×
Суббота, 20 Апреля 2024
прп. Гео́ргия исп.;
прп. Дании́ла Переяславского;
мч. Каллио́пия Помпеопольского;
мч. Руфи́на;

мц. Акили́ны Младшей;

прп. Серапио́на Синдонита;
сщмч. Арка́дия Добронравова;
прмц. Евдоки́и Павловой;


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/pubitem/konstantinopol-i-novoe-ukrainskoe
голосов: 1
5 1
21 Июня 2018 г

Как украинские власти копируют действия большевиков, разрушавших Церковь, а нынешний Фанар – действия Константинопольской Церкви, признавшей «обновленцев».

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2018/06/Odin-iz-liderov-obnovlencev-Aleksandr-Vvedenskiy.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2018/06/Odin-iz-liderov-obnovlencev-Aleksandr-Vvedenskiy-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

То, как и из кого создают нынешнюю украинскую Единую Поместную Церковь (ЕПЦ), сильно напоминает события 20-х годов минувшего столетия. Когда большевики, пришедшие к власти в 1917 году, создавали «обновленческую» или «Живую Церковь». Сходство тем более усиливается, если рассмотреть действия Константинопольской Церкви тогда и сейчас.

Предыстория обновленческого движения началась еще во время революции 1905 года, когда в Петербурге сформировалась так называемая «группа 32-х священников». Эта группа стала основой созданного в 1905 году «Союза церковного обновления». Предложения, которые выдвигал этот союз, сводились к либерализации церковной жизни и демократизации церковного управления. Особенной критике члены союза подвергали широкую власть архиереев и привилегии, которые имело черное (монашеское) духовенство перед белым (женатым). Обновленцы ратовали за самостоятельность приходов, их меньшую зависимость от епископов и принцип выборности кандидатов на церковные должности.

В одном из документов Союза церковного обновления говорилось: «Каждый приход во главе с предстоятелем составляет свободное братство, юридически самостоятельную общину, которая сообща управляет своим церковным имуществом и занимается делом приходской благотворительности». Это почти один в один политика нынешних украинских властей, которые стремятся путем принятия антицерковных законопроектов разорвать связь приходов со своими правящими архиереями и дать возможность раскольникам беспрепятственно захватывать храмы и церковное имущество.

Интересным в приведенной цитате является и то, что акцент делается вовсе не на евхаристической жизни церковной общины, а на благотворительности и управлении имуществом. Появление оформленного либерального движения в церковных кругах приветствовал В.И. Ленин. В одном из писем в 1905 г. он говорил: «Наличность либерального реформаторского движения среди некоторой части молодого русского духовенства не подлежит сомнению: это движение нашло себе выразителей и на собраниях религиозно-философского общества, и в церковной литературе». Придя к власти, Ленин воспользуется этим движением для достижения своих целей по уничтожению Церкви.

Было бы непростительным упрощением однозначно отрицательно оценивать деятельность «группы 32-х священников» и идеи, которые они выдвигали. Но одна из основных причин того, что «обновленчество» в итоге стало инструментом разрушения Церкви и однозначно оценивается историей как позор и предательство, – то, что основную роль в этом движении играли молодые церковные карьеристы, которые желали занять высокие посты в Церкви и не сильно отягощать себя при этом различными каноническими ограничениями.

Историк весьма либеральных взглядов Д.В. Поспеловский в статье «Обновленчество. Переосмысление течения в свете архивных документов» писал об этом так: «Итак, трагедия русского православия ХХ века состояла в том, что в основном правильные идеи обновления и оживления Церкви проповедовались недостойными людьми, проводились в жизнь грязными и даже преступными руками. Главной причиной укрепления советских обновленцев считается стремление советской власти подорвать Церковь изнутри».

С этой точки зрения можно посмотреть на то, кто сегодня в Украинской Православной Церкви является сторонником ЕПЦ и активно пропагандирует эту идею в СМИ. В основном это молодые люди, не скрывающие своих карьерных амбиций. Многие из них в недалеком прошлом занимали высокие церковные должности, но сегодня оказались не у дел и, соответственно, желают взять реванш. При этом их аргументация поразительно схожа с тем, что говорили обновленцы: нужно шагать в ногу со временем, нужно отвечать на запросы общества, нужно освободиться от «оков средневековья» и вернуться к «апостольской простоте» (в их понимании).

Несмотря на ветер перемен, во всю веявший в те годы, на Поместном Соборе 1917-18 годов сторонники «обновления» оказались в меньшинстве, и их деятельность перешла в латентную (скрытую) форму. Но в 1922 году они оказались весьма востребованными. Понадобились они не кому-нибудь, а Лейбе Давидовичу Бронштейну (партийный псевдоним – Троцкий), который в то время составлял план по уничтожению Церкви.

Лейба Бронтшейн (Лев Троцкий)

Элементами этого плана была кампания по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим, которая позволяла начать масштабные и юридически оформленные гонения на Церковь, а также раскол Церкви изнутри, для чего и были привлечены сторонники церковного «обновления». Осуществление плана раскола Церкви было поручено начальнику 6-го отделения ОГПУ, к компетенции которого относилась борьба с религиозными организациями в СССР, Евгению Александровичу Тучкову.

Евгений Тучков

Заметим, что украинский проект ЕПЦ, как в свое время и проект «Живой Церкви», был составлен не в Церкви и даже не в среде интеллигенции, а в недрах государственного аппарата – Администрации Президента. И занимаются этим не церковные иерархи и «иерархи», а политики и госчиновники: Петр Порошенко, Андрей Парубий, Владимир Гройсман, Павел Климкин и т.д.

Согласно письму Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б) с предложениями о репрессиях против духовенства, должен быть проведен показательный арест Святейшего Патриарха Тихона на фоне оголтелой клеветнической кампании против Церкви в СМИ. Печать, по словам Лейбы Давидовича, должна была «взять бешеный тон». Этот элемент в украинских реалиях также присутствует. Отечественные СМИ в большинстве своем считают за честь вылить лишнюю порцию грязи на каноническую УПЦ. Главное обвинение – пособничество «государству-агрессору» (в варианте 1920-х – «контрреволюции»).

Святой Патриарх Тихон был арестован и помещен под домашний арест в Троицком подворье на Самотеке, куда и заявились ночью 12 мая 1922 года «обновленцы» в сопровождении сотрудников ГПУ.

Слева направо: Александр Введенский и Владимир Красницкий

Священники Александр Введенский, Владимир Красницкий и Евгений Беликов обвинили Патриарха в опасной и необдуманной политике, приведшей к конфронтации Церкви с государством, и потребовали, чтобы святитель Тихон отказался от своих полномочий на время ареста (согласно плану Троцкого, Патриарха планировали расстрелять). Здесь ГПУ и обновленцы разыграли хитрую комбинацию. Патриарху Тихону предложили временно передать полномочия митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому), но саму передачу церковных дел должна была осуществить группа «обновленцев». Патриарх после некоторых колебаний согласился, что дало повод «обновленцам» заявить следующее:

Письмо «обновленцев» М. Калинину

Надо ли говорить, что митрополиту Агафангелу власти не позволили прибыть в Москву и церковное управление оказалось в руках «обновленцев»? А чтобы Патриарх Тихон не мешал «обновленцам» захватывать патриаршую канцелярию, власти перевезли его подальше от этой канцелярии, в Донской монастырь в Москве, где он находился в строгой изоляции.

Несмотря на то, что обновленцы в своей деятельности прикрывались красивыми лозунгами о том, что они действуют на благо Церкви и народа (то же самое, что и сейчас), начальник 6-го отделения ОГПУ Е.А. Тучков называл все своими именами. В отчетном докладе заместителю председателя ОГПУ В.Р. Менжинскому он писал: «Отправив Тихона в другое помещение (Донской монастырь) и осевшись в бывшем патриаршем управлении, группа эта («обновленцы» – Ред.) объявила себя временным высшим церковным управлением и обратилась к верующим с декларацией о том, что Тихон государственный преступник и призывал верующих бороться с контрреволюцией Церкви. С этого времени в противоположность антисоветской политике Тихона начинается политика в духе Советской власти и поголовная замена старых тихоновских архиереев и видных попов своими сторонниками. Таким образом, в течение короткого времени, в месяца 3-4, почти все тихоновские антисоветские аппараты, то есть архиереи и епархиальные (губернские) управления были заменены сторонниками ВЦУ. Этим самым было положено начало раскола Православной Церкви и перемена политической ориентации церковного аппарата».

