После распада Советского Союза, после семидесяти лет безбожной власти и воинствующего атеизма, по всей стране стали строиться православные храмы. И все это время в обществе не утихают споры об экономической целесообразности такого строительства. Зачем строить храмы? Не лучше ли строить больницы, дороги, школы и детские сады? Зачем священникам и прихожанам тратить столько денег и средств на устройство места поклонения Богу, Который ясно сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
«Чаще всего такие вопросы, — как сказал в своем слове Его Высокопреосвященство, — задаются людьми далекими как от Православия, так и от Бога. Но лишь в одном с таким людьми можно согласить, – Богу действительно храмы не нужны. У Бога все есть. Он ни в чем не нуждается. Храмы нужны нам, – всем тем, кому Спаситель открыл истину о том, что нужно человеку. И этой простой мыслью пронизано все Евангелие. Но его нужно сначала прочитать, иначе невозможно понять, почему Бог исцеляет больного не простым повелением, не словом только, а использует для этого немало непонятных действий, которые, на первый взгляд, могут показаться бессмысленными. Мы должны понять, что Христос пришел к нам, не для того, чтобы сказать, что нужно Богу, а то, что нужно нам. Можно ли представить, чтобы здесь на земле существовал мир Божий без нашего желания стать лучше, стать добрее, милосерднее, без любви к ближнему своему. А ведь для этого и существуют храмы. Только здесь человек может очиститься от своих грехов, от всей той скверны, которая мешает нам жить в мире и согласии, мешает построить мир Божий. Сколько беззакония вокруг нас, порожденных человеческими пороками, человеческим жестокосердием и человеческой глупостью. Но может ли храм Божий исцелить от глупости? Конечно, может. Только не сам храм, как здание из стекла и бетона, а те Таинства, которые в нем совершаются, – все то, что происходит под его сводами силою Божественной благодати. Да, храмы никогда не заменят ни школ, ни больниц, ни детских садов. Но они и не должны их заменять. Как никто и ничто не сможет заменить Церковь, которая говорит о необходимости соблюдать законы Божьи, и главный из них – закон любви. Кто сейчас в нашем обществе говорит о любви к ближнему? Напротив, все делается для того, чтобы посеять вражду и ненависть. Каждый шаг, каждое решение власть имущих лишь усиливает гражданское противостояние, усугубляет конфронтацию на почве исторической памяти, которая для нас неразрывно связана с верой наших отцов и дедов. Предать веру сегодня – значит лишиться памяти и превратиться в манкуртов. Часто приходится слышать от противников строительства храмов, что молиться можно и дома. Да, дома можно и должно молиться. Но как дома совершить Божественную литургию, таинство Евхаристии, таинство Исповеди и другие таинства? Они совершаются только священниками и только в храмах. Господь принес человечеству правду о наших немощах и болезнях, Он явил нам и правду о Боге, Который разговаривает с человеком на доступном для него языке внешних действий и образов, посредством вещественных предметов. Это и есть Евангельская правда, которую логически понять невозможно, однако нельзя от нее убежать, не отказавшись от связи с Живым Богом. Поэтому не стоит подменять ее удобным самообольщением о том, что Бог у нас в душе, ибо Апостолы говорили о другом, они проповедовали «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». Да, скажем мы твердо, храм Богу не нужен, однако он необходим человеку, которого так любит Создатель! И в этом удивительном противоречии мы ясно видим Христову правду о человеке и его общении с Богом, познаем сокровенный евангельский смысл: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Поздравив всех с освящением нового храма, Владыка пожелал, чтобы он стал училищем добродетели, тем местом, где человек может не только очиститься от своих грехов, но и научиться творить добро, приумножать добро и побороть зло, чтобы человек жил в мире Божьем и жил по законам Божьим.