×
Вторник, 22 Мая 2018
прор. Иса́ии (VIII в. до Р. Х.);
мч. Христофора Ликийского (ок. 250);
Перенесение мощей святителя и чудотворца свт. Николая, архиепископа из Мир Ликийских в Бар (1087);
прп. Ио́сифа Оптинского (1911);

прп. Ши́о (Симео́на) Мгвимского (VI) (Груз.);

сщмч. Дими́трия Воскресенского, пресвитера (1938);
сщмч. Васи́лия Колосова, пресвитера (1939);
Икон Божией Матери: Перекопская.
Вторник, 22 Мая 2018
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви.
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.


Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/pubitem/sposob-spaseniya-zhizn
голосов: 1
5 1
30 Ноября 2017 г

О том, что такое путь спасения, как найти его конкретно для себя и почему самое простое оказывается порой очень непростым.

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/11/279090.b.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/11/279090.b-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

«Как спастись лично мне?»

Бывает, что человек в разговоре со священником задает вопрос о том, каков путь спасения конкретно для него, просит совета. Что на это можно ответить?

Во многих древних патериках есть такие эпизоды: приходит кто-то из братии либо человек из мира к святому старцу и спрашивает: «Что мне делать для того, чтобы спастись?» – и прозорливый святой муж дает то или иное наставление, которое трогает вопросившего до глубины сердца. И современный христианин, особенно новоначальный, пытается спроецировать эту ситуацию на себя.

Но на самом деле, безусловно, не стоит, да и нет необходимости ждать от священника какого-то сугубо «индивидуального» ответа. Нужно понимать, что святым старцам такой вопрос нередко задавали люди, которые очень горячо и всей душой стремились к Богу, духовно трудились, но имели в себе какое-то внутреннее препятствие, по поводу которого опытный подвижник и давал совет, каким путем его можно преодолеть. Но это не значит, что для каждого человека есть своя, отдельная «пошаговая инструкция» к достижению Царства Небесного. На самом деле все советы о спасении, даже если они даны были конкретному человеку, по сути своей универсальны – и, что очень важно, в них нет ничего нового по сравнению с Евангелием. Мы помним, что когда Христа спрашивают, что нужно делать для того, чтобы наследовать Царство Небесное, Он говорит, что нужно исполнить две заповеди – о любви к Богу и ближнему, ибо в них заключаются весь закон и пророки (ср. Мф. 22, 37–39). И если речь идет о человеке, который не желает сделаться для нас гуру, а хочет помочь нам прийти ко Христу, то мы не услышим от него ничего принципиально иного.

Упасть с самодельной лествицы

Изобретение «индивидуальных» путей спасения для себя основано на одном распространенном заблуждении: человек полагает, что может какую-то совокупность конкретных действий исполнить, и этого будет для его спасения достаточно. Но наше спасение не «зарабатывается», оно достигается не посредством каких-то наших дел – наше спасение может совершиться только лишь по милости и благодати Божией. А всё, что мы делаем, просто развивает в нас способность эту благодать и эту милость воспринимать и становиться ее причастниками.

Но человек как бы говорит себе: «А я не хочу зависеть от благодати Божией – я хочу быть уверенным в том, что спастись мне обязательно удастся». И тогда приходит в голову такая, может быть, не до конца осознаваемая мысль: я пойду не «обычным» – «негарантированным» – путем спасения, а своим, особым. И это уже ошибка на самом деле страшная, потому что вслед за этим человек начинает сколачивать по своему разумению, своими руками некую альтернативную лествицу, ведущую к Небесам, – и, конечно, он с этой лествицы непременно упадет, и чем дальше он успеет по ней взойти, тем сильнее будет падение.

Как распознать это ложное восхождение? Очевидно, есть несколько основных критериев. Человек считает, что избранный им путь спасения – самый прямой, что кто-то, может быть, и блуждает на каких-то других путях, а он на своем наверняка не заблудится. Человек абсолютизирует что-то в своей жизни, считая, что спасение подается именно от этого и за это. С такими мыслями люди порой, к сожалению, и монашество принимают, не понимая, что постриг не является для человека однозначно спасением. Точно так же неправильно человек может относиться и к своей волонтерской деятельности, и к благотворительности, и к воспитанию детей, многочадию. Или бывает, что некоторые, например, прочитав, как полезно творить Иисусову молитву, решают, что всё – спасение от нее и через нее. Но можно ли сказать, что каждый человек, который пусть даже всю жизнь или значительную часть своей жизни творит или просто повторяет молитву Иисусову, обязательно будет с Богом в вечности? Нет, и об этом прямо сказано в Евангелии: не каждый, кто говорит «Господи! Господи!», спасется (ср. Мф. 7, 21).

И еще один момент: такие люди всегда почему-то убеждены, что они сами желают себе спасения более, нежели им желает его Господь. И когда человек пытается устроить для себя нечто нарочито спасительное, это всегда попытка «оказаться умнее» Бога, происходящая от недоверия Ему и ни к чему хорошему не ведущая.

Именно он называется «жизнь»

Мы можем быть в деле нашего спасения лишь сотрудниками Божиими – мы можем трудиться в этом вместе с Господом, но никак не без Него. А что касается способов спасения – есть только один-единственный способ, и он называется «жизнь». Жизнь во всех ее бесконечных и многообразных проявлениях, к которой мы прикладываем желание быть с Богом и стремление исполнять Евангелие.

Но что мы можем видеть очень часто? То, что человек, считающий себя христианином, участвующий в богослужениях и церковных таинствах, как бы проводит разделительную черту: «вот моя жизнь христианская, а вот вся моя остальная жизнь», то есть «вот это я делаю для своего спасения, а вот тут я просто живу», причем в «просто жизни» есть масса вещей, которые спасению якобы мешают. Если пойти дальше и проанализировать, что воспринимает человек как помехи своему спасению, оказывается, что в категорию помех он относит практически всё – весь свой ежедневный быт. А «спасается» – в лучшем случае пару часов в день: бывая в храме, читая правило и святых отцов, совершая то, что называется делами благочестия. Причем тут тоже есть определенная избирательность: те дела благочестия, которые были самолично запланированы, относятся к категории «спасительного», а непредвиденные, неудобно возникшие, в конкретной ситуации трудные – опять же к разряду «помех». И священнику бывает трудно убедить его в том, что это разделение совершенно ненормально.

Мне кажется, что очень важно понять: школой, в которой мы учимся ступать по спасительному для нас пути, является жизнь со всем тем, из чего она состоит – нет таких повседневных нужд и дел, которые находились бы «за рамками» спасения. Когда Господь говорил Адаму, изгоняемому из Эдема: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19), это было не образное выражение – это обозначение того, что будет в буквальном смысле происходить с ним и его потомками. Но это, вопреки распространенному мнению, не проклятие, не наказание – это указание, которому мы все должны следовать. Так что сама эта необходимость ежедневно трудиться, уставать, отдавать очень значительную часть своего времени и сил, чтобы обеспечить себе пропитание – это послушание Богу и исполнение нами Его слова о нас. Это только один из моментов, и если человек посмотрит так на всю свою жизнь, то он с удивлением заметит, как словно начнет растворяться в ней то, что его тяготило. И вместо досады придет ощущение возможности – способности служить Богу не через великие дела и свершения, а через всё то, что происходит реально, по необходимости, сейчас.

К слову, каким бы элементарным, само собой разумеющимся и «не духовным» некоторые христиане не считали быт, мне как священнику периодически приходится встречать верующих людей, которые не могут каких-то вещей, на которые даже неловко обращать их внимание. Они не могут встать на полтора часа раньше, при том, что им, допустим, необходимо попасть в этот день на раннюю литургию – и они просто не приходят, потому что не смогли себя заставить. Они не могут разгрести дома бардак и приучиться класть вещи на место, чтобы этот беспорядок больше не создавать. Они не могут не опаздывать, не могут сделать хотя бы сегодня то, что надо было сделать позавчера. И всё это мешает человеку стать даже, по большому счету, человеком – он все время до своего человечества как-то не дотягивает. Не то, что стать христианином…

А все эти проблемы – там не сделал, тут забросил, здесь себя не заставил – еще имеют свойство накапливаться и образовывать какие-то сложные цепочки, в которых, пока ты не сделаешь первое дело, не получится выполнить и все остальные. А взяться за это первое оказывается неимоверно трудно, тем более что здесь стоит наготове враг, которому очень важно на этом рубеже нас удержать и оставить под дамокловым мечом всего накопившегося. И разбираться со всем этим, приводить свою жизнь в порядок и означает опять-таки идти путем спасения – самым непосредственным образом.

***

Ни в коем случае не будем пытаться изобретать для себя какие-то особые пути спасения, потому что это пути спасения искусственные, а всё, что искусственно, не может устоять – оно обязательно разрушается. И только лишь тот путь, который устраивает для нас Господь – а еще точнее, тот путь, которым является Он Сам, ибо Он есть путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6), – может привести нас к вечной жизни с Ним.

Игумен Нектарий (Морозов)

Комментариев нет

Читайте также

Храм кн. Ольги. Клирик храма принял участие в велопробеге «Козацька проща»

18 мая в Запорожской епархии был дан старт VIII велопробегу«Козацька проща», который проводится по благословению Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского.

Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче!

22 мая 2017 года, по благословению Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского, благочинный Каменско-Днепровского церковного округа, протоиерей Олег Чиквашвили со священниками благочиния посетили больничную церковь в городе Каменка-Днепровская.

Чудеса продолжаются, или новые прово-АК-ции против УПЦ

Комментарий относительно запроса народного депутата Ю. Левченко по мемориальной табличке, установленной Запорожской епархией в 2017 году.

День Матери в Мелитополе

17 мая в ДК им. Т. Шевченко прошло торжественное мероприятие посвященное Дню Матери. В стенах дома культуры собрались представительницы многодетных семей, детских приютов домашнего типа, матерей бойцов АТО, Красного Креста и общественных организаций.

