После Причастия запорожские паломники посетили Масличную гору и помолились перед святынями, которые там находятся, а затем направились в монастыри Старого Города.
Святой Монастырь Святого Никодима или Тюрьмы Апостола Петра
Возле Святого Монастыря Претория и после Лифостротона на северовосточной стороне находится Святой Монастырь в честь Святого Никодима. Святой Монастырь построен на руинах дома Симона Фарисея. В этом доме оказали гостеприимство Христу, поговорившему с Никодиму, который был тайным учеником Христа. Никодим с Иосифом Аримафейским после Крестной жертвы просили у Пилата тело Иисуса, чтобы похоронить его. В подвальном помещении Святого Храма есть тюрьма Апостола Петра, который был освобожден чудесно ангелом. Ирод, убивший Иакова, сына Зеведея и брата Иоанна Евангелиста, для того, чтобы оказать службу Иудеям, заключил в тюрьме Апостола Петра, чтобы подобным же образом убить его. Однако его ожидания не исполнились, т.к. Ангел Господень ночью освободил Апостола и способствовал его побегу, открыв ворота тюрьмы и стены перед ним.
Тогда Апостол осознал, что он не видел видение, но что Ангел Господень спас его из рук Ирода, и пошел в дом Марка, в домашнюю церковь, где молитва была предложена Церковью за него и где служанка Рода пришла открыть, когда он стучал в дверь (Деян. 12, 1-17).
Святой Монастырь более известен как Монастырь Чечевицы, так как согласно преданию там готовили чечевицу, чтобы накормить рабочих, которые строили Святой Храм Воскресения. На самом деле хранится и большой котел, котел Святой Елены.
В нижнем храме под Престолом на стене находится икона Богородицы «Неополимая купина», прославившаяся исцелением сухорукой мусульманской девочки, которой явилась Царица Небесная и повелела девочке идти в этот монастырь и поклониться Её изображению на стене под Престолом нижнего храма.
Святой Монастырь Честного Предтечи
Вся важность этого Монастыря лежит в сохранившейся древнейшей подвальной Церкви, которая является триединой, и это является самым древним известным примером такой архитектуры, которая впоследствии была применена к базилике Вифлеема и в других местах. Монастырь находится в старом рынке, близко к Храму Воскресения. Доминиканские Отцы при исследовании этого памятника относили его основание к годам 450-460, сделанное Евдокией. Постройку притвора считают работой периода Модеста. Иерусалимский Канонарь упоминает расположение молитвенного дома на окраине нижнего города, отделяемого от верхнего города улицей Давида. Молитвенный дом Честного Предтечи в 614 г. упоминается как Монастырь Святого Иоанна, в котором было зарезано 4214 душ. Тогда была разрушена Церковь и потом была снова построена Модестом. Церковь построили в XI веке Византийцы. Монастырь Предтечи был захвачен Крестоносцами и был соединен с их больницей. После изгнания Крестоносцев Монастырь был передан снова нашим, а из-за тогдашних погодных обстоятельств он был отведен Грузинам. Власти не позволяли постройку, поэтому и делали ремонт каменной стеной сухой кладки. В фирмане Султана Селима Монастырь признается собственностью греков, а также и в фирмане Сулеймана. В 1836 г. стены Святого Монастыря были построены на нескольких фундаментах. Церковь была покрыта мрамором, штукатуркой, и сделан красивый иконостас из негниющего дерева. Вся работа была выполнена при Кирилле Патриаршем Местоблюстителе в Лидде. Тогда обнаружили и подвальную Церковь. Среди драгоценностей и чудотворных икон в Монастыре сохраняются и мощи Святого Панайота.
Монастырь Св. Иоанна Предтечи Господня находится в конце главной и лучшей улицы Христианского квартала. Как на другом конце этой улицы, стоящие по обеим сторонам ее здания Патриархии соединяются между собою перекинутою через улицу аркою, так и здания этого монастыря соединены перекинутою через улицу аркою, с зданиями, находящимися на другой стороне улицы, которая почти вся занята домами, принадлежащими Греческой Патриархии; они большею частью отдаются в наем; тут лучшие иностранные магазины и немецкая гостиница, если не единственная, но пока лучшая в городе. С верхней террасы ее открывается вид на храм Святого Гроба и противолежащий большой пустырь, на коем были во время крестоносцев здания иерусалимских рыцарей святого Иоанна (Иоаганнитеров), госпитальников; орден этот возобновлен не без особых целей Пруссиею.
Саладин, овладев Иерусалимом в 1167 году, раздраженный против латинян, тогда же отдал Святые места во владение православных, а здания, принадлежавшие иерусалимским рыцарям святого Иоанна (странноприимникам), сравнял с землею и на месте их госпиталя построил дом умалишенных. Крестоносцы, овладевши снова Иерусалимом, разорили здания, воздвигнутые Саладином, но, как известно, и сами не успели укрепиться в Святом Граде.
