«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью».
«Какое поучительное и утешительное для каждого из нас евангельское чтение, – говорит Его Высокопреосвященство. — На примере старшего из мытарей Закхея, – человека богатого и, вне всякого сомнения, жестокого, –мы убеждаемся в том, что даже в самой темной и жестокой душе могут зародиться чувства раскаяния и желания измениться и быть достойным общения с Богом. Что произошло с ним? Ведь ни одного слова упрека в адрес Закхея, а лишь обещание быть у него дома. Значит, увидел Господь в душе грешника желание очиститься, освободиться от оков греха. А можем ли мы, называющие себя православными христианами, тихонечко на исповеди священнику рассказать о своих грехах, раскаяться. Стремимся ли мы, вчитываясь в слово Божье, познать Его и возлюбить Его всей душой. На примере Закхея мы видим, каким должно быть раскаяние. Оно должно изменить человека настолько, чтобы злой стал добрым, обманщик стал честным, пьяница – трезвенником, чревоугодник – воздержанным, блудник – целомудренным, а скупой – щедрым. То есть грешник должен стать праведником. Если мы не меняемся после исповеди, если мы не победили в себе хотя бы один грех, если не избавились хотя бы от одной страсти, значит, покаяния не было. Был, в лучшем случае, отчет о проделанных грехах, список которых может занимать целую тетрадь, но это не покаяние. Или, еще хуже, формальность: «делом, словом и помышлением». Покаяться нужно так, чтобы приблизилось Царство Небесное. Мы должны, подобно старшему мытарю, увидеть себя в лучах славы Божьей, подняться над толпой, над своими страстями, гордыней и прежде всего завистью. Ведь ничто так убедительно не свидетельствует о благородстве и возвышенности человеческой души, как отсутствие в ней зависти. Что сделал Закхей, чтобы увидеть Божественный Лик Спасителя? Он забежал вперед и поднялся на смоковницу. Он сделал в глазах толпы смешной поступок, а в глазах Господа – великий поступок. Все эти насмешки, упреки и издевательства нисколько не пошатнули его веры, не ослабили его решительности увидеть Христа, как не могут и нас лишить счастья следовать за Господом и приносить ему плоды нашего искреннего раскаяния в собственных грехах».
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви