Сегодня Святая Церковь дает возможность пережить тот час, который ожидает всё человечество, когда во славе на облаке явится Спаситель, когда закончится история, когда закончится последняя битва добра и зла, и Господь сядет на Престоле судить все человечество.
«Вся наша земная жизнь,- как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, — есть по сути лишь подготовка к этому часу. Мы знаем, что каждому из нас Господом уготовано Царствие Небесное, но заслуживаем ли мы? Что делаем, какие духовные труды совершаем, чтобы этот великий и торжественный момент настал? Всегда ли стремимся быть с Богом, жить по Его заповедям, исполнять Его святую волю? А ведь с нас Господь спросит строже, чем с остальных. «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому вверено много, с того много и взыщут», — говорит Христос. Поэтому, хотя грядущий Суд и будет совершаться по единому «кодексу», строже всего спросится с христиан, потому что им было дано и открыто все. Затем, уже по закону Ветхого Завета, будут судимы иудеи, которые не дошли до христианства, родились до Христа. Наконец, третья категория – это язычники, которые вообще ничего не знали о Боге Библии. У них не было прямого и явного Откровения, и судимы они будут по закону совести, которая и была для них мерилом плохого и хорошего. Но мы ведь не язычники. Каждый человек, даже самый отпетый преступник обладает совестью. Неслучайно человеческий суд, прежде чем вынести свой приговор, проводит экспертизу, чтобы убедиться, что подсудимый психически здоров, а значит, в состоянии отличить грешное от праведного, то есть сознательно идет против совести. Но на Страшном суде будет выноситься приговор не от имени общества, против которого совершено преступление.Не раз и не два Евангелие предупреждает нас о том, что мы будем судимы, и о том, как мы можем спастись и не быть осужденными. В одном месте Господь говорит: Не всякий, говорящий Мне «Господи, Господи», войдет в Царство Небесное… Нас не спасет строгое соблюдение форм жизни, нас не спасет благочестие, – то благочестие, которое скорее можно назвать внешним, и взять в кавычки, не спасет молитва, если мы молимся недостойно. На Страшном суде, как ясно выступает из сегодняшнего евангельского отрывка, Господь ничего не спросит нас о нашей вере, наших убеждениях или о том, как мы внешне старались угодить Ему. Он спросит нас: были ли вы человечны – или не были? Когда вы видели голодного, обернулись ли вы к нему сердцем сострадающим, дали ли ему еду? Когда вы видели бездомного, подумали ли вы о том, как обеспечить ему крышу, немножко тепла, немножко защищенности? Когда нам сказали, что кто-то, может быть, знакомый нам, опозорил себя и попал в тюрьму, преодолели ли мы стыд, что мы – его (или ее) друг, и навестили ли его? Когда мы видели кого-то, кому могли дать свой излишек, лишнее пальто, лишний предмет, который имели – повернулись ли мы и дали ли его? И это – всё, что Господь спрашивает, когда говорит о Страшном суде».
Отрадно и знаменательно, что именно в сегодняшний день были освящены церковные колокола. Отныне церковь приобретает в дополнение к внутреннему голосу еще и внешний, который по своей красоте невозможно ни с чем сравнить. Этот голос будет слышен всем вокруг, потому что поднимаясь все выше и выше, устремляясь к небесам, навечно свяжет землю и небо.
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви