Перед началом Божественной литургии приготовленные платы были возложены на Святой Престол. Далее, после положенных молитвословий, митрополит Лука окропил платы святой водой и помазал их Святым Миром. Затем в каждый плат была вложена частица святых мощей.
Всего в этот день было освящено 40 антиминсов для новых православных общин Запорожской епархии Украинской Православной Церкви, а также для замены ветхих антиминсов. После чина освящения антиминсов Его Высокопреосвященство в сослужении духовенства совершил Божественную литургию, по окончании которой обратился к верующим с архипастырским словом.
«Несмотря на грандиозные достижения человеческой цивилизации, – сказал владыка, – мы так и не смогли познать себя.
– Человечество гордиться достижениями научного прогресса, научилось управлять атомной энергией, заглянула внутрь электронов и протонов, но при этом ничего не знает о том, как нужно бороться с грехами.Цивилизация так и не научилась познать Христа. Мы не смогли заглянуть внутрь своего сердца при всех достижениях кардиологии, кардиохирургии и трансплантологии. Мы научились пересаживать сердца, менять в них клапаны и устанавливать электрические кардиостимуляторы, но сердце по-прежнему для нас загадка, если, конечно, не рассматривать его лишь как мышечный орган для перекачивания крови. Мы так и не научились бороться со своими грехами и страстями, хотя у нас и есть достойные учителя. В первую очередь это, конечно же, Сам Христос, Его святые апостолы, угодники Божьи, которые вещают этому миру о спасении души уже много веков. Но часто ли мы слышим эти слова. Вот и сегодня многие пришли в храм Божий не ради спасения, а чтобы попросить что-то для благополучия земного своего, или своих близких. Чтобы попросить у Бога избавления от недугов телесных, но не ради совета и помощи в избавлении от грехов.А ведь если человек обратится к Богу именно за этим, всё в его в жизни может наладиться. И уже не придется просить ни о здоровье, ни о решении каких-либо житейских проблем. Всё станет на свои места, если Христос будет на первом».
По словам Его Высокопреосвященства, только жизнь по законам Божьим, следование за Христом, могут избавить человечество от многих социальных проблем и кровавых конфликтов.
«Стоит только человеку начать следовать за Христом, соизмерять свои поступки с буквой и духом закона Божьего, все в его жизни меняется к лучшему. Но стоит только появиться первой мысли, что это не обязательно делать, мол, миллионы так живут и ничего, то тут же все начнет рушиться. И разве закон в этом виноват? Проблема лишь в том, что не каждый человек способен жить по законам Божьим, потому что не каждое сердце способно воспринять Бога. Мало обладать знаниями о Боге, нужно иметь чистое сердце. Если человек во главу угла ставит только свое земное, то, конечно, в его жизни будет преобладать его земное, его страсти и желания. Земное будет им править и устанавливать ему правила, в которых нет места ни Богу, ни нравственности. А там где нет нравственности, там нет и соблюдения законов. Беззаконие – это когда безнравственность вводиться в ранг закона. Лишь правильные отношения с Богом и соблюдение главного закона, который дарует нам Христос, закона любви, помогут нам очистить наши сердца и выбраться из мрака безнравственности и бездуховности».
Справка:
Антиминс (греч. antimension «вместопрестолие», от греч. anti вместо и лат. mensa стол), четырехугольный плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб из льняной или шелковой материи, с вшитыми частицами мощей святых, на котором совершается Таинство Евхаристии.
Господь изображен на нем лежащим в четырехугольном гробе на плащанице. Пресвятая Богородица сидит у главы Спасителя, держит и лобызает ее. За Пресвятой Богородицей стоят три жены-мироносицы. Возле них располагается Иоанн Богослов, который, наклонившись к гробу, держит и лобызает руку Спасителя. Возле него, наклонясь к гробу, находится Иосиф, он держит и лобызает ноги Спасителя. За Иосифом с распростертыми руками стоит Никодим. У гроба лежат пелены, рядом с Крестом летят ангелы, а по углам антиминса изображены Св. Евангелисты.
Помимо изображений, антиминс имеет разного рода надписи: «ИС.ХС.НИ.КА.»; «Царь Славы»; «трость», «копие»; «М.Л.Р.Б.» (место лобное рай бысть); «копие», «губа» и т.п. В нижней части антиминса имеется надпись, указывающая на то, когда и какому храму был выдан антиминс, каким архиереем освящен, а также собственноручная подпись архиерея с прибавлением слов: «Божией милостью смиренный епископ…».
К антиминсу прилагаются частицы святых мощей, помазанные миром, которые влагаются в маленький мешочек и пришиваются с восточной стороны плата. Антиминс полагается на престол в илитоне (обвертке), как бы в гробных пеленах, или сударе (плате), которым было покрыто чело погребенного Спасителя (Ин. 20, 7). Таким образом, антиминс есть образ гроба Христова или плащаницы, в которой было положено Тело Христово.
Название «антиминс» («вместо престола») показывает, что он принят Церковью для свидетельства, что священнослужение в храме совершается по благословению архиерея, который освятил престол и располагаемый на нем антиминс, а также и для того, чтобы антиминс действительно служил вместо престола, когда гонители веры Христовой, пожар или иная опасность и необходимость вынуждала перенести богослужение на иное место. На свернутый в илитоне антиминс возлагаются святейшие знамения веры Христовой: Святое Евангелие, как скрижаль Нового Завета, — подобно скрижалям ветхозаветным, которые были положены в Ковчег Завета.
Обычно освящают сразу несколько Антиминсов. По греческим и славянским рукописям X-XVII вв., Антиминсы освящались одновременно с каким-либох рамом: после омовения специально освящаемой теплой водой престол отирался Антиминсом, после окропления престола душистым вином и помазания его святым миром Антиминсы также окроплялись и помазывались. По окончании чина освящения храма новые Антиминсы возлагались под индитию, на новоосвященных престоле и Антиминсе в течение 7 дней совершалась литургия, после чего Антиминсы убирали со святого престола, «разрезали и сшивали», архиерей расписывался на них. Блаженный архиепископ Фессалоникийский Симеон описывает такой же порядок освящения Антиминса, однако дополняет его некоторыми подробностями: после помазания Антиминса святым миром архиерей, «как и на трапезе, полагает четыре частички какой-либо ткани, во образ четырех евангелистов, которых написаны тут и имена»; далее он «соединяет и сшивает с антиминсом, который заменяет трапезу, два равные с ним плата: один — как бы срачицу, подобную срачице на трапезе, во образ плащаницы, которою Иосиф обвил тело умершего Христа; другую — как бы трапезофор, в честь престола Божия: ибо жертвенник есть престол и упокоение Божие. Среди него полагается илитон, во образ убруса». Кроме того, архиепископ Симеон указывает, что Антиминсы могли быть освящены отдельно от освящения храма, «на освященной уже трапезе, по снятии с нее одежд и распростертии антиминсов». Архиепископ Симеон отмечает, что освящение Антиминса на уже освященном престоле «по нужде может быть совершаемо, с позволения его [архиерея] и благочестивым священником, опытным в вещах божественных» (Симеон Солунский. Соч. С. 177-178), что противоречит всеобщей практике дозволять освящать Антиминсы только архиереям.