Нынешний греческий монастырь Св. Иоанна Предтечи восстановлен в 1836 году: полукружие алтарное и часть стены древние. Под всю церковь есть подземный ход, спуск в него в юго-западном углу; подземелье, открытое при обновлении церкви, состоит из двух отделений: в первом систерна, а в нише с правой (восточной) стороны каменный престол; верхняя доска цельная; напротив окно; при расчистке этой части нашли два черепа, которые лежали тут же на престоле; в другом отделении такая же ниша, но без престола и в конце видно продолжение подземного хода на север по направлению к храму Святого Гроба, оставленное без исследования, как выходящее из пределов монастырских. Из соседних садов также открыты подземные ходы, которые, как надобно полагать, имели связь с этим и с теми таинственными ходами, о которых носятся темные, но не лишенные основания слухи, что они идут под весь храм Святого Гроба и известны лишь одним возобновителям храма после пожара 1808 года – грекам.
По сторонам церкви кельи в два яруса с галереями; двор большой. Здесь, так же как в Дмитриевском и Харлампиевом монастырях, помещаются преимущественно поклонники из болгар. Церковь обширная, иконостас нового письма; в ней главная святыня – часть лобной кости святого Иоанна Предтечи Господня, вделанная в круглую золотую оправу. Она была подарена восточным императором грузинским царям, откуда перешла в Валахию; а Патриарх Досифей добыл часть этой святыни для своего патриаршего монастыря, о чем значится в его истории. Каждый вторник в этом монастыре бывает служение, к которому сходятся православные поклонники и из других монастырей.
Святой Монастырь «Монахов Спудеев» построился Патриархом Иерусалимским Илией в 494-516 гг. на месте, где по преданию Богородица стояла с другими женщинами и видела с ними Распятие своего Сына и нашего Господа на Голгофе. Монастырь принял это особенное название «Великая Панагия», так как – всегда по преданию — Пречистая Матерь нашего Спасителя, видя возвышаемого на кресте своего Единородного, крикнула великим гласом в раздирании, мечом скорби пронзаемая материнской утробой. Монастырь нес название «Монастырь Одигитрии (Путеводительницы)».
Монахи Спудеи назывались те, кто составили особенный орден, дело которого было служение Храмов страстей Спасителя, т.е. Голгофы и Пресвятого Гроба Господня и также Храма Воскресения Господня, и в них совершалась непрерывная молитва. Возведением Монастыря «Великой Панагии» и их собранием Патриархом Илией, этот монашеский орден вошел с тех пор под непосредственное наблюдение, защиту и опеку каждого Патриарха Иерусалимского.
После поселения Монахов Спудеев в новом Монастыре Святых Kонстантина и Елены, Патриарх Илия передал Церковь Великой Панагии с келлиями Преподобной Мелании и девам, «учащимся» под ее мудрыми наставлениями, которые были, согласно ее канону, около девяноста. Преподобная Мелания, как сообщает ее житие, прибыла в Иерусалим в 417 г.. «Вечером», отмечает ее биограф Пресвятой Мелании Геронтий, «после того, как закончилось Святое Воскресение, она оставалась у Креста, до того как входили поя, а затем она уходила в свою келью и спала немного». Келья близко к Пресвятому Храму Воскресения является аскитирием Преподобной Мелании в Святом Монастыре Великой Панагии, где находится ее гроб в часовне, посвященной ее имени.
