Каково же было мое удивление, когда из официальных источников я узнал, что Александр Сергеевич (в СМИ именуемый «епископом Фотием»), представитель религиозной организации «Киевский Патриархат», позиционирующий себя как представитель духовенства «…У Гуляйпіллі вшанував пам’ять Нестора Івановича Махна». Я прекрасно понимаю, что в свободной стране, каждый может почитать память кого, как и когда угодно. Но тут, как говориться: «Вы или рясу снимите, или …». Исторические факты, а они вещь упрямая, свидетельствуют, что Нестор Махно и его сторонники убили многих священников — и не за какие-то их преступления, — а просто потому, что священники. По мнению анархистов, духовенство обслуживало интересы эксплуататоров, пытаясь заглушить религиозным «опиумом» народное недовольство эксплуатацией. Так, в 1919 году в окрестностях Гуляйполя были зверски убиты священники Иоанн Кретиним и Андроник Мантиовский. И таких примеров, к сожалению, множество. На станции Орехово Махно приказал живым сжечь священника — в паровозной топке. И слова о «важливості збереження та розвитку української національної духовності, дослідження правдивого історичного минулого, виховання молоді…» звучат как минимум кощунственно. Воспитание молодежи жить, работать и учиться «по-махновски» – это просто шедевр, голова идет кругом. Учитывая, что Нестор Иванович имел два класса образования. С 14 октября 1906 года в составе группы участвовал в террористических актах и «экспроприациях» богачей. Впервые арестован в конце 1906 года за незаконное хранение оружия, затем — 5 октября 1907 года по обвинению в покушении на жизнь гуляйпольских стражников Захарова и Быкова (содержался в Александровской уездной тюрьме). 26 августа 1908 года арестован за убийство чиновника военной управы… Представляете по-махновски воспитанную молодежь, – братки 90-х покажутся невинными овечками.
Ну а, опять цитирую официальное сообщение, «виховання молоді у любові до Української Православної Церкви, української культури, мови, історії свого краю». С этим я, конечно же, согласен, Особенно с любовью к Украинской Православной Церкви, да-да. Без всяких приставок типа «КП». Приставки, которая как клеймо, которым метили в средневековье разбойников, отмечает предавших мировое Православие, неразрывной частью которого является Украинская Православная Церковь. Клеймо, которого стыдятся, и при каждом удобном случае лукаво скрывают и сами представители «Киевского Патриархата», маскируясь под каноническую Церковь.
Так почему же Александр Сергеевич, он же «Фотий», он же «владыка», он же «епископ» почитал память Нестора Махно, члена «Крестьянской группы анархо-коммунистов» (другое название — «Союз вольных хлеборобов»), действовавшей в Гуляйполе? Могу сделать лишь несколько предположений. Предположение первое – банальное незнание истории. Когда мы видим попытки выдать Нестора Махно за украинского националиста, и сталкиваемся лишь с политической ангажированностью, передергиванием фактов и манипулированием общественным мнением со стороны заинтересованных украинских историков, журналистов и общественных деятелей. Но для «викладача пастирського Богослів’я Дніпровської Духовної Семінарії» просто стыдно этого не знать и так поступать.
Второе предположение – «запрошення координаційної ради у справах козацтва при Облдержадміністраціїї у Запорізькій області». Волшебное слово «облгосадминистрация», которое побуждает Александра Сергеевича идти на «край света», с вечера до утра служить заупокойные литии, заздравные молебны, и неважно кому, как говаривали казаки, «хоть дидьку лысому».
И, наконец, третье – все тот же когнитивный диссонанс, о котором я говорил в начале, но это, как говориться уже медицинская проблема…
Чему он может научить бедных молодых людей?
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви