Но что такое ум простой и лукавый? Ум простой тот, который принимает Слово Божие без хитроумия и без колебания входит в Христову Церковь для усыновления себя Богу. Ум же лукавый — это тот ум, который приступает к Слову Божию с лукавством, а в Церковь Христову вступает не как ученик, а как критик и судья, не для того, чтобы поучиться и следовать за Христом, а чтобы порассуждать, собою похвалиться и над Словом Божиим поглумиться. Ум лукавый это тот ум, который и Слово Божие и законы Церкви подводит под свои умствования; он не падет пред Христом ниц с мольбою — «верую, Господи, помоги моему неверию», ибо ум лукавый не ищет умножения данного ему таланта веры, но живет своим греховным «я». О таком человеке с лукавым умом недавно читали мы в местной прессе. Недавно этот человек обратился ко Христу и, о ужас, в им редактируемом журнале, ко дням Крестных Страданий Христа, поместил на Кресте распятого зайца в терновом венце… Этот «новообращенный» тип выявил, таким образом, свое лукавство, свой антихристианский лик.
Человек лукавого ума всегда не тверд в своих мыслях, ибо строит он жизнь свою не на твердом фундаменте веры и верности Христу, а на баснях человеческих, которые обильно ныне сеют в мире сем сатанисты. Ум лукавый всегда изменчив, ибо не имея основания в Боге, как в Абсолютном Авторитете и Источнике Света и Разума, он, под влиянием ветров разных философий, кружковщины и партийной принадлежности, колеблется, как маятник. Всегда в душе его неразбериха, и ходит человек лукавого ума в мире сем ощупью, в потемках, или в тоне наглеца и демагога. Не знает он чистой радости, его веселье обычно напускное, не из глубины оно исходит там, в глубине, у него хаос и мрак.
Человек с лукавым умом обычно упорствует в своем лукавстве. Почему он упорствует? Да, он сознает часто и чувствует, что что-то с ним неладно, что он в рабство попадает, и все же упорствует. Почему? Потому что, во-первых, — одержимый самолюбием и крайней степенью тщеславия, он стесняется «сдать свои позиции», ему кажется, что этим он лицо свое потеряет; во-вторых, — некоторые считают, что вера лишает человека свободы, они привыкли к ложной свободе ума; и в-третьих, — некоторые настолько увлеклись широким путем страстей, своеволия, что боятся и слышать о положительных заповедях, бегут от голоса совести и, сами того не замечая, прилагаются скотом несмысленным. Ум лукавый это — и источник разделений в Церкви Христовой, начало ересей и расколов. Посему-то и говорит нам Христос: «Отымите лукавство от душ ваших». Человек лукавого ума не может быть созидателем прочных основ общества и жизни народа. «Сыне, дай мне сердце твое», — взывает к нам Господь, чистое, от лукавства и лицемерия свободное, чтобы мог ты быть в мире сем Богу соработником. Аминь.
___________________________________________________________________________
«Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его».
В нынешнем Евангельском чтении говорит Господь, что последователи Христа должны всячески стараться о том, чтобы не стать рабами в заботах о земных благах. Мы знаем, что фарисеи, как и иудеи вообще, весь смысл своей жизни полагали именно в земных благах, с алчностью стремясь к обогащению. Обличая этот порок, Христос и говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле», где все неверно и непрочно, «но собирайте себе сокровища на небе». Ведь, если всецело предашься заботам собирания земных сокровищ, несомненно охладеешь к духовному, станешь забывать о небесном. «Ибо, -говорит Господь, — где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Что же нужно для того, чтобы сердце человека стремилось к небесному? Для этого нужно иметь внутренний свет в душе, чтобы ум ваш мог постигать истину о Боге и человеке во всей ее полноте. Ведь, если ум наш омрачен, то и сердце наше совратится от Бога и от истины, от знания и понимания самого себя, как человека. Ибо ум есть такой же светильник для души, каким око (глаз) является для тела. Отсюда — подобно тому, как «если око твое будет чисто, то и все тело твое светло будет; если же око твое будет худо, то и все тело твое будет темно»; так и в отношении души: если светел ум, то и душа светла, если помрачен ум, то помрачается и душа, и вместо небесного, духовного стремится она к земному, впадает в самообман, доводя человека до состояния скота и зверя.
Часто встречаются христиане, которые, даже сознавая греховность всецелой привязанности к земным благам, считают возможным совместить свою алчность с верностью небесному, с верностью духовным ценностям. Христос резко изобличает подобную попытку совместить несовместимое. «Не можете служить двум господам… Богу и мамоне», — говорит Господь. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их… Вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на лилии полевые… Итак, не заботьтесь и не говорите, что нам есть и что пить?.. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом».
В этом наставлении Господа Иисуса Христа никак не поощряется ни леность, ни беспечность. «Кто не трудится, тот не должен и есть», — говорит св. Писание. Это наставление Мессии-Христа лишь указывает на то, что последователи Христа не должны погружаться всецело в заботы об удовлетворении своих чувственных потребностей до забвения великой истины, что все мы дети одного Отца Небесного, что Его Промысл обнимает всю нашу жизнь.
Не сказал Господь: не трудитесь, не заботьтесь! А сказал: ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и все необходимое для жизни приложится вам. «Царствие Божие внутри вас», — говорит Господь.
Наставление Господа — «ищите прежде всего Царствия Божия» — это указание на основу основ мышления и делания человеческого, это призыв к активности, к действию — к волевому усилию, прежде всего, над самим собой. «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его» — иначе говоря: положи основу, фундамент и, затем, на нем начинай строить жизнь твою, семьи твоей и общества.
Святые Земли Российской, память которых отмечали мы в прошлое воскресенье, указывают нам путь к достижению Царства Божия внутри нас. Это путь веры, любви к Богу и верности Христу, побеждающие страх. Это наш с вами путь. Да будет помощником нашим на этом пути Святой, имени Которого ты, христианин, посвящен. Аминь.