«Владыка, простите пожалуйста, что своим пустым письмом, отвлекаю Вас от Ваших трудов и задач, возможно от молитвы, возможно от простого человеческого сна… Но мне правда, просто очень хочется Вас поддержать. Искренне, просто поддержать Вас, как служителя Церкви, как правящего архиерея, как простого человека. Если кто-то готов бросать камни, поливать грязью, кичится какими добродетелями, и преувеличивать (даже не преувеличивать, а гипертрофировать в невероятную степень) какие-то мнимые недостатки – пусть, все мы потом дадим ответ перед Господом. Сейчас не о том, сейчас о том – как живет наша православная семья в Запорожской епархии, как изменилась и как шаг за шагом, потихоньку, не спеша и спотыкаясь, но мы идем к Богу, и количество идущих увеличивается…
Я считаю себя неграмотной, не умеющей и незнающей «захожанкой» в храме. Но, никогда, ни один батюшка, священник, работник свечного ящика мне не нагрубил, не одернул, не указал на мое неумение или не знание. Нет, не было даже ни то что попытки упрекнуть, не было ни одного косого взгляда. Все что было, это когда то очень трогательно и по отечески один батюшка (к сожалению не знаю имени) рассказал мне о качестве моей исповеди… Этакий «мягкий подзатыльник», не больно, но все понятно, и главное – по заслугам. Его слова, тембр голоса я до сих пор вспоминаю с улыбкой на лице, и очень благодарна ему, это был хороший и главное правильный урок.
Кто то может обвинять служителей Церкви в какой то суровости, надменности, отстраненности от простых людей. Не знаю…не попадались мне такие, мне почему то попадаются очень улыбчивые, радостные и открытые батюшки. Помню, как один батюшка с большим удовольствием окроплял людей святой водой, и делал это обильно, с чувством, с расстановкой, я бы даже сказала – с индивидуальным подходом к каждому: кого-то аккуратно обрызгает, лезущего вперед за благодатью – невзначай стукнет кистью, разукрашенную барышню – так окропит водой, что вся туш просто стекает по лицу, знакомых ему прихожан – окропит с такой внутренней радостью – мол и они тут, милые и родные люди. Помню, как в храме встречали чудотворную икону, и было все – любовь к святыне, трепет когда батюшка взял икону в руки, страх как бы не повредить и, я бы даже сказала, не испачкать святыню, было умиление и блаженство от того, что вот оно – чудо в человеческих руках. Помню Ваши глаза, когда провожали Митрополита Онуфрия… очень сосредоточенный, сконцентрированный и внимательный взгляд на прихожан, которые жадно и как то – развязно, тянули руки к Владыке.. Помню глаза митрополита…бесконечно добрые, любящие, и «спокойно радостные» (глупое, конечно, определение, но все таки). Нет, не видела я суровости и надменности, эгоизма и тщеславия в наших батюшках. Какую-то детскую наивность – видела, вселенскую грусть – видела, человеческую усталость –видела, задор и получение удовольствия от своей работы – видела, деловитость и хозяйственность – видела. Видела – радость от привезенного от куда-то святого образа или частиц какого-то прославленного святого, причем это не батюшка договаривался, собирал деньги, не спал, мерз, добирался к месту назначения, вез, оформлял, растормаживал, нет, это не он, это Господь его сподобил… Видела, как один наш батюшка кайфовал от играющей в наушниках музыки.. знаете это такая потрясающая картина: большой и бородатый мужчина в рясе, широким и размашистым шагом идет по улице, и улыбается, и ему хорошо, и все нипочем.. ни жара, ни пыль, которую поднимает ветер с раскаленного асфальта, ни непослушные волосы, которые то и дело лезут в глаза, ничего не мешает ему счастливо идти. Это все видела….
Вам наверное, больше приходится сталкиваться с какими то недостатками в работе, недочетами, ошибками или нерадением…. Но, ведь все это свойственно и встретишь в каждой организации, учреждении, коллективе! Потому что везде есть человек, и в человеке есть все: слабость, лень, трусость, хамство, уныние, раздражение. Было, есть и будет, и не важно чем этот человек занят и к чему стремиться. Все мы одинаковые…. Почему-то мы предъявляем большие (даже завышенные) требования к священнику, врачу, учителю, при этом снисходительно относимся к недостаткам дворника, продавца и уж тем более терпимо относимся к «особенностям» человека — начальника. Большинство считает, раз человек — священник, раз он выбрал этот путь, значит, он «должен». Причем «должен» всем, во всем и всегда, должен в ущерб правилам (как в случае с трагически погибшим младенцем), должен в ущерб времени (когда приходят в храм и требуют немедленной исповеди / причастия / консультации), должен в ущерб материальных потребностей Церкви да и своей семьи (когда требуют бесплатных свечей, служб и проведения треб), должен терпеть хамство и оскорбления, должен помогать, должен быть врачом, психологом, быть советчиком в каких то бытовых нуждах, должен не есть, не спать… А на самом-то деле, батюшка должен одно –служить Богу, а не нам в наших прихотях.
