Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
«Событие, на пороге которого мы с вами стоим, — как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, — открывает перед нами одну из самых невероятных и удивительных перспектив, которые только могут быть возможны в жизни человека – перспективу богопознания.
Только открывается эта перспектива не в напряженной работе мысли и рассудка, не в философских способностях человека, а в евангельской нравственности, чистоте нашего сердца, возвышенной духовности, святости. Не случайно Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Бога могли слышать Авраам и Моисей, но открылся Он только в Новом Завете. При Крещении Господа миру явилась Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Казалось бы, после всего этого не должно на земле остаться ни одного человека, который бы еще сомневался в существовании Бога. Но попытки доказать Его существование, как и обратное, не прекращаются до сих пор. Причем весьма ученые люди, вооруженные знаниями во многих областях науки, не могут понять очевидное: человек, погрязший в грехе, никогда не сможет познать Бога. Бог познается только теми, кто верует, что Он есть, «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Первый шаг на пути познания Бога – признание верой Его существование. Такова воля Божья. Тому, кто её исполнит, Господь открывает дальнейшие глубины богопознания, при условии, конечно, если жизнь человека будет богоугодной. А как иначе? Разве человек, который не изумляется красоте, сложности и многообразию окружающего нас мира, способен что-нибудь увидеть? Как можно изучать океаны, горы и моря, не замечая их красоты? Но красота открывается только тому человеку, который сердцем стремится к ней, мечтает раствориться в ней и полностью наполнить ею свою душу».
Поздравив с праздником, Владыка пожелал наполнять душу ощущением присутствия Божьего в нашей жизни.
«Вокруг нас немало тех, кто может и имеет большие теоретические знания о Боге, но при этом не имеет живого и теплого общения с Ним. Такие люди скорее по своему образу жизни являются язычниками. Нам же следует помимо богословских знаний питать душу теплыми молитвами и исполнять заповеди Божьи. Бога мы должны познавать не только из Святого Писания, но и рассматривая окружающее мироздание и изучая самих себя. Проникая в свой нравственный мир до глубины совести, до различия добра и зла, мы начнем доходить и до понимания нравственных законов и до понимания нашей ответственности перед этими законами. Только через познание добра и зла человек поймет, что лишь Бог является единственным источником добра, любви и справедливости в этом мире. Вот почему так важно вовремя начать путь внутреннего освобождения от сковывающих нас уз греха, чтобы постоянно пребывать в состоянии сердечного молитвенного искания Бога».