— Сегодня день памяти тех, кто без вины пострадал. А зачем мы все вспоминаем самые хорошие моменты из нашей жизни? Мы делаем это, чтобы еще раз прожить те счастливые моменты. А зачем мы сейчас вспоминаем те страшные события из истории нашей страны? Чтобы никогда не повторилось то, что произошло тогда.
Каждый из людей, живущих на земле, должен знать твердо и сознавать, что все его дурные дела и поступки безнаказанно здесь, на земле, — не проходят. Как бы он себя ни тешил, ни говорил: «никто не видел, не слышал, меня некому обличить и наказать», рассуждение это бессмысленно. Это лишь убийство собственного сознания в самообольщении, человек сам на себя навлекает гнев Божий, и рано или поздно, гнев этот разрядится в виде кары; это следует твердо знать каждому злодею земли, каждому преступнику, каждому человеку, который совершает насилие над другим человеком, а тем более над нами, христианами.
Церковь зовет! Она открывает тайну бесконечной беспредельной любви Божией к грешному роду человеческому. Она призывает: «Человек земли, поднимись от своих суетных обязанностей, посмотри и подумай, что тебя ожидает. Ты живешь, ты стремишься побольше заполучить, приобрести в своей жизни, забывая, — кому все это достанется». Мы видим в нашей повседневной жизни, какое бы высокое положение человек ни занимал, но неизбежно наступает время отчета о своих деяниях. И тогда уже не пристрастный суд человеческий, а Суд Божий ясно раскрывает человеку: как он жил, таковы его и последствия. Об этом вещает и прошлая жизнь нашей многострадальной страны! Ведь люди, и особенно интеллигенция, забыли Бога; еще в прошлом веке модным стало богоотступничество, безверие… Люди желали жить без Бога — Бог их и оставил, хотя уже в 20-м веке такой выдающийся священнослужитель, как Иоанн Кронштадтский, предупреждал православных людей: не отходите от Бога, от Православия, только здесь ваше спасение!
Последствия богоотступничества вскорости наступили в виде кровавых лет, начиная с 1917 года. И против кого, в первую очередь, обратила свой меч большевистская власть? Против церкви и ее священнослужителей. Церковь мешала им, как впоследствии мешала и Гитлеру, — он тоже преследовал пастырей. Задумаемся, подняли бы руку на невинного отрока, на безвинных девиц люди, если б знали, что за каждое злодейство им придется держать ответ перед Богом?! Не подняли… Убийство невинных отроков царствующей семьи ожесточило гражданскую войну. Брат шел на брата! За что? Во имя чего? Во имя того, чтобы власть предержащие имели новую возможность злодействовать… Ибо после короткой передышки после гражданской войны, наступила новая война — против крестьян, против тружеников, хранивших в себе такие черты, как трудолюбие, честность, веру в Бога. Этих-то людей, основу деревенской жизни назвали кулаками и стали ссылать, убивать, а семьи обрекать на голодную смерть.
К чему привели эти злодеяния? К новому голоду начала тридцатых годов. Образумило ли это, образумила ли смерть от голода миллионов людей? Нисколько, злодейства продолжались. И 1937 год стал вершиной их. Запущенная машина смерти не могла остановиться и рубила уже своих, из рядов властей предержащих. Но по-прежнему врагом советского строя оставалась церковь, с ней боролись и преследованием верующих, а воинствующие атеисты — в своих лекциях и статьях. Уже и публичные дискуссии о Боге, устраиваемые в 20-е годы, были запрещены. И с оставшихся церквей сняли колокола…
Нынешнее право — молиться, говорить о Боге, ходить крестным ходом дано нам ценой крови и страданий, духовных и телесных. Бог, церковь, колокольный звон, будящий наши чувства, нужны сегодня нашей поднимающейся стране, нашим детям и внукам, еще не окрепшим нравственно…