Свое пребывание в Токио запорожцы начали с посещения кладбища Янака (район Уено), на котором в начале ХХ в. за деньги, пожертвованные А. П. Синельниковой, был куплен небольшой участок земли, где похоронены святой равноапостольный Николай (Касаткин) архиепископ Японский, иерархи Японской Церкви: митрополиты Сергий (Тихомиров) и Феодосий (Нагасима), епископ Николай (Киицы Оно).
Могила св.равнап. Николая Японского
Могила епископа Николая (Оно)
Могила митрополита Сергия (Тихомирова)
Могила митрополита Феодосия (Нагасима)
Перед местом захоронения святого равноапостольного Николая Японского паломники совершили молебен во время которого вознесли молитвы о мире в Украине. Запорожцев встречал и сопровождал по Токио протоиерей Николай Коцюбан, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Токио.
После молебна владыка Лука вместе с сопровождающими лицами проследовали в главный храм Японской Автономной Православной Церкви – в честь Воскресения Христова, более известный у всех японцев как храм Никорай-до, на пороге которого владыку встретил протоиерей Иоанн Оно, который рассказал историю храма, о его святынях. Осмотрев храм и приложившись к святыням, запорожцы вместе с о. Иоанном направились в расположенный возле храма домик, в котором проживает Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви – Высокопреосвященнейший Даниил митрополит Токийский и всея Японии. Владыка Даниил встретил запорожцев в своих покоях.
В своем слове митрополит Даниил отметил то, что Украина хоть и находится географически очень далеко от Японии, но он пристально следит за событиями происходящими в ней, молит Бога, чтобы по молитвам Царицы Небесной и святого равноапостольного Николая прекратился вооруженный конфликт на украинской земле. Также высказал свою поддержку Украинской Православной Церкви, во главе с Её Предстоятелем «братом во Христе» – Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Владыка Даниил подчеркнул, что Япония – страна, которая подвержена частым землетрясениям, но японский народ не впадает в панику при очередном толчке, так как в случае опасности каждый знает, что нужно делать. Так и украинский народ, имеющий большое количество святых угодников, такую замечательную Киево-Печерскую Лавру, множество величественных храмов, если будет держатся «спасительного корабля – Украинскую Православную Церковь» и слушать Её Предстоятеля, «верного кормчего», который ведет свою паству ко спасению, не будет ничего боятся. Отдельно владыка-митрополит остановился на «филаретовском расколе», который он сравнил с раковой опухолью, распространяющей свои метастазы по всему организму, отравляя его. Так и раскольники – распространяют своих клевретов по другим каноническим территориям Православных Церквей, вплоть даже до Японии.
В свою очередь владыка Лука рассказал Высокопреосвященнейшему Даниилу об истории, святых, социальной и гуманитарной деятельности Запорожской епархии, казачестве, особо остановился на Миссионерских днях, которые посвящены святому Николаю Японскому. Владыка Даниил был удивлен тем, что в Запорожье есть знатоки японского языка, благодаря которым дети воскресных школ смогли прикоснуться к японской культуре и даже сами написать несколько иероглифов на японском языке, символизирующих духовные понятия.
Митрополит Даниил заверил о молитвах верных чад Японской Церкви за Украину в этот тяжелейший для страны период и передал слова братской поддержки.
В заключении стороны обменялись памятными подарками.
Японская Автономная Православная Церковь
Русская Духовная Миссия в Японии была основана русским миссионером архимандритом (затем архиепископом) Николаем (Касаткиным) (1836—1912), который прибыл в Японию в 1861 году по решению Святейшего Синода. В 1870 году он основал и возглавил Русскую Православную Миссию в Японии. Перевёл на японский язык Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор.
В 1879 году в Токио в помещениях примыкающих к кафедральному собору была открыта Токийская православная духовная семинария, которая действует до сего дня.
Церковный собор, состоявшийся в июле 1879 года в лице 112 делегатов-японцев постановил ходатайствовать перед Святейшим Синодом о рукоположении начальника Миссии архимандрита Николая (Касаткина) в сан епископа.
В 1880 года Японская Православная Церковь насчитывала 5377 членов, 6 японских священников, 78 японцев-катехизаторов. Для подготовки преподавателей и священнослужителей была учреждена духовная семинария в Токио и 6 духовных училищ. Имелись две школы для обучения девочек. В начале 1903 года в Японии было уже 28230 православных.
