Святая первомученица равноапостольная Фекла родилась в городе Иконии. Она была дочерью знатных и богатых родителей и отличалась необыкновенной красотой. В 18 лет ее обручили знатному юноше. Услышав проповедь святого апостола Павла о Спасителе, святая Фекла всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и твердо решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь Евангельской проповеди. По благословению апостола Павла, Святая Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии Исаврийской и прожила там долгие годы, непрестанно проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой. Многих язычников святая Фекла обратила ко Христу; Церковь достойно именует ее равноапостольной. Даже языческого жреца, посягнувшего на ее чистоту, она, наказав за дерзость, привела ко святому Крещению. Не раз враг рода человеческого пытался погубить святую Феклу через ослепленных грехом людей, но сила Божия всегда хранила верную рабу Христову.
«Образ первострадальной Феклы, — как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, — в нашем сознании неразрывно связан с понятием чистоты. Недаром имя святой первомученицы, молитвенницы о всех подвизающихся, поминается при пострижении женщин в монашество. Но что значит обладать внутренней духовной чистотой? Мы знаем, что тьма – это отсутствие света, а зло – это отсутствие добра. Обладать духовной чистотой, – значит постоянно пребывать в чистоте своих чувств, своих слов и мыслей, значит пребывать в сете Божественной любви. Святитель Николай Сербский говорил, что человек, который не видит мира и света в себе, не способен увидеть и своего места в этом мире. А раз он не видит света, то он и не способен отделить его от тьмы, как не способен доброе отделить от злого, а хорошее от плохого. Такой человек легко принимает тьму за свет, а проявления зла за добро. А если и не принимает, то его легко убедить в том, что черное на самом деле является белым, а белое – это черное. Только человеку, обладающему нравственной чистотой истины веры открываются все яснее и яснее. И вера его становится непоколебима. Если не стремиться к чистоте, к свету, человеку становится комфортно жить во тьме, и тогда ему становится дискомфортно, неудобно рядом с Богом. Почему? Кто создает этот дискомфорт? Разве Бог? Нет. Этот дискомфорт создает наш грех, сам человек. Вот в чем главный смысл сегодняшнего евангельского чтения. Если человек хочет жить в темноте и предаваться греховным страстям, он так и будет поступать. Если мы не хотим слушать Христа, не хотим бороться со своими грехами, нам никогда не вырваться из этой темноты, никогда не достичь нравственного очищения, никогда не приблизиться к Богу. Часто приходится слышать: «Где ваш Господь? Неужели Он не видит наших страданий?» А Господь на обочине нашей жизни, там, куда мы Его поставили. Оттого и жизнь наша так уродлива, оттого в ней столько горя и страданий. А вот если бы человек поставил Господа в центр своей жизни, где Ему и надлежит быть, то и жизнь тут же изменилась, исправилась, и увидел бы он Господа и не страдал бы в поисках Его. От чистоты духовной, от Бога, нас отделяет ложь и многочисленные оправдания своей лени. Ложные мысли, ложные слова, ложные желания – вот то, что уводит нас от Бога, погружая в мир иллюзий и ложного представления о жизни и нашем земном счастье. Бог по Своей чистоте и святости не открывается нечистому зрению, пока оно не очистится. Ибо сказано: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Будем же стремиться находить в себе свет, искать в себе и ближнем духовной чистоты, и тогда откроются наши духовные глаза, и увидим мы величие нашей души и красоту нашей жизни, озаренную светом Божественной любви».