«У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим».
«Каждому, кто внимательно вчитывается в эту библейскую историю, не трудно заметить, – говорит Его Высокопреосвященство, – что в ней снова поднимается тема нашей веры. Не столько само чудо, а чудес в Капернауме Христос совершил немало, сколько Его слова, становятся серьезным упреком тем, кого принято называть богоизбранным народом. «Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры». Но что же такое вера? И каждого ли она способна спасти? Ведь именно на это обращает Господь наше внимание, когда говорит: «Иди, вера твоя спасла тебя». И после этого слепые прозревают, бесноватые выздоравливают, расслабленные встают. А еще Господь говорит: «Дерзай чадо, отпущаются ти греси твои». Выходит, что между нашими болезнями и грехами существует прямая связь, вернее, наши болезни становятся следствием наших грехов. И оттого, насколько сильна наша вера, насколько искренне мы покаемся в своих грехах, зависит наше здоровье, причем, как телесное, так и духовное. Сотник верил в милосердие Божье, потому и обратился к Христу. Его вера становится критерием любви и милосердия Божьего. Господь Сам пришел на помощь к тому, чье сердце было наполнено искренней верой. Мы с вами верующие люди, но зачастую мы не всегда можем адекватно ответить, что такое вера и как мы её понимаем. Иногда нам кажется, что вера – это лишь некая установка сознания о принятии тех или иных истин как абсолютных ценностей. На самом же деле вера – это, прежде всего, горение, это огонь. А показатель того, что огонь есть – теплота. Когда у верующего человека вокруг него не разливается никакой теплоты, значит, есть серьезные проблемы с верой этого человека. И наоборот, иногда приходится встречать среди людей, казалось бы, далеких от веры, от христианских ценностей, такую искреннюю доброту, такую отзывчивость и готовность помогать людям без различения званий, способностей, талантов, что удивляешься – неспроста у этих людей рождается теплота. Это именно те самые сотники, которые внешне, находясь далеко за пределами истинной Церкви, по сути, давно находятся уже внутри Нее. Пример сотника для нас весьма показателен. Он является тем мерилом, благодаря которому мы сможем определить, насколько глубока наша вера. Ведь, кто такой сотник? Римский военачальник, язычник, представитель оккупационной власти. Но за него приходят хлопотать еврейские старшины, потому что он делает много добрых дел. Он не относит себя к числу богоизбранных, но его уже избрал Господь. Он пришел просить Христа не за себя, а за своего слугу, который стал для него ближе родственника. Сегодня, когда мы молимся за наших усопших сродников, мы тем самым можем показать Господу нашу веру. Можем засвидетельствовать нашу любовь и нашу теплоту. Каждый человек получит от Господа по мере добра, которое он сделал, кто бы он ни был, какое положение в жизни ни занимал бы. Всякий человек получит свой жребий в будущей жизни в зависимости от того, как он вел себя в этой земной жизни – хорошо или худо. И это на всю вечность: или вечная радость, или вечная мука. Таким образом, вся наша жизнь земная как приготовление к жизни вечной, загробной, имеет величайший смысл,поскольку каждый шаг, каждый поступок, даже каждое слово наше расценивается под взглядом вечности. Будем же помнить об этом и стремиться возгревать в себе огонь веры, чтобы не оказаться нам некогда посрамленными рядом с теми, у кого этот огонь веры горел вне зависимости от его внешней принадлежности к той или иной нации».