Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 21.02.1997г. был анафематствован расколоучитель Михаил Денисенко, именующий себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины», который в своих многочисленных интервью и проповедях постоянно связывает существование своей религиозной организации с украинской государственностью. Аксиоматичным, он считает, то положение, что в независимом государстве должна быть независимая Церковь.[1]
Мы хотим показать, что такое утверждение отнюдь не аксиома, а фундаментальная экклезиологическая ошибка, которая привела к формированию ведущего национально-политического, то есть этнофилетического базиса в деятельности этой религиозно-политической организации. Напомним, что этнофилетизм – это такая идейная тенденция в православной среде, которая приносит общецерковные интересы в жертву национально-политическим. Доктрина этнофилетизма признана еретической и осуждена Константинопольским Собором в 1872 году. Решения этого Собора никто не отменял, и это значит, что их следует учитывать политическому руководству Украины при продавливании вопроса о создании Единой Поместной Церкви при помощи Константинопольского Патриарха.
В «Киевском патриархате» извратилось учение о Церкви Христовой, веру в которую каждый православный христианин исповедует в Никео-Константинопольском Символе веры. Истинная Церковь, основанная Господом нашим Иисусом Христом, представляет собой на данный момент органическое единство всех Поместных Православных Церквей, имеющих благодатное общение в таинствах и общую, восходящую к апостолам, церковную иерархию. Чтобы стать частью единой Церкви Христовой, пребывающей как в пути, в разных эпохах, странах и городах, нужно к ней присоединиться посредством сакраментальных актов Крещения и Миропомазания, и пребывать в спасительном Теле Христовом посредством регулярного участия в Таинстве Евхаристии.
С этим положениями православной экклезиологии был вполне согласен и сам М. А. Денисенко, будучи митрополитом Киевским и Галицким. Вот его слова о единстве Церкви: «Церковное единство должно проявляться не как единство власти над всеми Поместными Церквями, но как единство веры, и вытекающее из нее единство жизни. Это внутреннее единство заключается во внутреннем согласии и солидарности Поместных Церквей, существующих самостоятельно, но не обособлено друг от друга. Оно выражается во взаимном признании силы и действенности благодатной жизни в этих Церквях, взаимном признании иерархии и общении в таинствах»[2].
А что же мы видим теперь? Видим еретический экклезиологический сдвиг. Отлученный М. Денисенко, перечеркивая своими деструктивными действиями христианские истины, которые ранее считал незыблемыми, исповедует учение, не имеющее ничего общего с православным учением о Церкви Христовой.
Могут возразить, что Церковь не имеет догмата о самой себе, четких охранительных определений и своих границ, ибо Дух Божий, Который зиждет Церковь, «дышит, где хочет» (Ин.3:8). Действительно, в прежние периоды истории Церковь в основном защищала Богооткровенное учение, триадологию, христологию и сотериологию. Но уже с начала второго тысячелетия своего исторического бытия кафолической Церкви приходилось отстаивать свою аутентичность перед лицом римских притязаний, а через 500 лет ещё перед протестантской активностью. Поэтому понятие ереси как вероучительного искажения относится не только к учению о бытии Божием, но и к домостроительству нашего спасения в таинственно-эсхатологической реальности, которая включает в себя учреждение и возрастание Церкви как «Полноты Наполняющего всё во всём» (Еф. 1:23) и «столпа и утверждения Истины» (1 Тим. 3:15). Глава «Киевского патриархата» публично еретически исповедал, что в лоне единой Вселенской Церкви могут сосуществовать «две параллельных семьи православных поместных церквей», явив таким образом христианскому миру неслыханную ранее «двуцерковную» или, как ее наименовали богословы, «двусемейственную» ересь, разрушающую Священное Предание о единстве Кафолической Православной Церкви, которую видимо, в человеческой истории являет единая и единственная Семья канонических Поместных Православных Автокефальных Церквей-Сестёр[3].
В основе своей Церковь представляет собой явление наднациональное, ибо в Церкви: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Безусловно, Церковь освящает, принимает в себя все лучшее, что есть в национальном предании, что не противоречит ее учению, но, все же, Христос пришел на эту грешную землю не для того, чтобы возвысить и освятить ту или иную нацию, чего от Него собственно и ждали иудеи, а сейчас ждут националисты. Он пришел для того, чтобы спасти всякого человека, вне зависимости от его национальной принадлежности. Дело Церкви – это спасать всякого человека во Христе, а не отстаивать (освящать) интересы нации и государства. Вот почему Церковь не может служить ничему временному, тленному, преходящему. Поэтому когда пройдут века, когда времени больше не будет, когда не будет ни наций, ни государства, Церковь Христова – как собрание верных Своему Искупителю – не прекратит свое бытие. По слову прп. Максима Исповедника: «Церковь есть средоточие вселенной, среда, в которой решаются ее судьбы. Она возрастает и формируется в истории, вводя в свое лоно избранных и соединяя их с Богом. Мир стареет и ветшает, а Церковь непрестанно оживляется и обновляется Духом Святым, Источником ее жизни. В определенный момент, когда Церковь достигнет полноты своего роста, установленного волею Божией, внешний мир, истощив все свои жизненные силы, умрет, и Церковь явится тогда в своей вечной славе Царствием Божиим».[4]
М. А. Денисенко и его сторонники не просто извратили учение о Церкви Христовой, они вообще исповедуют некую религию, которая лишь по форме может напоминать Православие, а по сути является разновидностью язычества в православном декоре. «И зовется эта религия просто – украинский национализм!»[5]. Этой религии служат, и именно ее пытаются навязать украинскому обществу с самого начала 90-х годов. А Православие не вписывается в рамки националистической идеологии. Вот и пытаются определенные силы сделать так, чтобы Церковь Христова, при внешнем сохранении православной обрядности, изменила своим принципам, т.е. изменила свое вероучение в угоду политической конъюнктуре и принципам национализма. Принципам, согласно которым в националистическом государстве не Богочеловек Христос является объектом поклонения для миллионов верующих, а фактически обожествляющиеся государство и нация!
