«Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа́», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, и глухих делает слышащими, и немых – говорящими».
По словам Его Высокопреосвященства, смысл этой притчи состоит не столько в том, что Христос освобождает человека от сковывающих его физических, телесных оков, сколько в том, что человек освобождается от оков духовных.
«Отныне у человека открываются уши и освобождается язык, и он приобретает способность, которой у него раньше не было, – слышать и делиться с окружающими тем, что он слышит. У нас с вами есть физическая способность слышать, наши органы чувств в состоянии воспринимать слова людей, но слышим ли голос нашей Матери-Церкви, слышим ли зов Самого Господа? Вы спросите, где голос Церкви и зов Господа? А священник, говорящий с амвона, а слова Священного Писания, звучащие во время богослужений, слышим ли мы все это? Мы можем сказать, что все это мы слышим, а как затем все истолковывается? Человеку свойственно, его мозг так устроен, что он не может передавать все слово в слово, а услышанное ретранслирует с учетом своего опыта и знаний. Вот почему Христос просил человека не спешить рассказывать о том, что он видел. Без помощи Божьей, без Божьей благодати, в одиночку, грешному человеку трудно постичь и истолковать смысл услышанного в храме и прочитанного в Евангелии. Бог нам открывает Себя, Он входит в нашу жизнь. Он очень близок к нам, и примеров этому великое множество. Нас поражает близость отношений Бога с человеком и человека с Богом. Но эта близость не должна вводить в заблуждение, она не похожа на обычную близость двух друзей, даже очень близких. Нередко такое «панибратское отношение» к Богу приводит к тому, что слова Христа или апостолов искажаются в угоду ситуации, или обстановки. В итоге все это ведет к созданию антихристианских мифов, развенчивать которые очень трудно, потому что они уже вошли в кровь и плоть людей. Священное Писание приводит нас к Богу и открывает путь Богопознания. «Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одного – ни душевного, ни телесного, который не мог бы получить исцеления из Писания», учит нас Иоанн Златоуст. Но для того, чтобы правильно услышать слово Божье, правильно понять его, мы должны подняться над суетой, над тем миром, в котором ложь и обман, ненависть и злоба. Это очень важно. Ведь мир этот, лежащий в грехах, не может научить нас добру, любви, милосердию. А если в сердце одна ненависть, откуда там взяться любви, даже если человек при этом знает наизусть многие Послания святых апостолов.
Святые отцы предупреждали об опасности самочинного толкования Писания. Из Писания можно извлечь столько же смыслов, сколько существует голов, и как раз поэтому необходимо ориентироваться на Предание Церкви при понимании Писания. Вспомните, как Господь строго указал апостолам, когда они неверно истолковали Его слова «берегитесь закваски саддукейской и фарисейской», и дал им правильное толкование. Также и апостол Иоанн в конце Евангелия специально предостерег от неправильного толкования слов Спасителя о нем – «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»Далеко не все равно, как толковать Слово Божие. Не всякое понимание священного текста является верным, а неверное понимание вовсе не безобидно. Например, то неверное понимание слов Спасителя об апостоле Иоанне – как якобы предречение ему бессмертия – после смерти апостола вызвало бы немалое смущение среди верующих и заронило бы сомнение в словах Спасителя».
В заключение своей проповеди Его Высокопреосвященство пожелал прежде чем толковать слова из Евангелия, научиться жить по Евангелию.
«Если человек живет ради собственного удовольствия, то он и других людей этому может научить. Если он ведет к себе, то, как он может привести к Богу? И мы, если мы хотим спасения этим людям, должны молиться за них, за общество, которое погибает. Это общество лежит во зле, но мы с вами в нем живем, и другого у нас никогда не будет, во всяком случае, здесь, на земле. Говорят, что хорошо там, где нас нет. На самом деле плохо там, где живет человек, пораженный язвами греха, от которых он не желает исцеляться. Будем же молиться за таких людей и всегда слышать зов Христа, проповедуя о Нем не только языком, но и своими делами».