протоиерей Дмитрий Лопатко
21.05.2018
Поэзия протоиерея Вячеслава Власенко
Протоиерей Вячеслав Власенко
15.05.2018
Из сердца духа страха изгони
Протоиерей Вячеслав Власенко
13.05.2018
РУБАИ
Протоиерей Вячеслав Власенко
11.05.2018
Прорежет Свет внезапный, сильный
Протоиерей Вячеслав Власенко
09.05.2018
До победы
Протоиерей Вячеслав Власенко
27.04.2018
А красота цветка – близка так к тишине
Доктор богословия иеромонах Иоанн (Курмояров)
10.04.2018
Кому без благодати жить хорошо?
Протоиерей Вячеслав Власенко
07.04.2018
ВОСКРЕСЕНИЕ
Протоиерей Вячеслав Власенко
07.04.2018
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Протоиерей Вячеслав Власенко
06.04.2018
ВЕЛИКАЯ СУББОТА
Протоиерей Вячеслав Власенко
06.04.2018
Великая Пятница
Протоиерей Вячеслав Власенко
06.04.2018
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
Протоиерей Вячеслав Власенко
04.04.2018
Во дни страстной седмицы, братья и сёстры, душеполезно послушать, сопереживая, покаянные стихи великого армянского поэта Григора Нарекаци из его «Книги скорбных песнопений.»
Ієрей Іоанн Юрцун
15.03.2018
ДУХОНОСНО — МОЛИТОВНЕ ЗІТХАННЯ БОГОМОЛЬЦЯ НАРОДЖЕНЕ В ХРАМІ ПІД ЧАС МОЛИТВИ ПРЕП. ЄФРЕМА СИРІНА
Дмитрий Покровский
14.03.2018
Дело … «о «изгнанном» священнике
Дмитрий Покровский
26.02.2018
Анатомия лжи
Митрополит Лука (Коваленко)
24.02.2018
Еретические плевелы в раскольническом «Киевском Патриархате» (размышления накануне епархиального Апологетического дня)
Митрополит Лука (Коваленко)
23.02.2018
Невозможно быть патриотом, борясь с тем, что направлено на достижение мира в родной стране
Митрополит Лука (Коваленко)
19.02.2018
ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЛУКИ, МИТРОПОЛИТА ЗАПОРОЖСКОГО И МЕЛИТОПОЛЬСКОГО ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУ, КАЗАЧЕСТВУ И ВСЕМ БОГОЛЮБИВЫМ ЧАДАМ ЗАПОРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ
Иерей Максим Райков
08.02.2018
КОММЕРЧЕСКАЯ РОМАНТИКА
Інформаційно-просвітницький відділ УПЦ
04.02.2018
На цьому шляху не буде легко — інтерв’ю Блаженнішого Митрополита Онуфрія
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
26.01.2018
Проект Запорожской епархии «Любовь милосердствует» спасает жизни детей
Прес-служба Запорізької єпархії УПЦ
26.01.2018
Роздуми пересічної домогосподарки із Західної України про церковні події в Запоріжжі
иерей Александр Микитенко
21.01.2018
Запорожская епархия: Украина наш дом!
Юлия Пелюх
20.01.2018
Ненужные споры среди христиан: основные признаки, что вы попали в бесовскую ловушку
Митрополит Лука (Коваленко)
20.01.2018
Митрополит Лука: Запорожье — прифронтовая область, не раскачивайте ситуацию
Олег Валик
19.01.2018
Спасая души, врачуя сердца
Митрополит Антоний (Паканич)
19.01.2018
Как не обесценить праздник Крещения? О тайне, мимо которой мы можем пройти
Подготовил иеромонах Афанасий (Дерюгин)
19.01.2018
О крещенской воде вкратце
Владимир Бут
18.01.2018
Митрополит ЛУКА: «Ветка, которая отпала от дерева, не способна плодоносить!»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
16.01.2018
ПРАВДА И ЛОЖЬ О ЕПАРХИАЛЬНОМ СОБРАНИИ В ЗАПОРОЖЬЕ
Митрополит Лука (Коваленко)
05.01.2018
Не треба перекладати з хворої голови на здорову (про хрещення в «Київському патріархаті»)
Сергей Комаров
05.01.2018
Вопрос к Богу
Юлия Кулакова
05.01.2018
К чему приводит осуждение
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
05.01.2018
Афонский монах рассказал об иконе, которую никогда не вывозят за пределы Святой Горы
Дмитрий Покровский
04.01.2018
Запорожская епархия призывает келейно молиться за трагически погибшего младенца Евгения
Митрополит Антоний (Паканич)
03.01.2018
Что отделяет нас от Рождества Христова? О самом страшном пороке
Архимандрит Андрей (Конанос)
03.01.2018
Настроимся на Божественную частоту. Новое начало. Часть 2
Священник Димитрий Выдумкин
03.01.2018
Марафон вокруг солнца
Архимандрит Андрей (Конанос)
29.12.2017
«Доброе утро, Христе мой!» Новое начало. Часть 1
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95