Вот она, истинная цель тогдашней «Живой Церкви», как и сегодняшней ЕПЦ!

Секретариат ЦК РКП(б) разослал на места телеграммы, в которых говорилось о необходимости поддержки органами советской власти «обновленцев». На правящих архиереев органы ГПУ оказывали давление, чтобы те подчинились ВЦУ и «Живой Церкви», несогласных репрессировали. Таким образом, к концу 1922 года обновленцы захватили две трети из 30 000 действовавших в то время храмов. А в апреле 1923 года они смогли провести свой обновленческий собор, который гордо наименовали «Вторым Поместным Всероссийским Собором». Решением этого лжесобора святой Патриарх Тихон был «извержен из сана и лишен монашества», а само патриаршество было упразднено как «монархический и контрреволюционный способ руководства Церковью». Также лжесобор выразил безоговорочную поддержку советской власти, узаконил равнозначность женатого (!) и безбрачного епископата, второбрачие клириков и превращение монастырей в трудовые коммуны. ВЦУ было преобразовано в Высший Церковный Совет (ВЦС), который был признан Наркоматом юстиции в качестве законного органа церковного управления. Решения этого лжесобора святитель Тихон не признал.

Не признал эти решения и Константинополь в лице тогдашнего Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса). Летом 1923 года в Константинополе состоялся так называемый «Всеправославный конгресс», на котором низложение Патриарха Тихона обновленческим «собором» назвали незаконным. При этом и «обновленцы», и поддерживающая их советская власть всячески старались добиться признания у Вселенского Патриарха. Методы, которые использовались для этого, были нехитрыми. Антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б) своим решением от 18.09.1923 года постановила: «Поручить т. Попову (председателю Антирелигиозной комиссии – Ред.) переговорить с т. Чичериным (наркомом иностранных дел – Ред.) о положении Мелетия и Константинопольского Синода и в зависимости от этого решить вопрос о возврате их представителям находящегося в Москве дома». То есть благоволение Вселенского Патриарха к обновленцам планировали снискать путем возврата конфискованной ранее собственности.

27.06.1923 года Патриарха Тихона освободили из заключения, следствием чего стало возвращение под его первосвятительский омофор значительной части отпавших в «обновленчество» иерархов, духовенства и мирян. Лидеры «обновленчества» тем временем успели перессориться между собой и разделиться на различные направления, и поэтому перед Тучковым поставили задачу подчинить все обновленческие группировки единому центральному органу (чем не ЕПЦ?). Для этого в августе 1923 года ВЦС преобразовали в «Священный Синод», во главе которого поставили запрещенного в священнослужении «митрополита» Евдокима (Мещерского).

Евдоким (Мещерский)

Однако выполнить эту задачу у Тучкова не получилось по причине завышенных амбиций лидеров «обновленчества». Не подчинились вновь созданному «Синоду» «Живая Церковь» во главе с Владимиром Красницким и «Союз церковного возрождения» во главе с Антонином (Грановским).

В декабре 1923 года вместо Мелетия IV Вселенским Патриархом стал Григорий VII. Новый Патриарх 17.04.1924 г. на заседании своего Синода предложил: «Считая необходимым, чтобы для скрепления снова вековых уз и для подачи возложенного на нас долга оказания церковной помощи к общей любви и соединению мы изучили точно течения русской церковности, известной по имени «Живая Церковь», и особенно печальнейших церковных разногласий и разделений, и чтобы мы имели полную возможность умиротворения дел и полного прекращения настоящей аномалии, происходящей или от непонимания сущности произошедших внешних перемен или от чрезмерного и бесполезного возвращения к взглядам и старым системам, потерявшим уже всякую жизненную силу и смысл, предлагаем Священному Синоду послать от Матери Церкви Константинопольской к дочери ее, братской Православной Русской Церкви в России, как это часто бывало в прошлом и исключительных обстоятельствах, особую надлежащую Миссию, снабженную рекомендательными письмами к русскому правительству и уполномоченную изучать и действовать на месте на основании и в пределах, определенных инструкцией, согласных с духом и преданиями Церкви. Мы надеемся, что с Божией помощью она сможет помочь словами любви и указаний к восстановлению согласия и единения во всей братской Русской Церкви ко благу всех православных».

