Попробуем взглянуть на крестный ход изнутри и снаружи. Начнем изнутри, ведь, прежде всего, крестный ход – это многогранное духовное делание для его участников. Но участники они только вначале – уже через несколько минут крестоходцы являют собой крепкую христианскую общину, духовное целое во Христе. Когда твой ближний в первую очередь тебе брат или сестра, а уже потом земляк или человек одной с тобой профессии. Крестный ход формирует общинное мышление, которое стремится к евангельскому мышлению, которое, в свою очередь, противоположно мирскому, индивидуалистическому и эгоистическому мышлению. Атмосфера внутри крестного хода не от мира сего, это атмосфера «будущего века», в идеале – атмосфера соборности. И молитва в крестном ходе соборная, Христоцентричная. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Когда поешь – поешь для тех, кто слушает, а когда поют для тебя, то уже сам молишься умом и сердцем, отдаешь и принимаешь сполна. Крестный ход прививает вкус к молитве. Дома, в миру, даже при желании не получается столько молиться, а в крестном ходе идешь и на каждом километре и на каждом шаге слышишь молитву и не устаешь от нее. Наоборот, понимаешь, что без молитвы не прошел бы. Ум, который концентрируется на физических усилиях, – только умножает нагрузку. Вот и во время крестного хода молитва помогает преодолевать трудности пути и питает духовно. Лечит те страсти, которые у каждого человека начинают проявляться в коллективе, в трудностях и лишениях.
Для городских жителей крестный ход – это еще и возможность увидеть свое настоящее Отечество вживую. В итоге видим, что крестный ход оздоровляет дух и тело, радует душу общением с родными людьми, утверждает человека на пути Христовом. Однажды побывав в крестном ходе, человек будет стремиться в него снова и снова. Враг спасения знает это и потому всячески пытается отвратить христиан от крестных ходов. И ведь правда, сколько существует заблуждений, превратных мнений, сомнений и подозрений относительно этого делания.
Что являет крестный ход миру? Прежде всего Живую Церковь. Крестный ход являет миру людей, которые не только просят Христа дать им то или другое, но которые и в ответ не жалеют для Него своего времени и сил. Не боятся исповедать Христа «пред человеки». Не боятся называть своим главным символом Крест, то есть возводить во главу своих принципов жертвенность. Готовность жертвовать собой ради ближнего и Отечества, готовность претерпевать непонимание и гонения от тех, кто далек от духа евангельских заповедей. И это находит отклик в сердцах: бывает, что к крестному ходу присоединяются люди, которые далеки в своей обыденной жизни от Церкви. Присоединяются и уходят потом с крепко посаженным в сердце семенем веры Христовой, с твердым желанием изменить свою жизнь. И не только меняют, но и прилепляются к храму Божиему, потому как опытным путем познают, что вне Таинств и общины церковной нет спасения.
Что являет крестный ход миру? Прежде всего Живую Церковь. Мир полон рекламы, мир полон символов потребления, богатства и славы. И оттого еще большим резонансом выглядит крестный ход. Когда по улицам города, среди вывесок и рекламных щитов движутся крест, хоругви и иконы – символы, которые напоминают человеку о его бессмертии, о его призвании к духовно-личностному росту. Но миссионерский потенциал крестного хода этим не ограничивается. Ведь главное сокровище хода – это его участники, души христианские.
Безусловно, что такое делание, как крестный ход, имеет в себе и церковно-мистическую составляющую. Непрестанная молитва в движении перед крестом и иконами несомненно призывает благодать Божию, изливаемую и на ту местность, по которой движется крестный ход.
Как и в предыдущем году, в крестном ходе в городе Каменка-Днепровская, главными иконами были иконы местночтимых святых. Молитвенное обращение к ним особенно ценно сейчас, когда гибнут наши братья и сестры, разрушаются от снарядов православные храмы. Благодарные жители Каменки-Днепровской встретили и пронесли крестным ходом , и мощи Луки Крымского , которые прибыли в город по благословению Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского. По благословению святителя запорожской епархии, крестный ход возглавил благочинный Каменско-Днепровского округа, протоиерей Олег Чиквашвили, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, города Каменка-Днепровская.
Дай Бог, чтобы Каменская земля хранила веру православную, чтобы не оскудевала благодать в этих весях.