Преподобная Мелания Римлянына. Будучи богатейшей наследницей была против воли выдана замуж в 14 лет, хотя с младенчества мечтала о чистой монашеской жизни. После смерти двоих детей уговорила мужа в дальнейшем жить праведно — без физической близости и раздавая имущество бедным. Распродажа их состояния вызвала финансовый кризис в Римской империи перед нашествием готов Алариха. Свекровь императора, помогавшая ей вопреки воле семьи, была казнена по решению Сената, столь пагубными были последствия для всей империи этого решения будущей святой четы Мелании и Апиниана, мужа её, именуемого обручником, аки плотник Иосиф. Ввергнув империю в разруху, эта пара забрала с собой бабку и мать Мелании (Меланию старшую, первую христианку в семье и Альбину, жену недавно умершего сына Мелании старшей и соответственно отца Мелании младшей) и отправилась в северную Африку. По пути закладывая новые монастыри и церкви и поддерживая покупкой земли и дарами действующие, а так же выкупая из тюрем и рудников тех, кто содержался там за долги. Плюс непременная помощь больным, сирым и убогим. Однажды они даже спасли от осады целый город, осаждённый варварами, внеся за него выкуп. Среди массы историй благодеяний и личного аскетизма обнаруживается личность Мелании младшей и св. Апиниана, бывшего всё же больше её тенью. Например, в странствиях они неоднократно встречались с выдающимися людьми своего времени. И эти люди на протяжении всей жизни поддерживали связь с Меланией, становились её друзьями и/или духовными наставниками. Святитель Павлин, епископ Ноланским — её духовник с Сицилии, Аврелий Августин в Карфагене, святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, св. старец Несторий ей там же в Александрии много чего напророчествовал, Иероним Стридонский с Елеонской горы — долгие годы дружбы и взаимной поддержки, отцы-пустынники, всех не перечесть. Личные качества св. Мелании — не имея в виду только многократно воспеваемые аскезу и скромность, хотя и они достойны упоминания, так как женщина, выросшая в богатейшей семье, всю жизнь носила власяняцу, бесконечно постилась и отказывалась от почестейстей — например, не приняла игуменство в образованном ею женском монастыре на Масличной горе. Поражает её умение претворять в жизнь собственные весьма нетривиальные решения. Начиная с семьи. Или вот такой случай: проживая на той же Масличной (Елионской) горе, св. Мелания почувствовала потребность в уединии и надолго удалилась в келью, где её раз в неделю навещали на короткое время муж Апиниан и мать Альбина. После смерти мужа она вздумала основать мужской монастырь в его память, не имея к этому времени и ни гроша за душой. И таки организовала — и деньги нашлись от пожертвователя, чьё имя не сохранилось в истории, и силы. Убедившись в жизнеспособности этого своего детища — мужской монастырь на Елеонской горе функционировал долгие годы, пока не был разрушен очередными завоевателями, св. Мелания удалилась в пещеру, где скромно дожила до самой смерти. И где впоследствии был основан древнейший в стенах старого города монастырь. Патриархом Илиёй, вздумавшим собрать в одном месте всех святогробских монахинь. 490 год.
В монастыре храниться икона Богородицы, обретенная невредимой после великого пожара в Храме Господнем. По преданию является творением Евангелиста Луки.
Есть ещё одна весьма почитаемая и редкая икона Марии, бабушки Богоматери. В связи с тем, что именно здесь находился её дом. Но тут опять непонятка — существует ещё один греческий монастырь в стенах старого города, отоджествляемый с домом Марии-бабушки — Сайданайский. Там, где хранится знаменитая «матрёшка» — сверху располагается Мария-бабушка, под ней Анна, дочь, потом Дева Мария, держащая на коленях Христа.
Мужской монастырь Архангела Михаила
Вблизи храма Гроба Господня, несколько севернее от него, в узких старинных улочках Христианского квартала Старого города Иерусалима за высокими стенами и узкими вратами сокрыт от посторонних глаз греческий православный монастырь Архистратига Божия Михаила. Предания доносят до нас Библейскую славу этого места, как того самого, где Господь остановил руку Архангела Михаила, посланного Им в Иерусалим чтобы истребить город.
Здесь же по преданию одно из альтернативных мест нахождения гумна Орны Иевусеянина над которым между небом и землей стоял Архангел Михаил с обнаженным мечем.
Монастырь многие годы служил в Иерусалиме убежищем монахам пустынного монастыря Саввы Освященного, притесняемых сарацинами, и был до второй половины XVIII века местом церковного служения для Русской Православной Миссии до 1864 года.
Монастырь этот основан сербским кралем Стефаном Милутиным около 1303 года для паломников славянского племени; в половине же XVI столетия, когда иноки этой обители испросили себе у греков лавру Св. Саввы Освященного, покинутую сими последними по случаю утеснения от бедуинов, – Архангельский сербский монастырь сделался городским подворьем (около 1504 года) Саввинской лавры и оставался в ее ведении до удаления сербов из этой лавры в 1630-х годах.
Любопытен рассказ об этой обители паломника XVI века, московского купца Трифона Коробейникова, с которым царь и великий князь Иоанн Васильевич в 1582 году послал из Москвы в Царьград, в Антиохию, в Александрию и во Святой Град Иерусалим, в Синайскую гору и в Египет милостыню по сыне своем, убиенном им, царевиче Иоанне Иоанновиче. Трифон в записках своих, веденных во время этой поездки, рассказывает о монастыре Архангела Михаила так: «в том монастыре живут старцы Саввина монастыря, и в том монастыре трапеза была каменная, коей верх разоривши, турки долгое время не допускали заделать оного. В лето же по Рождестве Христове 1552 посланы были в Москву два монаха – к государю царю и великому князю Иоанну Васильевичу всея России и к митрополиту Макарию, кои просили всероссийского государя, дабы он благоволил подать милостыню на сооружение трапезы; государь, пожаловав множество злата, к которому еще несколько присовокупил и митрополит Макарий, отпустил сих двух монахов; а они, прияв с благоговением злато, оставя Москву, прибыли в Царьград, где, давши оного турецкому султану, требовали позволения, дабы он повелел заделать верх означенные трапезы. Султан, принявши от сих монахов злато, приказал им дать грамоту к Санчаку, которую взявши, прибыли они в монастырь. По сем показав Санчаку означенную грамоту и приняв от него позволение, приступили к деланию верха трапезы и собственными своими руками с превеликим трудом окончили оный. Санчак же, может быть досадуя на то, что не получил из дара царева части злата, а для того презрев султанскую грамоту, приказал своим подчиненным вторично разломать верх трапезы, что видя иноки, и не могши сему воспротивиться, оплакивали горестное свое состояние и, с сими слезами представ пред образом Архистратига Михаила, просили сего Бесплотных Сил Начальника о прекращении Санчаковой злобы. Сей небесный воин, вняв их усердному молению, чудесным образом умертвил сего злобствующего Санчака; ибо в ту же ночь, пришед к сему начальнику, покоящемуся с своею женою, неизвестный человек, и поднявши его с ложа, сошел с ним со двора так, что не только люди, в покоях находящиеся, но и самые стражи, у ворот стоящие, не могли видеть ни того, ни другого. Но как скоро по наступлении дня узнали, что их начальник в продолжение ночи неведомо куда сокрылся, то в ту же минуту по разным местам начали искать Санчака, коего наконец и нашли мертвого, лежащего пред вратами монастыря Архистратига Михаила, изъязвленного мечом. Сыскавши же и взирая на Санчака, удивлялись, каким образом возмог он, утаясь от стражи, сойти с своего двора. Наконец положили, что монахи, отмщая ему за разорение верха трапезы, его умертвили. Утвердясь в таковых мыслях, решились омыть смерть Санчакову кровью иноков тогда, ежели у них какое-либо найдено будет смертоносное орудие. Посем, вступивши в монастырь и взошед в самый храм, увидели молящихся иноков, коих обыскавши и не нашед никакого смертного орудия, вострепетали и, исполнившись превеликого страха, в ту же минуту оставили монастырь, не препятствуя уже более монахам в заделании верха трапезы, которая с того времени даже и доднесь молитвами святого Архистратига Михаила стоит в целости». Подтверждением этого предания кроме местного образа, на коем изображается Архистратиг, попирающий лежащего навзничь «Санчака», служит отчасти и то, что из всех иерусалимских церквей лишь на куполе церкви Архангельского монастыря водружен четвероконечный металлический крест, держимый Архангелом. Монастырская церковь уютная и опрятно содержимая, особенно с тех пор как предоставлена во временное пользование Русской Духовной Миссии для ежедневного служения (до 1864 года). Кроме вышеупомянутого местного образа святого Архангела Михаила в ряду местных же икон изображение преподобного Саввы Освященного. В этой церкви на правой стороне есть небольшой параклис без иконостаса, с прислоненным к стене престолом, во имя святого Иоанна Златоустого. На древней иконе большого размера, висящей на южной стене, изображен святой с именословным благословением, и вообще иконы сей церкви имеют печать древности.
В монастыре Малой Панагии находится икона Божией Матери Сейданая (Сейдная). В Иерусалиме, в Старом Городе, очень много небольших монастырей, находящихся во дворах. Иногда там живут одна, две монахини, иногда есть приходящий священник, и на престольный праздник служится Божественная литургия. Чаще всего, там никого нет, попасть туда очень проблематично. На границе мусульманского и христианского кварталов Старого Города во дворике находится небольшой монастырь. Монастырь Малой Панагии, Сретенский или Сайданая, так называется от иконы Матери Божией. Эта икона, Седнайской Божией Матери, написанная рукой ап. Луки, по преданию, будто бы пришла в Святой Град из Дамасской женской обители Сайданая и, отнесенная туда обратно, снова чудесным образом явилась в этой обители, где и остается доселе. В последствии времени икона эта была украдена из церкви, но так же чудесно исчезла от похитителя и явилась снова в церкви на своем обычном месте; похититель же впал в расслабление и, покаявшись, получил молитвами Богоматери исцеление и в знак признательности украсил чудодейственную икону серебряною ризою. Теперь она стоит в особой нише за проволочною решеткой в приделе Всех Святых; Икона небольшая, имеет форму складной: на средней доске изображена Матерь Божия, держащая на коленях предвечного Младенца.
Этот женский монастырь, хотя является посвященным имени Пресвятой Богородицы, известен как Монастырь бабушки Пресвятой Богородицы от арабского названия Дер-Синди, Монастырь бабушки.