В 1912 году (на последний год служения архиепископа Николая) в Японии насчитывалось уже 33 тысячи православных христиан и 266 приходов. Было открыто и построено 175 временных церквей и 8 церквей стационарных, в клире состояло 40 священнослужителей-японцев.
После революции 1917 года Православная Церковь в Японии стала фактически самоуправляющейся. Японские приходы, лишённые финансовой поддержки из России, перешли на самофинансирование, что заставило значительно урезать миссионерскую и просветительскую работу.
В 1939 году в Японии был издан закон, согласно которому лишь урождённые японцы могли возглавлять религиозные общины. Митрополит Сергий (Тихомиров) 4 сентября 1940 года был вынужден уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасава, пользовавшемуся доверием военных кругов Японии.
Вопрос об избрании нового предстоятеля разделил японскую паству, но более влиятельная группа выдвинула кандидатуру старейшего японского протоиерея, Иоанна Оно. В марте 1941 о. Иоанн принял постриг в Харбине, а 6 апреля 1941 состоялась хиротония архимандрита Николая (Оно) во епископа Токийского и Японского архиереями Русской Зарубежной Церкви. Многие японские верующие оказали сопротивление новому епископу но, на Внеочередном Церковном Соборе 18 июня 1941 года, проходившем под наблюдением японских властей, епископ Николай был признан Предстоятелем.
Официально ушедший на покой митрополит Сергий продолжал оказывать помощь епископу Николаю в управлении Миссией. В апреле 1945 года митрополит Сергий был арестован, по подозрению в шпионаже, и был подвергнут пыткам и после сорокадневного заключения отпущен. Его здоровье оказалось сильно подорвано. Через три месяца, 10 августа 1945 года митрополит Сергий скончался в маленькой однокомнатной квартире на окраине Токио.
5-6 апреля 1946 года состоялся первый послевоенный Японский Церковный Собор, вынесший решение об удалении епископа Николая от управления. Хотя решение воссоединиться с Московской Патриархией было уже сделано Японской Консисторией в конце марта 1946 года и японская паства во главе с епископом Николаем была принята патриархом Алексием I, под влиянием Американских Оккупационных Властей Собор призвал православного епископа из «Американской митрополии». Американские власти не допустили въезд в страну епископов Бориса (Вика) и Сергия (Ларина), посланных Московской Патриархией.
В начале 1947 года в Японию из США прибыл епископ Вениамин (Басалыга). При поддержке властей он встал во главе большинства японских православных, а также Корейской миссии, которая в 1955 году вышла из подчинения «Американской митрополии» и перешла под омофор Константинопольского Патриарха.
Меньшая часть японской паствы во главе с епископом Николаем (Оно) и протоиереем Антонием Такай отказалось войти в Американскую юрисдикцию и продолжала своё существование как Японское благочиние Московского Патриархата. 10 декабря 1967 года иеромонах Николай (Саяма) был рукоположён во епископа Токийского и всея Японии в Ленинграде и объявлен главой Русской Миссии, продолжателем дела Николая Японского.
В 1969 году, в ряде встреч и Соборов, было достигнуто полное примирение между «Американской митрополией» и Русской Церковью, а также принято решение об учреждении Автономной Японской Церкви в юрисдикции Московской Патриархии.
В 1970 году последний глава Японской епархии «Американской митрополии» владыка Владимир (Нагосский) возглавил японскую делегацию к Русской Церкви и 10 апреля состоялось подписание Томоса об автономии Японской Церкви, возведение владыки Владимира в сан «Архиепископа Токийского, Митрополита всея Японии», и канонизация Николая Японского в лике святых равноапостольных. Большинство Поместных Церквей во главе с Константинопольским Патриархатом не признали новой автономии.
Менее чем через два года митрополит Владимир уехал на покой в США и 19 марта 1972 года новым предстоятелем был избран владыка Феодосий (Нагасима). Митрополит Феодосий немедленно занялся обновлением церковной жизни, дав новый импульс семинарскому образованию и способствуя укреплению связей между приходами. Первые десять лет его пастырских трудов были посвящены переустройству церковной структуры и активизации церковной жизни. Когда Японская Церковь обрела новый уклад, началась реставрация Токийского кафедрального собора. Ввиду исполнения столетия со дня его возведения Японская Церковь и правительство решили обновить его полностью.
