Обращаясь к людям в притчах, Христос неоднократно акцентирует мысль о том, что наша земная жизнь имеет важное, уникальное значение. Пока человек живет в этом мире, он может задать направление своего пути в вечности. За порогом смерти он утрачивает способность изменяться – его духовное развитие продолжится в выбранном при жизни направлении добра или зла. Поэтому вектор нашего развития в земной жизни должен быть направлен ко Христу – это самое главное. Но как осуществить это на деле? Как, живя в этом непростом мире, достичь цели христианской жизни?
Прежде всего, как говорит Его Высокопреосвященство, необходимо иметь духовное чувство собственной греховности.
«Именно с чувства греха начинается наш путь к заветной цели. С осознания того, что мешает нам становиться праведными. Ведь, когда у человека болит, врач может поставить диагноз, собрав все симптомы болезни. А когда человек считает себя здоровым, будучи на самом деле больным, разве возможно в этом случае его исцеление. «Меня ничто не беспокоит, у меня ничего не болит, да ничего страшного», – часто говорят такие больные. Такое равнодушие приводит к гибели человеческого организма. И такое же равнодушие приводит к гибели человеческой души. Для того чтобы распознать, увидеть симптомы, первые признаки заболевания, человек должен о них говорить, а не замалчивать их и претворятся что ничего не происходит. Безразличие и духовная расслабленность не позволяет человеку сосредоточиться на достижении главной цели христианской жизни. Это одна из самых распространенных болезней современного человека, болезнь духовной расслабленности. Состояние, когда человек не заботится о своей душе. Это состояние поражает души не только тех, кто не ходит в храм, но и душу того, кто считает себя воцерковленным, кто считает, что если он соблюдает определенные ритуалы, он становится ближе к Богу. Этого мало, нужно еще всем своим сердцем, всей глубиной своих чувств, проникнуться тем, что совершается в храме. Находясь на богослужении, мы становимся свидетелями жизни Самого Господа, мы становимся участниками Его проповеди, Его Воскресения и Вознесения. Мы становимся Его сопричастниками в таинстве Евхаристии, мы становимся сосудами благодати Духа Святого, Который Он ниспослал каждому из нас. Когда человек стоит на молитве, Он общается с Самим Богом. А в повседневной нашей жизни, разве мы не должны общаясь с людьми, видеть в них прежде всего образ Божий. Разве не в этом состоит исполнение нами воли Божьей? Если мы хотим достичь намеченной цели, если наш путь действительно лежит навстречу ко Христу, то нашим главным желанием должно быть желание угодить Богу. В этом наш долг. А духовная расслабленность мешает нам исполнять свой долг, отвлекает от молитвы. Не позволяет сосредоточиться на нашем внутреннем состоянии. И что нас ждет в этом случае? Что ждет воина, который спит на своем посту? А ведь мы и есть воины Христовы. Каждый из нас крещен в жизнь вечную. Расслабившись в этой жизни, мы будем поглощены врагом рода человеческого.
Так, как же нам быть? Вот тут нам и пригодятся примеры угодников Божьих. Пример святого благоверного князя Святослава, имя которого носит этот храм. Его мать просила вести благообразную жизнь, быть верным Богу, видеть в ближнем образ Божий. И эти заповеди он исполнял до последней минуты своей жизни. Будучи влиятельным человеком, ему удавалось решать земные вопросы и при этом не терять своего духовного состояния, своего духовного борения, своего духовного горения. Когда человек будет задумываться о своей душе, о своей цели в жизни, он не станет говорить, что у него много проблем, много забот. Перед нами пример человека, который мог соединить и земное, и небесное. Мог решать земные дела и при этом не забывать Бога. И у нас это получится. Важно только начать действовать, а не искать оправданий своему бессилию, а на самом деле, безволию. Ведь тот, кто хочет достичь заветной цели, ищет возможности, а тот, кто не хочет, ищет причины».
В заключение Его Высокопреосвященство пожелал не искать причины в ком-то, а всегда помнить, что причина всех бед сам человек, его бездеятельность, его пассивность и расслабленность.
«Взирая на образ святого угодника Божьего Святослава, вспоминая его житие, задумайтесь и над своей жизнью, над её уникальностью. Господь дал нам эту жизнь, и теперь от нас, и только от нас зависит, как мы этой жизнью распорядимся. Мы – управители этой жизни, её устроители. Мы задаем направление нашего пути в жизнь вечную. И каким бы тернистым и трудным ни был наш путь, Господь нас никогда не оставит. Мы всегда можем полагаться на Его помощь и поддержку. Пусть Божье благословение, Божья поддержка и помощь всегда пребывают с вами во все дни вашей земной жизни».