Во Вселенской семье Православных Церквей Рождество нашего Спасителя отмечают как по григорианскому календарю 25 декабря, так и по юлианскому – 7 января. Украинская Православная Церковь, неотъемлемая часть Вселенской, равно как и Грузинская, Русская, Иерусалимская, Сербская и монахи Святой Горы Афон, живущие по юлианскому календарю, празднуют Рождество Христово в январе. Эта традиция нашего народа, то есть это событие аутентично связанно именно для украинцев с 7 января. Прискорбно отметить, что многие наши СМИ стремятся в Европу сильнее, чем того хотят граждане (да и сама Европа в принципе не больно рада нашему присовокуплению), начинают агитировать за традиции некоторых европейских стран отмечать в декабре. Резонно возникает вопрос: если вы украинцы – давайте сохранять украинское, а не растворяться, но почему вы ратуете за обезличивание украинцев, обзывая их «неправильными» или «ущербными»?
Необходимо подчеркнуть, что объединяют нас не даты праздников, а суть общения во Христе – Евхаристия, точно также, как отречение от данного общения – разъединяет. 25 декабря на венгерской земле – для православных венгров и греков это воспоминание Рождества Христа, для православных, живущих по юлианскому календарю – это память свт. Спиридона чудотворца. В связи с этим для верующего человека – Христос родился не для отчетности, а ради нашего спасения, и важна не дата, но суть – единство во Христе. В связи с этим в этот день вместе собрались вокруг Чаши Христовой православные венгры и греки, отмечающие Рождество Христово по григорианскому календарю, и православные славяне (русские, украинцы, молдаване, белорусы, поляки), воспоминающие память свт. Спиридона.
Для владыки Луки эта дата является знаменательной несколько по иной причине, так как 14 лет назад в Свято-Успенской Святогорской Лавре наместником монастыря – ныне митрополитом Святогорским Арсением (Яковенко) владыка был пострижен в мантию с именем Лука, в честь святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), а спустя некоторое время митрополитом Иларионом (Шукало) был возведен в сан архимандрита.
Во время богослужения вместе с владыкой молились: протоиерей Стефан Мадьяр, клирик Успенского кафедрального собора Будапешта, протоиерей Иоанн Кадар, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского Будапешта, протоиерей Николай Ким, настоятель прихода иконы Божией Матери «Живоносный источник» г. Хевиз; протоиерей Константин Костюкович, настоятель Свято-Андреевского собора г. Запорожье, священник Дмитрий Корнилов, настоятель прихода Живоначальной Троицы Будапешта, священник Святослав Булах, клирик того же прихода, священник Дмитрий Свирко, старший священник храма св. мц. царицы Александры; священноинок Илиодор (Кугатов) клирик Свято-Андреевского собора г. Запорожье.
Сердечно благодаря Преосвященнейшего владыку Тихона, духовенство и мирян за возможность совместной молитвы, Его Высокопреосвященство отметил, что для нас эта дата связана с именем святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, известного и любимого в нашем народе за его предстательство перед лицом Божьим.
«Святой Спиридон остается для нас примером праведной жизни, учит нас тому, как мы должны жить, чтобы быть с Богом. А быть с Богом – это означает идти по пути духовного совершенствования, вершиной которого является человеческая святость. В мир пришел Господь, чтобы показать, что этот мир может быть другим – наполненным светом разума, любви и доброты. И человеку уже не нужно трепетать перед Богом, ему лишь нужно подражать Ему, следовать за Ним, исполняя Его заповеди. На смену тьме, в которой пребывал человек, приходит свет, приходит Христос, чтобы исцелить души и дать великую надежду. Умаление себя, смирение, отсечение своего эгоизма – это путь к небесной славе, который предложил Христос. Идущий по этому пути становится святым, потому что обретает свободу. В первую очередь свободу от внешних обстоятельств, от порабощения внешней каждодневной суете, от служения маммоне, от служения всему тому, что реально порабощает человека. Быть святым – значит быть свободным человеком, которым невозможно манипулировать, который не является рабом греха, который, живя простой человеческой жизнью, остается свободным человеком, потому что он подчиняет себя воле Божией, а всё остальное вторично. И самый простой человек обретает способность стать святым, и у него словно вырастают крылья – только потому, что он в первую очередь преклоняет главу свою пред Богом и принимает Его Закон жизни. И пусть существуют разные даты празднования прихода в мир Спасителя, которые объясняются разными системами летоисчисления, церковными традициями, система ценностей для тех, кто хочет жить с Богом и стремится к святости, желая стать совершенным, остается неизменной».
Что касается годовщины монашеского пострига, то эти почти полтора десятка лет, по словам Его Высокопреосвященства, были как годами невыразимого счастья, так и годами тяжелых испытаний.
«Ведь монашество – это и счастье, и одновременно тяжелый крест. Если бы люди знали, какое это блаженство – быть монахом, и какое блаженство ждет монаха, если он будет достоин Царства Небесного, то все пошли бы в монахи. Но если бы люди знали, какая духовная брань, какие искушения и скорби ждут монаха, – не пошел бы никто. Яркий пример – сегодняшнее Богослужение, когда, я уверен, некоторые ретивые борцы за правду и обличители неправды, а на самом деле – бедные люди, пораженные грехом гордыни, буду обличать меня за возможность, хочу подчеркнуть, молиться вместе с вами, но не совершать новогодние карнавалы. Монашеский крест по плечу лишь тому, кому Господь дает возможность почувствовать радость общения с Ним. Если Господь не откроет человеку, какое это счастье – пребывать с Ним, человек никогда не пойдет на то, чтобы принять монашество. Господь на этом пути никогда не оставляет».