Поздравив с началом Великого поста, началом весны духовной, Его Высокопреосвященство обратился к духовенству и мирянам с архипастырским словом о значении этого спасительного времени для каждого верующего.
«Покаяние является главным делом нашей души на протяжении всей нашей земной жизни. Призыв к покаянию был первым призывом, первой проповедью Христа. Само слово «покаяние» в переводе с греческого означает «сожаление, раскаяние», буквально: «изменение мыслей». Насколько это важно для каждого из нас, нынешних, живущих в эпоху тотальной информации, когда человеку уже трудно отличить свою ли он мысль высказывает, или только ретранслирует чужую, которую ему минуту назад навязали. Чтобы нашими мыслями и чувствами не манипулировал враг рода человеческого, чтобы мы не становились послушными рабами его слуг, нам нужен путь покаяния, необходимо исцеление от наших грехов. Ведь дьявол прекрасно знает все наши самые слабые места, знает, чего мы больше всего боимся, каким страстям потворствуем, и все это использует в своих интересах. И есть только один способ ему противостоять – начать выздоравливать, избавляться от своих духовных немощей. Но чтобы исцелиться, надо прежде всего почувствовать свою болезнь и познать нужду во враче, то есть признать свою греховность. Без признания ее человек болен безнадежно и находится в горделивом самообольщении. Христос – Врач наших немощей. Но Он ждет обращения к Нему, ждет признания от нас в своих грехах, и тогда Он снимает их с нас и дает силу бороться с грехом. Вот для чего нам нужно покаяние. Канон Андрея Критского, который мы начинаем читать – это не просто перечень грехов, незнакомых имен, фамилий, событий, которым сотни лет. Это те семена, которые в будущем принесут для нашей души плоды благодати Духа Святого. Но этих плодов может и не быть без нашего соработничество с Духом Святым, без нашего желания измениться, стать лучше. И начинать нужно с наших мыслей. Какие они? Добрые, светлые, направленные на созидание или на разрушение? Живем ли мы осуждением ближних, или напротив, сочувствием, состраданием, пониманием человеческой немощи и желанием помочь. В покаянии нуждаются все люди без исключения: все больны, все в духовных язвах. Как писал пророк Давид, «все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Человеку свойственно оправдывать свои проступки. Не стоит оправдываться тем, что проступок невелик, неважен, незначителен. Не бывает поступков ничтожных, каждый поступок может иметь серьезные последствия. Самое незначительное действие, мимоходом брошенное слово, самое мимолетное чувство – важны и реальны, как реально все в этом мире. Поэтому всё самое малое должно соответствовать самому главному и ничто нельзя почитать недостойным внимания или свободным от нашей ответственности. Победим же свое горделивое сознание о своей призрачной «праведности», пожалеем свою бедную, опозоренную грехом и страстями душу, находящуюся в рабстве лукавого духа, и осознаем для себя необходимость в деятельном, глубоком покаянии. Наши мысли напрямую зависят от многих органов чувств, на которые сейчас, как и в прошлом, оказывается самое серьезное влияние. Если во времена Христа это были книжники и фарисеи, то сейчас это лжепророки, пропагандисты и идеологи, зачастую от государства. Вот почему так важно обращать самое пристальное внимание на собственные мысли. Ведь человек – это индивидуум, который умеет не только мыслить, но и говорить. Язык является не только условием его общения, он регулирует всю его деятельность. Язык – либо ограничивает познание мира, делая невозможным понимание другого человека, либо делает это общение и познание безграничным. Но что происходит в мире, если на языке у человека, в его мыслях только зло и ненависть? Этот мир погружается в хаос, потому что князь мира, князь лукавства волнует каждую душу нерожденную от Бога, управляет помыслами всего рода человеческого и его желаниями. Чтобы этого не произошло, сегодня, как никогда, жизненно необходимо соработничество Бога и человека. Вся история человечества – это борьба добра и зла. А это значит, что человек может быть или с Богом, или против Него, – третьего не дано. И время Великого поста как раз и помогает нам найти ответ на самый главный вопрос: с кем мы?
Желаю всем нам, кто стал на спасительный путь Великой Четыредесятницы, на это славное поприще борьбы с грехами, найти правильный ответ, пройти его смело, ничего не боясь, как и подобает воину Христову, постоянно прислушиваться к своим чувствам, своим мыслям, заглядывать в глубину своего сердца, чтобы обнаружить в нем симптомы тех духовных недугов, которые тревожат и беспокоят нашу душу, мешая нам духовно пробуждаться».