди запорожцев своими чудотворениями и благодатными исцелениями и помощью.
Мы знаем, что почитание икон Богоматери зиждется не на пустом месте и мифотворчестве. Каждая Её икона – это очередной ответ на молитву рабов Божиих и подтверждение её Материнского заступления и помощи.
И сегодня по премногу прославляя Ходатаицу нашего спасения Пресвятую Марию Богородицу будем же уповать на Её материнское заступничество и помощь, посылаемые нам через новопрославленный образ Ново-Кайдакский (Самарский)».