Как отметил в своей проповеди Его Высокопреосвященство, любой грех ослепляет человека, мешая ему увидеть его предназначение.
«Для человека мало знать, как жить, ему гораздо важнее знать для чего и ради чего он живет, – ему необходимо знать назначение его жизни. А вот этого как раз он и не может знать, потому что его душа ослеплена грехом. В чем роль человека? Если человек считает себя маленьким винтиков в большом механизме, то, что может произойти с механизмом, выпади из него нужный винтик. Как любой механизм ломается из-за выхода одной из его пусть даже маленьких частей, так и наша душа может сломаться, стоит нам впасть даже в незначительный грех. Грех уничтожает все, что было отлажено и настроено Мастером. И уж если механизм вышел из строя, то, конечно же, починить его может только тот, кто его создал. Сегодня мы слышим рассказ о чуде, которое совершил Господь, вернув зрение слепому. Избавляя нас от греха, Господь возвращает нам зрение духовное. Только оно способно разглядеть наше предназначение. Отсутствие духовного зрения, как отсутствие света способно привести на край пропасти, на край гибели. Только Христос и святая Церковь являются для нас тем светом, который бережет от падения в бездну и духовной гибели. Но чтобы увидеть этот свет и видеть его всегда, вся наша жизнь должна быть посвящена Богу. Все, что ни делаем, мы должны делать сообразно с волею Божией. Прежде чем преступить к какому-нибудь делу, задумаемся, сообразно ли оно с волею Божией. И лишь удостоверившись, что оно точно сообразно с нею, делать так, как угодно Богу. Только с такой осмотрительностью и с таким ясным сознанием угодности Богу мы должны поступать. Только в этом случае мы сможем осознать, что все в жизни идет верно. Только это сознание наполняет наши сердца миром и спокойствием и той духовной радостью, которая рождается от чувства, что мы не чужие Богу, что Он видит наши добрые дела и наше желание поступать по воле Божьей. Сегодня наша Церковь предостерегает нас от духовной слепоты. При этом важно понимать, что не только в исцелении от физических болезней мы должны видеть великую милость Божью, но и в исцелении нашей души. Ведь главная цель Церкви в спасении нашей души, а не в исполнении наших потребностей. Церковь – это врата в Царствие Небесное. Лишь только слепец не может этого разглядеть. Наше маловерие как одна из форм духовной слепоты мешает это разглядеть. Неверие – это удел не только людей, которые отрицают Бога, оно глубоко проникает и в нашу жизнь. Поэтому мы часто пребываем в унынии, в панике, не знаем, что нам делать. Нас душат слезы, но это не слезы покаяния, они не очищают нас от греха – это слезы отчаяния, потому что мы забываем, что Господь все видит, мы злимся, ропщем, негодуем. Не лишайте себя веры, не лишайте себя света, не отказывайтесь от Матери-Церкви и не становитесь винтиками в руках дьявольских».
Поздравив с праздником, с днем памяти преподобного Максима Исповедника, Владыка призвал следовать его примеру, его стойкости в борьбе с ересью.
«Господь сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», а мы не верим. Мы не верим ни в свою молитву, ни в то, что Бог нас слышит, – не верим ничему. Вот поэтому у нас все и пусто, поэтому наша молитва как бы и не исполняется, она не может не только гору сдвинуть, а не может вообще ничего управить. Если бы мы действительно верили в Бога, тогда любого человека смогли бы на истинный путь направить. А направить на истинный путь возможно именно молитвой, потому что она оказывает человеку любовь. Молитва перед Богом – тайна, и в ней нет никакого насилия, есть только просьба: Господи, управь, помоги, исцели, спаси. «Ищите прежде всего Царствия Божия, и остальное все приложится вам». Но мы и этому не верим. Наша жизнь не устремлена в Царствие Божие, она больше направлена на людей, на человеческие отношения, на то, как бы здесь все наладить. Мы хотим удовлетворить собственную гордость, собственное тщеславие, собственное честолюбие. Если бы мы стремились к Царствию Небесному, то радовались бы, когда нас притесняют, когда нас обижают, потому что это способствует нашему вхождению в Царствие Небесное. Мы бы радовались болезни, а мы ропщем и ужасаемся. Мы боимся смерти, все стараемся продлить свое существование, но опять не ради Господа, не ради покаяния, а по своему маловерию, из страха.
Грех маловерия в нас проник очень глубоко, и с ним надо очень сильно бороться. Есть такое выражение – «подвиг веры», потому что только вера может подвигнуть человека на что-то настоящее. И если каждый раз, когда в нашей жизни складывается такая ситуация, что мы можем поступить по-божески и можем поступить по-человечески, – если каждый раз мы будем мужественно поступать по своей вере, то вера наша будет расти, она будет укрепляться, а мы духовно прозревать, дабы увидеть и исполнить свое истинное предназначение».