Да, наверняка, недостатки есть, но ведь есть и достижения и их намного больше. Просто церковь не кричит на каждом углу о своих добродетелях, не расхваливает себя и своих членов, не делает из покупки оборудования для больницы какое-то чудо чудесное. Просто, берет и делает, систематически, в меру своих сил, выбирая из вороха проблем самые актуальные и болезненные. И делает..
Владыка, мне очень нравиться наш Иордан, хотя ни разу не принимала участие (страшно как то). При этом наш Иордан объединяет разных людей. Да, зачастую, больше половины не знает и не понимает историю праздника, сакраментального смысла, кто крестил, кого крестили, что явилось.… Не понимает и вряд ли удосужится понять. Но, если из той толпы будет хоть один человек, который потом заглянет в интернет, выделит время и почитает, а потом вдруг более осознано придет в Церковь – это достижение.
Спасибо Вам, за проведение крестных ходов! Удивительное зрелище, особенно когда стоишь у храма и ждешь участников. Это не парад каких то лиц, вышедших с непонятной целью, это не марши «за равенство / дружбу / бесчестие/просто пройтись», это не митинг что то требующих, зачастую не знающих что и от кого. Крестный ход ни с чем не спутаешь, это некое единство, «мощь духа», сила идущая вперед и влекущая за собой. Причем эта мощь/ сила всегда заканчивается тихой молитвой.
Разве плохо, то что делает наша Церковь, и наша православная община? Разве плохо, то к чему призывает, к чему стремиться? А разве плох проект «любовь милосердствует»? Разве плохо когда у нас возле храмов кормят бездомных? Разве плохо когда батюшки дружною толпою сдают кровь (причем кровь сдают и батюшки «очкарики», что в случае большой близорукости с учетом систематических нагрузок, и ограничений в пище может сослужить нехорошую шутку)? Разве плохо что в Запорожье привозят святыни, и есть точная копия плащаницы? Разве плохо когда церковь помнит и свою историю, и историю нашего края и всячески пытается восстановить недостающие фрагменты, показать примеры жизни удивительных людей? Плохо только то, что мы не ценим, не ценим труд, не ценим любовь, не ценим заботу, не ценим время потраченное на нас и ради нас.
Разве плохо, что Церковь и православие, уважает, всячески придерживается и пытается сохранить в чистоте и не занимается искажением или «подстраиванием» под себя многовековых правил. Правил поведения, правил вероисповедания, правил проведения служб, правил передачи из поколения в поколение знаний. Не нами все это было установлено, не нам и отменять…. Да и вообще, не ужели правила и законы присущи только церковной жизни и только православию? Неужели, когда мы обращаемся в гос.органы, суд, или когда идем в театр или на встречу, мы не соблюдаем определенные правила обращения, поведения, одежды? Глупое обвинение, особенно если учитывать, что большинство обвинителей не планирует даже разобраться с требованиями и законами Церкви. Мы не принимаем лекарства, не используем технику, не нанимаем электрика сменить проводку не ознакомившись с правилами эксплуатации, правилами приема лекарств, уровнем квалификации человека… Почему в одном случае и соглашаемся в необходимости изучения/ понимания, а в другом случае нет? Глупо.
Говорить можно много. И почему-то мне кажется, что в глубине души каждый клеветник, каждый недовольный, каждый критик, на самом деле понимает где истина, а где ложь, где адекватная оценка, а где предвзятость, где помощь, а где «замыливание» глаз и банальные действия «для галочки».
Мы прекрасно понимаем, что легко не будет…,да и никогда не было легко тем кто идет путем любви и милосердия. Но очень хочется Вас поддержать, Вы правильно все делаете, правильно расставляете акценты, правильно проводится организация тех или иных организаций, правильно что на уровне Епархии не происходит замалчивание ситуации. Все правильно, поверьте, Ваши труды не напрасны. И дай Бог, Вам здоровья и выдержки, мужества и отваги, силы духа и терпения, мудрости и рассудительности, вдохновения и озарения.
Всего Вам хорошего, дорогой наш Владыка!»
Мария Владимировна
«Дорогой владыка Лука, в связи с сложившимися обстоятельствами в Богом вверенной Вам епархии мне просто хочется Вас поддержать, хоть добрым словом. Смотрю, искушения так и сыплются на Вашу епархию, не отчаивайтесь, не переживайте Вы так. \»С ним есмь в скорби. Пс.90\» — говорит Бог через Давида, и \»Господь силен в брани. Пс.23\». Ситуация хоть и не приятная, и я и представить не могу как Вам тяжело, но нам не следует отчаиваться, унывать. Бог дает испытания по силам. Не пережевывайте, мы с Вами и молимся за Вас!»