Как это созвучно с решением Константинопольского Синода по поводу украинской автокефалии. Там – признание «Живой церкви» «течением русской церковности», а не раскольниками и предателями, здесь – признание УПЦ КП и УАПЦ «церковными властями». Та же «Матерь Церковь Константинопольская» и то же присвоение себе права вмешиваться в дела другой Поместной Церкви.

А в документе, известном под названием «Вступительная речь Его Святейшества Вселенского Патриарха Григория VII и постановление Священного Синода об основах работы отправляющейся в СССР Патриаршей Миссии», говорилось, что «по приглашению церковных кругов СССР» («обновленческих» – Ред.) он принимает предложенное ему «дело умиротворения происшедших в последнее время в тамошней братской Церкви смут и разногласий, назначив для этого особую патриаршую комиссию из архиереев». Этой комиссии поручили «отправиться туда, чтобы содействовать с Божией помощью словами любви и путем разных указаний восстановлению согласия и единения в Братской Церкви ко благу всего Православия». В своей деятельности «отправляющаяся комиссия в своих работах должна опираться на те тамошние церковные течения, которые верны Правительству СССР» («обновленцы» – Ред.). «Ввиду возникших церковных разногласий мы полагаем необходимым, чтобы Святейший Патриарх Тихон ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал собою, немедленно удалившись от Церковного Управления, <…> и чтобы, одновременно, упразднилось, хотя бы временно, патриаршество, как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах в начале гражданской войны и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения. Вместо упразднившегося патриаршества высшее церковное управление там должен принять ныне свободно и канонически избранный синод («обновленческий» – Ред.), который и выработает детали Синодального Управления Церковью в СССР».

Оба процитированных документа заверил официальный представитель Константинопольского Патриархата в Москве архимандрит Василий (Димопуло).

Документ, вопиющий по своей наглости и неканоничности: Константинопольский Патриарх признавал обновленческий «Синод», а священноисповеднику Патриарху Тихону предлагал уйти с первосвятительской кафедры!

Однако, основываясь на этом документе, советская печать пошла еще дальше. 1 июня 1924 г. в газете «Известия» была напечатана статья «Вселенский Патриарх отстранил бывшего Патриарха Тихона от управления Российской Церковью», в которой говорилось: «Московский представитель Вселенского Патриарха архимандрит Василий Димопуло сообщил представителю РОСТа следующее: «Мною получено только что из Константинополя сообщение о том, что Константинопольский Патриарший Синод под председательством Вселенского Патриарха Григория VII вынес постановление об отстранении от управления Российской Православной Церковью Патриарха Тихона, как виновного во всей церковной смуте. Постановление это вынесено на заседании Синода при Вселенском Патриархе 6 мая и принято единогласно»».

После таких выпадов Матери-Церкви (Константинополя) святой Патриарх Тихон направил на Фанар ответное письмо:

Письмо Патриарха Тихона (Белавина) Константинопольскому Патриарху Григорию VII

Все то же самое, что и сейчас! Константинопольский Патриархат без всякого предварительного обращения к Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию, как законному Предстоятелю Украинской Православной Церкви, вмешивается во внутренние дела УПЦ. Последствия этого вмешательства могут быть такими же тяжкими, как и в 1920-е годы. Это вмешательство, выражаясь словами священноисповедника Патриарха Тихона, «внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол».

К сожалению, формат данной статьи не позволяет описать все аспекты позорной истории «обновленчества»: как государство передавало им храмы и другое имущество, насильно отобранное у Церкви, как «обновленческие» «священники» писали доносы на духовенство Церкви, по которым тех отправляли в ГУЛАГ или на расстрел, как «иерархи» «обновленцев» заявляли о своем разрыве с религией и многое другое. Так же и многие недостойные поступки представителей Константинопольского Патриархата в связи с «обновленчеством» не нашли своего отражения в этой статье. И все события вокруг проекта ЕПЦ также нет возможности изложить полностью. Но и сказанного достаточно, чтобы понять: и советское «обновленчество», и украинская ЕПЦ – это по сути своей чисто политические проекты, придуманные где-то в недрах государственного аппарата и предназначенные для решения политических задач. Как видно по истории «обновленчества», такой задачей было уничтожение Церкви. Думается, что и сегодня это является настоящей задачей проекта ЕПЦ.

Конец «обновленчество» был весьма бесславным. Как только светское государство отвергло эту структуру за ненадобностью, она тут же стала чахнуть и окончательно прекратила свое существование в 40-х годах. Показательно и то, что глава «обновленчества» Александр Введенский в 1944 году искал возможность вернуться в Церковь (как тут не вспомнить «покаянное» письмо Михаила Денисенко Архиерейскому Собору РПЦ), но непременным условием ставил принятие его в сане митрополита, хотя до разрыва с Церковью был протоиереем. Со смертью Введенского в 1946 году «обновленчество» полностью исчезло.

Однако не исчезла сама идея «обновленчества». Сегодня она пригодилась нынешней украинской власти. Неудивительно, что наши правители не знают истории и не желают извлекать из нее уроки. Но есть надежда, что Константинопольский Патриарх Варфоломей эту историю знает и не повторит неблаговидных деяний своих предшественников.

Кирилл Александров

Комментариев нет

Читайте также

Воспитанники воскресной школы на детском спектакле

14 апреля воскресная школа «Пчёлки» по благословению настоятеля Свято-Покровского архиерейского собора протоиерея Олега Семенчука посетила представление «Золушка» в театре им. В.Г.Магара.

«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»

18 апреля 2024 года, в седмицу 5-ю Великого канона, Четверток Великого канона, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский возглавил общеепархиальное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе Запорожья.

В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход

16 апреля, по благословению Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского, в рамках Всеукраинского крестного хода для духовной поддержки и укрепления народа Украины, организованного, по благословению Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины, Синодальным отделом УПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и другими военными формированиями Украины, в Покровский архиерейский собор были доставлены чтимые святыни: икона Покрова Пресвятой Богородицы с частицей Её омофора, иконы святого равноапостольного князя Владимира и святого праведного Петра Калнышевского, частицы мощей этих святых, а также частица мощей святого мученика Виктора. Святыни сопровождал клирик Киевской епархии, глава сектора опеки воинов-интернационалистов и участников боевых действий при Синодальном военном отделе УПЦ, настоятель храма Всех Святых Воинов (г. Киев) протоиерей Вячеслав Яковенко.

Владыка совершил заупокойное богослужение

13 апреля 2024 года, в седмицу 4-ю Великого поста, Крестопоклонную, поминовение усопших, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил заупокойное богослужение по душам усопших православных христиан.

Светлана Головина
12.03.2024
Храм – «апостол»
Светлана Головина
18.02.2024
Храм – «апостол»
Иерей Максим Райков
13.02.2024
Антивалентин
Светлана Головина
18.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
Храм на честь Святого Миколая Чудотворця
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
14.10.2023
История храмов Каменско-Днепровского благочиния
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.10.2023
История храма в честь апостола первомученика и архидиакона Стефана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
12.09.2023
История соборной Покровской церкви г. Орехова
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.09.2023
Храм в честь Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
08.09.2023
Храм в честь бессребреников Космы и Дамиана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.08.2023
Історія храму на честь ікони Божої Матері «Зимненська»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
10.07.2023
Храм в честь равноапостольного князя Владимира
Олег Валик, иерей Сергий Щербина
10.07.2023
Храм двух Матрон
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
История храма в честь Святого Духа
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Чудо святителя Николая
Світлана Борхович
16.06.2023
Одна вправа із зірочками на всіх (есей до проєкту «Омріяне майбутнє»)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя иконы Божией Матери «Целительница»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм благоверного князя Святослава
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя пророка Елисея
иерей Александр Микитенко
05.05.2023
Храм святой блаженной Ксении Петербургской
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Свято-Николаевский женский монастырь: прошлое и настоящее
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Три юбилея для Свято-Троицкого храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
История Свято-Георгиевского храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
Храм преподобного Серафима Саровского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.04.2023
История храма в честь святых мучеников Фалалея и Трифона
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.03.2023
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
06.03.2023
История храма во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого
Валентина Григорьева
04.02.2023
Дивный «бриллиант» на Павло-Кичкасе (история и нынешний день Свято-Троицкого храма в Заводском районе)
Протоиерей Алексий Литвин, Татьяна Иванюха
03.02.2023
История храма святителя Луки Крымского при гериатрическом пансионате и Доме ребенка «Солнышко»
Митрополит Лука (Коваленко), протоиерей Дмитрий Лопатко
03.02.2023
Какие последствия запрета священнослужителя
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95