В 2005 году в Токио, рядом с кафедральным собором Воскресения Христова (Никорай-до) по благословению митрополита Токийского и всей Японии Даниила был образован первый монастырь Японской Автономной Православной Церкви. Настоятелем монастыря, освященного в 2006 году в честь равноапостольного Николая Японского, стал иеромонах Троице-Сергиевой лавры Герасим (Шевцов). В клире состоит 22 священника и 6 диаконов (2008 г.).
Архиепископ Николай Японский (в миру — Иван Дмитриевич Касаткин) родился (13) августа 1836 в Березовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии (ныне д.Береза Мостовского сельского округа Оленинского района Тверской обл.) в семье дьякона. Окончил Бельское духовное училище и Смоленскую духовную семинарию. В числе лучших учеников в 1857 году был рекомендован и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию где в 1860 году, узнав, что есть вакансия на должность настоятеля церкви при недавно открытом русском консульстве в городе Хакодатэ (Япония), подал заявку и был избран для этого служения. Тогда же принял постриг.
2 июля 1861 года прибыл в Хакодатэ. Первые годы своего нахождения в Японии о. Николай самостоятельно изучал японский язык, культуру и быт японцев и занимался организационными вопросами для открытия подворья Русской Православной Церкви. Первым японцем, обращённым в христианство о. Николаем в 1868 году, стал синтоистский священнослужитель Такума Савабэ, бывший самурай, пришедший в дом к о. Николаю, чтобы убить его, так как считал, что христианство — средство, используемое другими государствами для захвата Японии. Но святитель остановил его, сказав, что нельзя судить о каком-либо предмете, не зная его. Это высказывание заинтриговало синтоиста. Впоследствии он часто беседовал с о. Николаем, с величайшей любознательностью впитывал в себя неведомое для себя учение, а затем принял православие и в конце концов стал священником. К 1870 году православная община насчитывала свыше 4 000 человек, а к 1912 году — около 33 тысяч человек и 266 православных общин.
За полвека служения в Японии покидал её только дважды: в 1870 и в 1880 году. В 1870 году по ходатайству о. Николая, возведённого в сан архимандрита, была открыта Русская Духовная Миссия с центром в Токио в ведении Камчатской епархии. В 1880 в Санкт-Петербурге, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры году о. Николай рукоположен в сан епископа Ревельского, викария Рижской епархии. В процессе миссионерской деятельности о. Николай перевёл на японский язык Священное Писание, другие богослужебные книги, создал духовную семинарию, начальные школы для девочек и мальчиков, библиотеку, приют и другие учреждения. Издавал православный журнал «Церковный вестник» на японском языке. 8 марта 1891 года был освящен кафедральный Воскресенский собор (называемый японцами Никорай-до).
Во время русско-японской войны остался со своей паствой в Японии, однако в общественных богослужениях участия не принимал, так как согласно чинопоследованию богослужений (и благословению самого свт. Николая Японского), японские христиане молились о победе своей страны над Россией: «Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви… Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране».
Когда в Японию стали прибывать русские пленные (общее их число достигало 73 тыс. чел.), епископ Николай с согласия японского правительства образовал Общество духовного утешения военнопленных. Для окормления пленных им были отобраны пять священников, владевших русским языком. Пленные снабжались иконами и книгами. Сам владыка неоднократно обращался к ним письменно (его самого к пленным не пускали).
24 марта 1906 года Святейший Синод возвёл его в сан архиепископа Японского. В том же году было основано Киотское викариатство.
Архиепископ Николай скончался 3 (16) февраля 1912г. В день похорон утром на четырех престолах было отслужено четыре литургии об упокоении души архиепископа Николая. В 11 часов в соборе Воскресения Христова началось отпевание, совершавшееся, главным образом, по-японски. Среди прочих венков выделялся венок от императора Японии — этой чести иностранцы удостаивались исключительно редко. После отпевания гроб был обнесен вокруг собора и установлен на колесницу. Похоронная процессия, растянувшаяся на десять километров, направилась к кладбищу. Японский император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение его останков в пределах города.
Прославлен в лике святых как равноапостольный; память — 3 (16) февраля.
Собор Воскресения Христова – кафедральный собор Японской Автономной Православной Церкви находится в Токио (квартал Канда-Суругадай, Тиёда). Известен также под названием «Никорай-До». Имеет официальный статус важного памятника культуры Японского государства (с марта 1962 года).
