Методический центр Запорожской епархии УПЦ совместно с кафедрой богословия и гуманитарных дисциплин КПУ к Дню учителя проводит среди учителей воскресных школ конкурс эссе «Что нужно изменить в современной воскресной школе?». Предлагаем ознакомиться с лучшими работами.
Сегодня о современной воскресной школе рассуждает Ермакова Елена Дмитриевна, педагог воскресной школы «Радость моя» храма прп. Серафима Саровского г. Мелитополя.
«Собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих… чтобы они слушали и учились, и чтобы боялись, Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего» (Втор.31:12).
Воскресная школа в современном обществе ищет эффективные формы существования. Что она может предложить современным детям? Как поощрить их прийти и остаться в церковном пространстве, начать свою собственную духовную жизнь?
Эти и другие аналогичные вопросы волнуют многих преподавателей. Но для начала немного истории. Воскресная школа – явление очень старое. Одни из первых воскресных школ были организованы в Киеве -11 и 25 октября 1859 года по инициативе кружка студентов, с разрешения и одобрения попечителя учебного округа Н. И. Пирогова (он принимал участие в преподавании). Вскоре подобные школы открылись в Могилёве, Одессе, Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Рязани, Елисаветграде. К 1 января 1861 года в С.-Петербурге существовало 20 воскресных школ, всего же в 1862 году действовало свыше 300 школ. Школы создавались для обучения детей и взрослых с целью духовно-нравственного просвещения, и распространения грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций.
Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал свое видение воскресного образования, как образования религиозно-нравственного содержания, т.к. такие занятия носили более образовательный, нежели воспитательный характер.
Именно это подвигло к поиску новых путей «распространения осмысленной грамотности». В воскресных школах применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники – «Азбука» В.А.Золотова, «Букварь южнорусский» Т.Г.Шевченко; при этом значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса.
В конце ХХ начале XXI века началось возрождение воскресных школ Русской Православной Церкви, основной задачей которых является духовное воспитание и образование, главным образом детей.
И вот здесь начинаются проблемы, с которыми сталкиваются большинство преподавателей воскресных школ. Теплая обстановка, милые преподаватели, интересные уроки, веселые праздники и подготовка к ним, паломничества, участие в богослужениях – все это для большинства детей не является достаточной причиной для регулярного посещения занятий. Всегда находится что-то, ради чего можно прогулять воскресную школу или вообще перестать в нее ходить. И закономерный вопрос — «Что с этим делать»?
Бог возлагает ответственность за воспитание детей на родителей. Христианское воспитание начинается с младенчества, но вначале ребенка воспитывает мать, затем все домашние и, наконец, когда ребенок уже способен продолжительное время оставаться без родных, к этому прибавляется школьное воспитание. Воскресная школа не может заменить родителей, но она является их хорошим помощником в православном воспитании детей. Воскресная школа – это дополнение к домашнему образованию. Только так. Родственники по крови только тогда становятся настоящей семьей, когда становятся близки друг другу духовно. Поэтому современные православные воскресные школы должны быть ориентированы не только на детей, но и на взрослых, поскольку безграмотность в вопросах веры приобрела почти повсеместный характер. И в первую очередь нужно учиться родителям. Родители – это самые главные воспитатели, самые главные авторитеты для ребенка. К сожалению, многие родители слишком уповают на то, что, независимо от их усилий, в воскресной школе ребенка научат быть православным христианином. Если в школе ребенку будут говорить, что нужно соблюдать пост, а родители в пост смотрят бесконечные ток-шоу, закусывая при этом колбаской и ветчинкой, то, скорее всего, такое обучение будет не только бесполезным, но и вредным. Получится, что дети либо будут осуждать родителей, либо будут учиться лицемерию.
Больно на душе, когда дети, проучившись в воскресной школе несколько лет, уходят из нее, потому что не чувствуют поддержки в семье. Спустя много лет после окончания воскресной школы мой сын признался мне, что самое сложное было утром проснуться, и как он благодарен за то, что я не шла у него на поводу, а придя на занятия, он уже не хотел уходить из школы. К сожалению, многие родители, любя своих чад, отдают их в разные кружки, а воскресная школа – когда будет время. В конце учебного года часто на вопрос «Почему Ваш сын (дочь) не пришли на урок?» слышишь в ответ — «У него (нее) много уроков, пусть хоть в воскресение отдохнет». Так у детей возникает потребительское отношение к вере, к Церкви, к воскресной школе.
Да благословит Господь родителей и учителей воскресной школы вместе, в согласии, трудиться, чтобы увидеть дорогих нашим сердцам детей на земле христианами, а в вечности — в Новом Иерусалиме.