«Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».
«Этот фрагмент евангельского чтения, — как сказал Его Высокопреосвященство, — еще раз передает нам слова Христа. Это место особенно любимо и дорого мне лично. У каждого из нас есть места в Священном Писании, которые мы хорошо знаем наизусть и часто повторяем. В этом нет ничего удивительного, ведь Евангелие уже многие сотни лет остается путеводной звездой для тех, кто верит в справедливость, кто верит в правду и верит в любовь. Евангелие становится для нас нашей не просто настольной книгой, а Книгой Книг. Для человека, влюбленного в поэзию, настольной книгой может быть томик Пушкина или Пастернака, или другого поэта. Евангелие же – это совсем другое. В стихах поэтов человек находит то, что созвучно его душе, что помогает разобраться в душевных переживаниях и найти ответы на волнующие вопросы, ведь поэзия – это не просто зарифмованные мысли и слова. Поэзия помогает познавать мир при помощи образов и символов, помогает увидеть мир не таким, как он есть, а таким, как он должен быть, высекая «искру Божью в испорченном человеке». Евангелие тоже говорит с нами при помощи символов и образов и тоже помогает нам становиться лучше. Но разве можно только поэтому ставить между ними знак равенства? Возьмем только к рассмотрению сегодняшний стих. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные». Господь знает нас, как отец знает своих детей. И Он хочет, чтобы и мы так же узнали Его. А для этого Он хочет, чтобы мы возвышались духовно и нравственно, хочет, чтобы мы искали Царства Божьего и правды Его. Но Царство Божие не придет само собой. Ради него нужно потрудиться, но бремя это будет легким, ибо, как говорит Христос: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко». Христос говорит нам: «Не придет Царствие Божье приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо Царствие Божье внутрь вас есть». Господь нас называет обремененными. Но чем мы обременены? Не только повседневными заботами и делами, а прежде всего своими грехами и страстями. Избавиться от них, подняться до идеала, которым является для нас Христос, нам помогает слово Божье, которое ведет вперед и помогает строить жизнь на началах всеобщей любви, полной справедливости, признания всех законных прав личности. Евангелие – благая весть о спасении. Своими заповедями оно указывает нам путь к нравственной жизни. И от нас зависит, какой путь мы выберем. От нас зависит, будем ли мы сострадательными, милосердными, любящими, добрыми и справедливыми или будем злобными, завистливыми и недоброжелательными. У каждого человека должен быть свой идеал. Он есть и у нас, но наш идеал не временный, а вечный, его нельзя достичь, нельзя перерасти, но к нему нужно всегда стремиться, чтобы исполнить завет Христа: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».
Поздравляя с престольным праздником, Его Высокопреосвященство призвал «не забывать, что каждый человек является не только «обременненым, но и труждающимися». Следуйте за Христом и не бойтесь проповедовать, ибо уже не мы будем проповедовать, а Христос через нас будет проповедовать. Уже не мы будем бороться со страстями, а само Тело Христово и Кровь Его будут пополять всякую скверну. Но прежде всего мы должны иметь для этого желание. И пусть Господь по молитвам святого преподобного Саввы, память которого мы сегодня совершаем, помогает нам в несении тех тягот и того бремени, которые возложил на нас Христос».