«Мы вновь собрались все вместе, – начал Его Высокопреосвященство, – чтобы не только обсудить проблему недуга винопития, но и найти пути её решения. Никто лучше нас, священников, не знает какова цена этой страсти. К нам обращаются плачущие жены и матери. Сам же пьющий к нам не приходит, – разве что в исключительных случаях. Наша первоочередная задача – помочь не столько самими зависимым, а созависимым. Свойство пьянства, как и всех страстей – поражение воли. А воля – это составная часть души наравне с чувствами. Поэтому трезвение плотское неразрывно связано с духовным трезвением, – вернее сказать, первое всегда зависит от второго. Семья же, не зная этого, пытается бороться не с самой проблемой, а с её последствиями».
Духовное трезвение, как заметил владыка, предполагает трезвение мыслью в памяти о Боге. К нам приходит человек, который не на теории, а на практике узнал цену этой страсти и ждет от нас совета. Здесь мало сказать, «молись» и «терпи». Чтобы дать полезный совет нужно самим быть примером, держать свою душу в трезвении. Нам мало сказать, что пьянство осуждается в православии, что его критикуют в Священном Писании и в книгах Отцов Церкви. Опасность пьянства еще и в том, что незаметно влечет за собою целую череду других пороков, рушатся семьи, страдают дети, родные и близкие. Чтобы помочь человеку, нужен особый подход, необходимо найти ключик к его сердцу. А добиться этого очень просто – нужно проявить к нему искренний и неподдельный интерес, показать насколько вас волнует его горе».
В заключение митрополит напомнил о том, что духовное трезвение есть путь ко всякой добродетели.
«Выражаясь современным языком понятие «трезвость» можно объяснить как потребность в абсолютно честном, незамутненном взгляде на самого себя и на окружающий мир. Трезвение – это свобода от самообмана, а в духовном смысле –состояние, противоположное духовной прелести. Святые отцы напоминают о том, что трезвение необходимо для спасения человека. Существует множество святоотеческих трудов о том, каким образом можно приобрести добродетель трезвости. Наша Церковь призывает каждого из нас являть пример не только воздержания и умеренности, но и духовного трезвения, продолжая прилагать еще больше усилий для искоренения этой опасной и вредной страсти среди наших прихожан и членов их семей».