Обращаясь к пастве, Владыка просил нас не забывать апостольскую истину о том, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Размышляя об этом, пришла мысль: первейшее же дело веры — посещение храма Божьего, участие в Божественной литургии. Это некое начало, от которого, как от солнца, полагаются все пути христианина.
Описания таинственного смысла литургии в видениях, открытых святому Нифонту, епископу Кипрскому (4-й век от Р.Х.), повествуют, что как только священник дает возглас: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…» — сам Господь с престола благословляет всех людей, находящихся в храме. Сердце каждого христианина явно ощущает, что происходит что-то неземное при этом возгласе, доносимом из алтаря!
Святой Нифонт увидел, что на великой ектении, когда священник произносит прошения, Господь посылает Ангелов, приносящих утешение и облегчение страждущим, больным, находящимся в опасности. Эта ектения покрывает ангельскими крылами все человечество!
Когда же читался Апостол, святой увидал самого апостола Павла, стоящего за чтецом и следящего за чтением. А при чтении Евангелия — золотой дождь оросил всех бывших в храме людей.
Началась Херувимская песнь, красота которой способна потревожить самый грубейший слух, — свод храма раскрылся, и четыре Херувима опустились в алтарь, неся необычайной красоты Младенца, вокруг Которого сиял свет. Начался великий вход — видел святой, как Господь Иисус Христос нес Свой Крест. За ним следовал священник, неся чашу и дискос.
«Примите, ядите, Сие есть Тело мое…» — при произнесении священником этих слов святой Нифонт видел, как Херувим заколол Младенца, положив на дискос, и Кровь Его вылил в чашу. Священник вышел причащать людей — и святой увидел, что Сам Христос, взяв чашу, причастил христиан. По занесении в алтарь чаши свод храма вновь раскрылся, и Херувимы вознесли Живого Младенца на Небо.
Когда батюшка, при произнесении отпуста, поминал имена святых — чья память празднуется в этот день — эти святые выходили из алтаря на амвон, благословляли народ и заходили обратно в алтарь.
На литургии происходит таинственное повторение Голгофской жертвы, происходит схождение Духа Святаго и преображается человеческая душа. Когда ее касается благодать, это нельзя как-то зафиксировать или показать. Сделай хоть тысячу фотоснимков, запиши видео — всё равно невозможно этими грубыми материальными средствами отразить схождение благодати, хоть сколько-нибудь показать преображение в человеческом сердце.
Божественная литургия — солнце всех таинств — осияла, озарила сегодня светом нетления наши души, и долго еще в недрах сердечной памяти будут звучать голоса святых песнопений, исполняемых в этот по-осеннему ясный день певчими хора под управлением Левченко В.М.
Пускай долго будет почивать на нас благословение, данное от Господа митрополитом Лукой!