Вольнянский благочинный протоиерей Вячеслав Гончаренко провел праздничное богослужение, поздравил всех пришедших с праздником, напомнил, что через неделю православные христиане будут торжествовать Воскресение Христово, пожелал всем мира и добра и окропил святой водой.
Ва́ия (от греч. βαΐα — пальмовые ветви (ед. ч. βαΐον — пальмовая ветвь)) — пальмовые ветви, с которыми народ встречал Спасителя, во время Его шествия в Иерусалим незадолго до Крестных Страданий (Ин. 12:13).
Неделя ваий (церк.) — воскресенье за неделю до Пасхи, то же, что Вербное воскресенье — народное название двунадесятого праздника Вход Господень во Иерусалим. В воскресенье, когда Церковь празднует это событие, в храме совершается освящение молящихся, держащих в руках вербы, символизирующие, в северных широтах, ваии.
Распустившиеся ветви знаменуют победу жизни над смертью, совершенную Спасителем, и воскресение. Освященные вербы верующие приносят домой и хранят в красном углу.
«Много людей празднуют праздники и знают их названия, но не знают причин, почему они установлены» (свт. Иоанн Златоуст)
Истинная добродетель всегда выражается в доброделании, внутренние добрые побуждения выражаются во внешних знаках. Одним из примеров служит традиция Вербного воскресения приходить на богослужение с веточками вербы. Веточка в руках — знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!». «И мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне», — поется в тропаре праздника, — то есть «И мы, как те дети, что встречали Тебя пальмовыми ветвями — символом победы — Тебе, Господи, как Победителю смерти взываем «осанна».
Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего — «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.
В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда ее ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: «… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.