Первый храм в предместье Суругадай был построен в 1871 году, когда Японская Православная Миссия во главе с архимандритом Николаем (Касаткиным) переселилась в Токио. Никольская церковь была домовой в здании Миссии. Храм был тесен и, по словам архимандрита Николая (Касаткина), не проходило службы без того, «чтобы не падали в обморок от тесноты и духоты». Верующие собирались слушать службу на лестнице и в соседних комнатах. Необходимость строительства нового большого храма всё более возрастала.
Сразу после хиротонии во епископа Николай (Касаткин) стал собирать средства на строительство собора в Токио, произнося проповеди в различных городах России. Им было собрано более 130 000 рублей.
В марте 1884 года на холме Суругадай рядом с Православной миссией была совершена закладка соборного храма. Храм строился по проекту М. А. Щурупова, дизайн осуществил британский архитектор Джозайя Кондер, а строительство вёл Нагасато Тайсукэ.
24 февраля (8 марта) 1891 года собор Воскресения Христова был освящён. Собор был открыт ежедневно, всем посещающим храм специально назначенный человек давал объяснения, а в случае интереса к православию указывал адрес ближайшего катехизатора в Токио или на родине гостя.
В 1917 году Воскресенский собор, как и вся Японская миссия, утратил финансовую поддержку из России. Были закрыты семинария и женская школа.
Великое землетрясение Канто, произошедшее 1 сентября 1923 года, нанесло огромный урон храму. Освящение возобновлённого собора состоялось 15 декабря 1929 года.
В условиях военного времени из-за нехватки продовольствия богослужения стали нерегулярными. Во избежание разрушений при бомбардировках здание собора было выкрашено в чёрный цвет. В 1946 году состояние храма характеризовалось как запущенное. Богослужения практически прекратились.
Возобновление служб относится к 1949 году. В 1950 году при Воскресенском соборе была открыта Никольская школа («Никорай гакуин»); 13 февраля того же года было основано Общество утренней зари; в 1951 году при храме начало свою деятельность сестричество; а 7 октября 1954 года вновь открылась Духовная семинария.
Статус кафедрального собора Японской Автономной Православной Церкви храм получил 22 марта 1972 года.
В ноябре 1974 года приход стал издавать ежемесячный печатный орган — «Новости „Никорай-до“».
19 марта 1978 года была освящена часовня святителя Николая Японского, выстроенная с южной стороны собора. В это же время возобновилась практика открытого доступа в собор всех желающих осмотреть его.
В феврале 1991 года начался ремонт. 10 мая 1998 года состоялось освящение отреставрированного собора.
Собор построен в русско-византийском стиле. По форме представляет собой крест правильной формы с неширокими крыльями. Храм рассчитан на 2000 человек. Высота купола с крестом — 35 метров; высота колокольни — 40 метров; высота от пола до свода купола — 26 метров. На колокольне находится восемь больших и малых колоколов.
Внутри стены храма белые. Окна высокие, с витражами. Часть икон собора — копии произведений В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. Иконостас собора покрыт золотом и платиной.
Митрополит Даниил (в миру Икуо Нусиро) родился 5 сентября 1938г. в православной семье в городе Тоёхаси префектуры Айти в Японии. В 1962 году окончил факультет французской литературы университета Айти. Крещён с именем Иуда в честь апостола Иуды Фаддея, брата Господня. В 1965 году окончил Токийскую духовную семинарию, В 1968 году — Свято-Владимирскую духовную академию в Нью-Йорке (США), где получил степень магистра богословия.
В ноябре 1969 года в Токийском соборе Воскресения Христова рукоположен во диакона, в январе 1972 года — во пресвитера, назначен настоятелем храма апостола Матфея в Тоёхаси. Впоследствии был возведён в сан протоиерея. Овдовел. 14-15 июня 1999 года на совещании клира Японской Православной Церкви был выдвинут кандидатом в архиереи для представления Патриарху и Священному Синоду Русской Православной Церкви.
20 августа 1999 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавре принял монашеский постриг с наречением имени Даниил, в честь благоверного князя Даниила Московского.
14 ноября 1999 года в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы хиротонисан во епископа Киотского и управляющего Западно-Японской епархией Японской Автономной Православной Церкви.
После неожиданной болезни епископа Петра (Арихара), благословленного занять Токийскую митрополичью кафедру, Чрезвычайным Поместным Собором Японской Автономной Церкви избран новым предстоятелем Японской Автономной Церкви 6 мая 2000 года.
С 14 мая 2000 года — митрополит Токийский и всей Японии, глава Автономной Японской Православной Церкви.