×
Пятница, 19 Апреля 2024
свт. Евти́хия;
равноап. Мефо́дия;
прп. Платони́ды Сирской;
мчч. Иереми́я,
Архи́лия,
Петра́ Жукова,
Про́хора Михайлова,
сщмчч. Иоа́нна (1934),
Иа́кова (1943) Бойковых;

исп. Севастиа́на Карагандинского (Фомина);


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/pubitem/metafizicheskaya-svyaz-zaporozhskogo-k
голосов: 1
5 1
1 Ноября 2016 г

Доклад Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского на VІII Международной научно-практической конференции «Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы», которая проходила в Киево-Печерской Лавре 25 октября 2016 года.

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2016/10/Slayd1.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2016/10/Slayd1-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, всечестные отцы, братья и сестры. Свой доклад на этой конференции, мы бы хотели посвятить запорожскому казачеству, его связям с Афоном, и не только историческим, духовным, но и метафизическим.  

Историки дают разную оценку состоянию духовности запорожских казаков. Она колеблется от признания за казаками звания «православного рыцарства» до беспринципных, формально крещенных, разбойников с языческой душой[1]. Конечно эти две крайние точки зрения не могут претендовать на абсолютную объективность, но можно без преувеличения утверждать следующие: если бы Господь промыслительно не создал казачью республику Запорожской Сечи, религиозная картина современной Украины была бы иной. Не будь участия казаков в защите Православия от турок и поляков, то сегодня, скорее всего, на этих землях была бы совершенно иная система духовных ценностей.

slayd2

Казачество связано с Афоном, не только тем что казаки оказывали значительную материальную помощь афонским монастырям, и не только тем, что там был казацкий скит «Черный выр», и не тем, что выходцы из казаков подвизались в Ильинском, Андреевском скитах и других монастырях Святой горы. Связь казаков с Афоном намного глубже. Сердцевина связи казачества с Афоном, на наш взгляд, находиться в Личности Пресвятой Богородицы.

Можно сказать, что Афон – это духовое сердце Вселенской Православной Церкви, из которого начали расти кровеносные сосуды духовной жизни нашей Родины начиная от Антония Печерского, продолженные Паисием Величковским, Иоанном Вишенским и другими.

Если от князя Владимира, с Византии к нам пришла форма веры то несомненно от Афона к нам пришёл ее дух. Афон – удел Божией Матери, это Ее монашеская республика. Она Игуменья Святой Горы. И несомненно по Ее благословению и Ее молитвами духовное делание Афона стало распространяться через ее избранников на нашей Родине.

slayd3

Казацкая республика Запорожской Сечи также может являться духовным уделом Богородицы. Казаки чувствовали своими простыми сердцами то, что Матерь Божия их Царица[2], Владычица, Заступница и Сподручница. Одной из причин, по которой запорожцы издавна почитали Божью Матерь, было безбрачие, которого придерживалось сечевое товарищество. Казаки, запретив пребывание на Сечи женщинам, отдали себя под покровительство Богородицы – Пречистой и Непорочной Девы Марии, которая всегда оставалась Приснодевой. Все что происходило на Сечи, происходило под Покровом Богородицы. Праздник Покровы можно без преувеличения назвать «казацкой Пасхой».

slayd4

Иконы, которыми казаки украшали свои жилища, были в основном Богородичные. Уходя в поход они поручали себя Покрову Богородицы, и ее заступленною. Мы видим на запорожских иконах Покровы как казацкая старшина, молиться к Пречистой, прося о заступничестве[3].

slayd5

Царица Небесная, прославляя своих казаков, явила Запорожью свою Материнскую заботу в чудотворной иконе – Самарской. Тип иконы – «Богоматерь-Скорбящая» – в наиболее полной мере отображает истинный образ казаков, готовых в любой момент пожертвовать своей жизнью за веру и Отечество. Как повествует «История о казаках» князя Мышецкого, запорожские казаки всегда поддерживали тесную связь с православным Востоком. При них был греческий архимандрит, священники из Иерусалима и Афона часто наносили им визиты. Согласно преданию, именно с Востока была привезена и установлена в церкви Коша Запорожского эта необычная икона[4].

slayd6

Может быть исторически и неправильно было бы называть казаков «рыцарями веры». Много было пролито ими крови, и нередко казаки отличались жестокостью. Но, для того чтобы понять это, необходимо знать особенности того времени, и окружающие казаков исторические реалии. С одной стороны они боролись с крымскими татарами, которые постоянно осуществляли набеги на наши земли. Их жестокость по отношению к врагам ислама, каковыми они считали христиан, была общеизвестной.

Могли ли казаки в этих условиях проявлять терпимость к такой жестокости? Если бы они это делали то, несомненно, Сечь бы перестала существовать, а земли Запорожских вольностей были бы оккупированы турками.

С другой стороны, казаки участвовали в движении гайдамаков, которые боролись с поляками и иудеями достаточно жесткими и беспощадными методами. Но и на это были свои объективные причины. С избранием Сигизмунда III польским королем, когда польская шляхта стала видеть в Православии религию второго сорта, и принятием Брестской̆ унии в 1596г., по решению которой̆ была ликвидирована в Речи Посполитой Православная церковная иерархия, казачество стало отождествлять себя с защитниками Православной̆ веры[5]. Издевательство иудеев, на откуп которым поляки отдали православные храмы, засвидетельствована многими историческими документами[6]. С этого времени запорожские казаки начинают рассматривать борьбу против унии и католической̆ экспансии как свою непосредственную программу, о чем говорит их декларация 1610 г. «О защите православия». С этого времени казачество приобретает свои особенные черты, оно начинает себя отождествлять, прежде всего, как войско защищающее не только свою родину, но и свою веру. Нетерпимость и воинственность к врагам веры стало основной̆ чертой̆ характера казака.

slayd7

На Сечь приходили люди разных национальностей̆ и вероисповеданий. Но все они обязаны были принимать Православную веру. Без исполнения этого условия пришедшие не имели права находится на Запорожье. Обязательность этого указывает ряд документов[7].

Приняв в свои ряды перекрещенцев из других конфессий запорожцы не создавали им никаких препятствий и они могли достигать высоких руководящих постов.

Но это, конечно, не означало религиозной̆ терпимости запорожцев, а скорее наоборот. Казаки видели свою миссию защиты и распространения Православного христианства путем войны с иноверцами и покорения их православным[8].

Во время своих наступлений казаки стремились при этом не причинять вреда православному населению. Некоторые даже брали от православных жителей̆ «свидетельства», что гайдамаки им никаких притеснений не чинили «і пограбування християн ніякого не робили»[9].

Тяжелым грехом считалось пролитие крови единоверцев. Например, одной из причин сдачи Сечи без боя П.И. Калнышевским царским войскам – было желание запорожцами исполнить христианский̆ долг, который̆ запрещал поднимать оружие против единоверцев[10].  

Не только на войне казак чувствовал себя православным воином, но и в мирное время на Сечи, православная жизнь товарищества сохраняла свою строгость и ревностность.

slayd8

Центральным местом в Запорожской Сечи был храм в честь Покрова Пресвятой̆ Богородицы, который был не только местом молитвы, но и местом казацких рад[11]. Тут проходило избрание казачьего руководства, здесь же встречали высокопоставленных гостей, зачитывались важные указы и объявления. В Сечевой церкви сохранялись под святым престолом войсковые клейноды[12]. Церковь была и тем местом, где казаки, которые стали побратимами, в присутствии священника давали клятву перед Богом[13].

slayd9

В пределах вольностей̆ запорожских казаков Д.И. Яворницкий̆ насчитал до 47 церквей[14]. Сечевая церковь отличалась богатым убранством, которого по свидетельству очевидца, «во всей̆ тогдашней̆ России едва ли можно было встретить».

Богослужение у запорожских казаков совершалось каждый день «на отменно», по монашескому уставу Православной̆ церкви.

slayd10

О повсеместной̆ строгости богослужения в землях казаков так красноречиво свидетельствовал зарубежный̆ православный̆ автор архидиакон Павел Алепский[15], описавший̆ путешествие своего отца Антиохийского патриарха Макария в Украину в середине XVII века: «Представь себе, читатель: они (казаки) стоят от начала службы до конца неподвижно, как камни, беспрестанно кладут земные поклоны и все вместе, как бы из одних уст поют молитвы… Усердие их к вере приводило нас в изумление. О, Боже, Боже! Как долго тянутся у них молитвы, пение и литургия!», «С их (казаков) стороны мы видели чрезвычайную набожность, богобоязненность и смирение». Более того, как свидетельствует тот же автор, на дверях каждой̆ из казацких церквей̆ бывает железная цепь, в роде той цепи которую налагают на шею пленникам. Всякому кто опаздывает на службу вешают эту цепь на целый̆ день, и он остается распятым на дверном створе, не имея возможности шевельнуться. Это его епитимия[16].

 slayd11

Надо отметить, что казачество, как православное воинство, в отправлении христианских обрядов часто использовало казачье оружие. Некоторые исследователи даже говорят о «культе оружия» у запорожцев. Естественно, что весь быт казачества был пропитан православной обрядностью. Молились казаки перед сном и после, до и после еды, во время которых имели на этот случай походную церковь. После баталий служили благодарственные молебны, молились и во время эпидемий. Обязательно носили нательные кресты и образы Святителя Николая Чудотворца[17] и Архангела Михаила[18]. В своих хатах и куренях вешали на видном месте иконы, которые обильно украшались и перед которыми в праздники зажигались лампады. Такое почитание икон делало, по свидетельству очевидцев, внешнее убранство куреней̆ похожим на часовни[19]. Строго казаки блюли посты, даже при угрозе собственной жизни.

 Со второй̆ половины XVIII в. большим уважением стал пользоваться праздник святого апостола Андрея Первозванного, как первого насадителя в стране приднепровской̆ истинной̆ православной веры[20].

Среди запорожцев во все времена были люди отличавшиеся своей̆ набожностью, которые постоянно посещали богослужения, делали пожертвования на храм Божий, регулярно ходили в монастыри на послушания.  Именно такие личности часто становились на Запорожье священниками. Так, в период Новой Сечи в 1772 г. из 51-го лица духовного звания окормлявших казачество 33 были бывшими запорожскими казаками[21]. Этим объясняются тесные отношения между казаками и священством. Казацкие рады проходили с благословения и при участии священника.

slayd12

Под влиянием истинно религиозного чувства многие из запорожских казаков, чуждаясь весёлой и вольной̆ жизни в Сечи, уходили в леса, береговые пещеры, речные плавни. Там они строили небольшие скиты и ставили иконы. Конечно, эти отшельники не имели духовного сана и служили Богу согласно собственному разумению, но так, живя между небом и землей «спасались о Христе». На этом поприще являлись истинные подвижники, высокие молитвенники и ревностные исполнители заповедей евангельских и преданий апостольских, как, например, есаул Дорош, казак Семен Коваль и др. Многие созидали в своих зимовниках часовни, устраивали скиты, приглашали к себе греческих и славянских монахов.

Это явление получило среди казаков название «дикого поповства». Такие выдающиеся казаки-подвижники, как например Дорош, придавали в глазах казаков авторитет людям, посвятивших себя служению Богу, понуждали многих казаков, хоть и не следовать их примеру, но ограждать себя от греховной̆ жизни. На примере есаула Дороша уединившегося от мира в отшельничестве можно говорить о таком, мало изученном явлении, как старчество среди казаков. К Дорошу вереницей тянулись казаки для духовного окормления и назидания[22]. Также на днепровских порогах располагалось немало пещер, где нередко подвизались как монахи-исихасты, так и казаки-отшельники. Д. Яворницкий таких запорожцев называет «казаками-аскетами», сами же запорожцы уважительно называли их «сечевыми старцами»[23].

 slayd13

Среди запорожцев, чувствующих влечение к ярким, грамотным людям, целый ряд духовных лиц, снискал довольно большую популярность. Такие лица имели большое влияние на население Запорожских Вольностей. Поэтому, для духовного окормления казаков приглашались с Афона и других монастырей опытные наставники и старцы[24].

Побуждаемые религиозным чувством, запорожские казаки в мирное время два раза в год отправлялись пешком «на прощу», на поклонение по святым местам в монастыри. Нередко казаки шли на временное послушание и черные работы в монастыри — кто на несколько месяцев, а кто и на несколько лет. Иногда казаки давали обет Богу послужить в монастыре за спасение своей жизни от явной смерти. Был также обычай у престарелых запорожцев оканчивать свою жизнь в монастыре. Но святость монашеской̆ жизни и сознание всей̆ суеты собственной̆ жизни в Сечи, заставляли многих из них навсегда оставаться в этих монастырях и даже уходить в именитые монастыри дальних стран: греческий̆ Афон и молдавскую Драгомирну, где они могли достигать не только административных но и духовных высот[25].

slayd14

В подтверждение этих слов хочу привести пример со скитом «Черный выр», насельниками которого в основном были казаки, выходцы с современной территории Украины. Когда там был настоятелем старец Григорий (Голубенко), который сам был из Запорожских казаков, для своей «казачьей» обители на Святой Горе он подбирал послушников, из запорожцев, расположенных к благочестию и аскетизму, на Сечи. Так из воспоминаний настоятеля русской посольской церкви в Константинополе архимандрита Леонтия (Яценко-Зеленского) мы узнаем, что казаки и насельники этой святогорской обители между собой неофициально называли свой афонский скит «духовным Запорожьем» [26].

slayd15

Можно предположить, что причины такого подбора старцем Григорием (Голубенко) себе братии именно на Сечи, кроются не только в том, что сам он был из казаков, но и то, что на Запорожской Сечи, как и на Афоне, было категорически запрещено пребывание женщин, и также тем, что на Сечи казакам было запрещено жениться. Себя они считали «лыцарями Пречистой», а своей покровительницей и небесной заступницей.

В дополнение к этому, из письма иеросхим. Григория (Голубенко), написанного им на Афоне в мае 1768 г. на имя кошевого атамана Войска Запорожского Петра Калнышевского, мы узнаем, что основатель «Черного Выра» и кошевой атаман Запорожской Сечи были очень давно и близко знакомы. Кроме того, Калнышевский оказывал о. Григорию «премилостивое благодеяние» еще в бытность того насельником Киево-Печерской Лавры. В письме старец Григорий называет предводителя запорожских казаков «милостивым моим благотворителем» и просит и в дальнейшем «содержать мене убогого в прежней Вашей благоприятственной милости».

Из письма также следует, что написано оно вскоре по возвращении из недавней очередной поездки на Сечь, во время которой, судя по всему, основатель «Черного Выра» встречался с кошевым атаманом. В частности, в письме он сообщает: «Я же с Божией помощью прибыл во Святую Гору всеблагополучно и обретаюсь в построенном мною российском скиту с братиею, и о здравии Вашем всегда молитствуем, и в приношении Безкровныя Жертвы имя Ваше боголюбезно поминаем».

В этом же письме о. Григорий сообщает, что на Сечь «послан от мене ради некоторых нужд монах Иосиф, бывший вашего Куреня, и ежели возвратиться не успеет, и будет перезимовывать в Сечи Запорожской, всеусердно молю вельможность Вашу не оставить его своим милостивым благопризрительством».  Как видно, посланный с Афона на Сечь монах Иосиф также был из бывших

slayd16

Кроме этого, необходимо отметить, что недавно директором Международного института афонского наследия в Украине (МИАНУ) Сергем Шумило была обнаружена в украинских архивах и опубликована в 2015 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия переписка двух святых прп. Паисия Величковского и праведного Петра Калнышевского, благодаря которой мы знаем, что запорожцы оказывали материальную помощь не только украинским храмам и монастырям, но также обителям Святой Горы Афон, в том числе казачьему скиту «Черный Выр», братству прп. Паисия Величковского на Святой Горе Афон и в Молдовалахии.

slayd17

Старец Паисий настолько ценил благодеяния кошевого атамана Запорожской Сечи, что в 1772 году, за несколько лет до ареста Калнышевского, написал ему: «Созидает Вам Христос храмину нерукотворену вечну на небесех, за украшение обителей украсит душу Вашу венцем неувядающим, за приодеянии нагих удов Христовых одеет душу Вашу нетления одеждою и сподобит в Небесном Своем чертозе вечно наслаждатися божественныя своея славы». Эти слова можно расценить как предсказание о будущих испытаниях и славе последнего Кошевого атамана[27].

slayd18

Еп. Екатеринославский и Таганрогский Феодосий (Макаревский) описывает, что на Сечи, как и во всех Запорожских землях, афонские монахи всегда были желанными гостями, постоянно приезжали на Запорожье и даже проживали на Сечи по нескольку лет, посещая вместе с монахами украинских монастырей «все слободы, все зимовники и хутора православного казачества для осуществления у христиан церковных треб и для оказания верующим духовного утешения»[28].

Зная то, что запорожцы были щедрыми жертвователями на храмы Божьи и на содержание духовенства, на Запорожские Вольности ежегодно приходило для сбора милостыни большое количество монахов из святогорских обителей[29].

Как сообщает первооткрыватель архива Коша Запорожской Сечи А. Скальковский, «в особенности из Афонской горы монахи приходили для собирания милостыни в пользу своих монастырей. В Запорожском архиве беспрестанно встречаем об этом намеки и исчисления, сколько денег, рыбы, соли и мехов куды должно отправить»[30]. На основании этих и других источников мы можем судить о том, как собирали пожертвования и посланные на Сечь монахи из святогорского «Черного Выра».

slayd19

 Таким образом, все что мы называем «духовными традициями» казачества, и что неотъемлемо составляет его историческую сущность, коренится именно в Православной̆ вере казаков. Только под влиянием традиций православного воинства сложился менталитет украинского казака, видевшего свою историческую миссию исключительно в защите Православия. И в этом только и может заключаться исторический̆ смысл существования казачества в Украине вплоть до сегодняшнего дня.

Анализируя изученный материал, на наш взгляд, можно сделать два важных вывода, которые могли бы войти в резолюцию данной конференции.

slayd20

Первый. Учитывая сложную политическую ситуацию в стране, нам необходимо возрождение настоящего православного казачества. Православный казак – это прежде всего состояние души сформированное на православном мировоззрении. Его отличают не шаровары, и не оселедец на голове, и уж тем более не умение пить водку со стакана на шашке. Казак – это православный воин, для которого дороже всего на свете Бог, и Вера Православная, который ежесекундно готов отдать за них свою жизнь, защищая свою Родину. Вот такие казачьи дружины нужно создавать сегодня в каждом православной храме, в каждом монастыре, в каждой епархии. Они должны быть готовы в любой момент дня и ночи, по первому зову, стать на защиту своей веры и своей Церкви, а для это их необходимо обучать, с ними нужно заниматься, иначе это будет пародия на казачество.

slayd21

Все это возможно, как сказал наш Предстоятель, Блаженнейший Митрополит Онуфрий, о равноапостольном князе Владимире: «Если человек не только верит в Бога, но и живет по Заповедям, доверяет всю свою жизнь Ему, то такой христианин становится подобным святому равноапостольному Владимиру. И этот человек силой благодати Духа Святого превращается в красивую, благородную, духовную личность, через которую прославляется Бог и которую Господь прославляет еще в этом мире»[31]. Это же можно сказать и о православных казаках, чьи традиции мы сегодня вспоминали.

То же казачество которое сегодня есть, в основной массе своей, можно смело назвать бутафорией для туристов, и для поддержания имиджа. Никакого отношения ни духовного, ни ментального, они к истинным запорожским казакам не имеют. Они намного ближе к цирку, чем к Запорожской Сечи. Лишь только единицы из них, кто стремиться возродить истинный дух казачества.

slayd22

Второй вывод, который мы также предлагаем внести в резолюцию сегодняшней конференции, касается Афона и духовной жизни наших монастырей. Возвращаясь к началу этого доклада, необходимо еще раз подчеркнуть наличие духовной связи казачества с истинными источниками православной традиции. А также отметить огромную потребность для наших монастырей в связи с традиционным монашеством Афона, и в имплементации устава монашеской жизни святогорских обителей в новосозданных монастырях нашей Церкви. Невозможно научиться настоящему монашеству по книгам. Нужен опыт живой Традиции. Об этом очень четко сказал схиархимандрит Гавриил (Бунге) на встрече с братией Киево-Печерской Лавры: «монахам следует изучать пути монахов, предшествовавших нам в добре, и руководствоваться ими… Так можно избежать угрозы введения чего-то чужого для нашего пути и не стать чужим Христу, Который сказал: «Я есть Путь»». По его словам, «невозможно не изучать святых отцов, поскольку они соединяют нас с Христом и апостолами. В целом, в проблеме поиска старцев вопрос не в их отсутствии, а в том, что у нас нет сыновнего духа»[32].

Многие трагедии современной монашеской жизни, особенно в новоорганизованных монастырях, связанны как раз с отсутствием такого опыта и правильного духовного окормления. Популярная сегодня в интернете «Исповедь послушницы» Марии Кикоть, трагичная история монашеской жизни Иоакима Парра, драматические моменты жизни иеромонаха Серафима Роуза, и сотни не известных нам личных драм монашеской жизни, говорят, как раз о том, что жизнь в монастыре без проверенного опытом духовного руководства, может быть трагичной и ошибочной. Поэтому, на наш взгляд, было бы полезным обратится к Священному киноту Святой Горы с просьбой командировать опытных афонских монахов для насаждения духовной традиции и устава афонитов при открытии новых монастырей, и для окормления уже существующих там, где есть для этого необходимость. Благодарю за внимание.

__________

[1] Трегубова С. Религиозный быт русских и состояние духовенства в XVIII в. по мемуарам иностранцев. – К., 1884. – С. 58.;  Надхин Г.П. Память о Запорожье и о последних днях Запорожской Сечи. – М., 1877. – С. 10.;  Новицкий Я.П. С берегов Днепра // Сборник статей Екатеринославского научного общества изучения края. – Екатеринослав: Тип. Губ. земства, 1905. – С. 34.;  Яворницький Д.I. Iсторiя запорозьких козакiв. – К.: Наукова думка, 1990. – Т. 1. – С. 236, 238.;  Эварницкий Д.И. По следам запорожцев. – СПб., 1898. – С. 139.;  Эварницкий Д.И. Запорожье в остатках старины и преданиях народа. – СПб., 1888. – Ч. II. – С. 227 – 228.

[2] Феодосий (Макарьевский), епископ. Исторический обзор Православной церкви в пределах Екатеринославской епархии. Екатеринославль. 1867. – с 63.

[3] Покрова Богородиці в Україні //Памятки України. -1991.-№5.-С. 37

[4] Исторiя о Казакахъ Запорожскихъ Год: 1851 Автор: Мышецкiй С.И. / Мышецкий С.И.

[5] Марковин. Очерки истории запорожского казачества .- СПб.,1878.-С.6

[6] Яворницький Д. І. Історія запорізьких козаків – К. :Наукова думка. 1990. Т-1 – С. 371-372

[7] Скальковський О. А. Історія Нової Січі : Січ,1994. –С. 653

[8] Кириченко М. Соціяльно-політичний устрій Запоріжжя в 18 сторіччі. – Харьків: Пролетар, 1931. – С. 91

[9] Костомаров Н. Материалы по истории колиивщины 1768.// Киевская старина.-1882.-№8.-С.306-307

[10] Устное повествование, бывшаго запорожца, жителя Екатеринославской губернии и уезда, селения Михайловки, Никиты Леонтьевича Коржа. – Днепропетровск, 1991. – С. 30.

[11] Яворницький Д. І. Історія запорізьких козаків – К. :Наукова думка. 1990. Т-1 – С. 265

[12] Яворницький Д. І. Історія запорізьких козаків – К. :Наукова думка. 1990. Т-1 – С. 164

[13] Акт «побратимства в церковній метриці // Київська старина – 1887.-№10-С. 384-387.

[14] Еварницкий Д. И. Запорожье в остатках старины и предания народов. – СПб.,1888.-С.3

[15] Павел Алеппский архидиакон. Путешествие антиохийскаго патриарха Макария в Россию в половине XVII века. (по рукописи Моск. Гл. Архива Министерства Иностранных Дел) . Вып. 2. От Днестра до Москвы. 1897 г.

[16] Павел Алеппский архидиакон. Путешествие антиохийскаго патриарха Макария в Россию в половине XVII века. (по рукописи Моск. Гл. Архива Министерства Иностранных Дел) . Вып. 2. От Днестра до Москвы. 1897 г.

[17] Панич.І. Святий Микола // Київ 1991.-№9.-С.167

[18] Феодосий (Макарьевский), епископ. Исторический обзор Православной церкви в пределах Екатеринославской епархии. Екатеринославль. 1867. – с 63.

[19] Полонська – Василенко. Майно запорізької старшини К.1932.-Т.1-С.127-206

[20] Яворницький Д. І. Історія запорізьких козаків – К. :Наукова думка. 1990. Т-1 – С. 229

[21] Яворницький Д. І. До Історії степової України. 1929.-С.35-42

[22] Эварницкий Д.И. Две поездки в Запорожскую Сечь Яценко-Зеленского, монаха Полтавского монастыря, в 1750 – 1751 г. – Екатеринослав, 1915. – С.  49.

[23] Скальковский А. История Новой Сечи или последнего Коша Запорожского. Одесса, 1841. С. 39–43; Феодосий (Макаревский), еп. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии: церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав,1880. С. 89; Шумило С. В. Православна духовність та релігійні традиції… С. С. 370–373.

[24] Шумило С. В. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. Киев, 2015. С. 37–43; Шумило С. В. Прп. Паисий Величковский и Запорожская Сечь. Малоизвестные письма прп. Паисия Величковского к Кошевому атаману Войска Запорожского Петру Калнышевскому. Киев; Серпухов, 2015. С. 35–37; Шумило С. В.  «Православна духовність та релігійні традиції Запорозького козацтва» // Православ’я в Україні: Збірник матеріалів наукової конференції. Ч. 2. Київ, 2013. С. 371, 377.

[25] Скальковский А. История Новой Сечи или последнего Коша Запорожского. Одесса, 1841. С. 39–43; Феодосий (Макаревский), еп. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии: церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав,1880. С. 89; Шумило С. В. Православна духовність та релігійні традиції… С. С. 370–373.

[26] Скальковский А. История Новой Сечи или последнего Коша Запорожского. Одесса, 1841. С. 39–43; Феодосий (Макаревский), еп. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии: церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав,1880. С. 89; Шумило С. В. Православна духовність та релігійні традиції… С. С. 370–373.

[27] Шумило С. В. Преподобный Паисий Величковский и Запорожская Сечь. Малоизвестные письма прп. Паисия Величковского к Кошевому атаману Войска Запорожского Петру Калнышевскому: к истории взаимоотношений. Киев; Серпухов: Международный институт афонского наследия в Украине; «Наследие Православного Востока»,2015.—128с.

[28] Феодосий (Макаревский), еп. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии: церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав,1880. С. 85, 90

[29] Шумило С. В. Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. Киев, 2015. С. 37–43; Шумило С. В. Прп. Паисий Величковский и Запорожская Сечь. Малоизвестные письма прп. ПаисияВеличковского к Кошевому атаману Войска Запорожского Петру Калнышевскому. Киев; Серпухов, 2015. С. 35–37;  Шумило С. В. «Православна духовність та релігійні традиції Запорозького козацтва» // Православ’я в Україні: Збірник матеріалів наукової конференції. Ч. 2. Київ, 2013. С. 371, 377.

[30] Скальковский А. История Новой Сечи… С. 81

[31] Электронный ресурс http://news.church.ua/2016/07/28/blazhennejshij-mitropolit-onufrij-nastoyashhie-potomki-vladimira-krestitelya-te-kto-zhivet-po-xristianski/?lang=ru

[32] Электронный ресурс http://pravlife.org/content/shiarhimandrit-gavriil-bunge-o-monashestve-ispovedi-nebrachnoy-molodezhi-i-mire-v-ukraine

 

 

Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Комментариев нет

Читайте также

Владыка совершил заупокойное богослужение

13 апреля 2024 года, в седмицу 4-ю Великого поста, Крестопоклонную, поминовение усопших, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил заупокойное богослужение по душам усопших православных христиан.

Воспитанники воскресной школы на детском спектакле

14 апреля воскресная школа «Пчёлки» по благословению настоятеля Свято-Покровского архиерейского собора протоиерея Олега Семенчука посетила представление «Золушка» в театре им. В.Г.Магара.

«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»

18 апреля 2024 года, в седмицу 5-ю Великого канона, Четверток Великого канона, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский возглавил общеепархиальное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе Запорожья.

Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери

19 апреля 2024 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста - праздника Похвалы Божьей Матери (Субботы Акафиста) Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери.

Светлана Головина
12.03.2024
Храм – «апостол»
Светлана Головина
18.02.2024
Храм – «апостол»
Иерей Максим Райков
13.02.2024
Антивалентин
Светлана Головина
18.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
Храм на честь Святого Миколая Чудотворця
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
14.10.2023
История храмов Каменско-Днепровского благочиния
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.10.2023
История храма в честь апостола первомученика и архидиакона Стефана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
12.09.2023
История соборной Покровской церкви г. Орехова
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.09.2023
Храм в честь Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
08.09.2023
Храм в честь бессребреников Космы и Дамиана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.08.2023
Історія храму на честь ікони Божої Матері «Зимненська»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
10.07.2023
Храм в честь равноапостольного князя Владимира
Олег Валик, иерей Сергий Щербина
10.07.2023
Храм двух Матрон
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
История храма в честь Святого Духа
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Чудо святителя Николая
Світлана Борхович
16.06.2023
Одна вправа із зірочками на всіх (есей до проєкту «Омріяне майбутнє»)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя иконы Божией Матери «Целительница»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм благоверного князя Святослава
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя пророка Елисея
иерей Александр Микитенко
05.05.2023
Храм святой блаженной Ксении Петербургской
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Свято-Николаевский женский монастырь: прошлое и настоящее
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Три юбилея для Свято-Троицкого храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
История Свято-Георгиевского храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
Храм преподобного Серафима Саровского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.04.2023
История храма в честь святых мучеников Фалалея и Трифона
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.03.2023
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
06.03.2023
История храма во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого
Валентина Григорьева
04.02.2023
Дивный «бриллиант» на Павло-Кичкасе (история и нынешний день Свято-Троицкого храма в Заводском районе)
Протоиерей Алексий Литвин, Татьяна Иванюха
03.02.2023
История храма святителя Луки Крымского при гериатрическом пансионате и Доме ребенка «Солнышко»
Митрополит Лука (Коваленко), протоиерей Дмитрий Лопатко
03.02.2023
Какие последствия запрета священнослужителя
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95