Попытка придать Православной Церкви не просто национальную окраску, а сделать ее национальной по сути (т.е. религией одной конкретной нации, иногда именуемой «титульной» нацией), уничтожает сотериологический акспект Церкви, принижает ее Вселенское предназначение. Приводит к тому, что Церковь перестает быть христианской и становится церковью языческой, где главным предметом поклонения (идолом) становится государство и т.д., о чем собственно и мечтают горячие сторонники «автокефалии», которые смеют утверждать, что: «…в людській історії свою суспільну присутність і функціональність релігія виявляє насамперед через її національний контекст».[6]
Именно в плоскости таких воззрений и скрываются причины того, что вместо проповеди спасения и учения о Церкви как о мистическом Теле Христа мы слышим политические лозунги и националистическую пропаганду.
Лжепатриарх регулярно обвиняет жителей восточных регионов Украины в неполноценности и считает убийство этих людей нормальным, вполне допустимым явлением, или когда он заявляет о том, что Бог якобы наказывает жителей Востока Украины за их политический выбор. В ноябре 2016 года глава политиканов в рясах вообще озвучил новый подход к греху: ввёл «грех федерализации», который искупается страданием и кровью людей, участвовавших в сомнительном референдуме.[7]
Вводится политический мотив в структуру отношений между Богом и человеком, человеком и человеком. Православное сознание не связывает нарушение Богоустановленных норм поведения с определенными моделями территориального государственного устройства.
Собственно, и роль Церкви М. Денисенко видит лишь в том, чтобы воспитывать народ в поклонении своему государству. Плоды новой экклезиологической ереси проявляются в «Киевском патриархате» в периодически всплывающих на поверхность фактах совместных молитв с представителями других раскольнических и еретических организаций, исповедующих такие же принцыпы.[8]
Эти примеры подобного экклезиологического мышления и действий тех, кто видит лишь только себя в качестве основы для объединения православия в Украине и создания Единой Церкви, явственно свидетельствуют о том, что, прикрываясь внешними формами православной церковной обрядности, они пытаются превратить Православие в местечковую религию украинской нации. Религию, которая, в сущности, ведет к обожествлению отдельно взятых нации и государства, тем самым превращая их в идолов, которым следует поклоняться и которым нужно служить. Таким образом, в «Киевском патриархате» случилось то, что в итоге случается со всеми еретиками, о чем пишет свт. Василий Великий: «Ибо здесь (т.е. при сравнении Православия и ереси) есть явная разность в самой вере в Бога», – вере, которая у раскольников кардинально извращает сами основы православной догматики, в частности учение о Церкви Христовой и учение о Боге, как Ее Устроителе.
Однако нам могут возразить: мол, сами таинства и православный обряд внешне остались в «Киевском патриархате» неизменными? Рассмотрим в качестве примера Таинство Крещения. Ведь известно, что в некоторых случаях в Церкви даже допускается возможность совершения Таинства мирянином?! На эти недоразумения можем ответить следующее. Во-первых, как это уже было показано выше, лидеры религиозно-политической организации (фактически жрецы, которые совершают магические ритуалы под видом церковных) – это люди, вводящие новые и пагубные ереси о приоритете национального элемента и искупительного страдания инакомыслящих (не так уж далеко от средневековой инквизиции!). Сторонников такого учения по церковным канонам необходимо присоединять к Церкви полноценным двуедином чином Крещения-Миропомазания, с обязательным предварительным отречением от этнофилетической ереси.
Во-вторых, обратим внимание на авторитетное мнение митр. Ионафана (Елецких), который, зная специфику раскола, вполне справедливо утверждает: «Действительно, Символ Православной веры свидетельствует, что есть только «едино Крещение во оставление грехов». Но таковое крещение с оставлением грехов, согласно святоотеческому Преданию, совершается только в Теле единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Христовой. В сектах же, находящихся “extra muros” Церкви, и в “самочинных сборищах” имеет место только формальная, внешняя «правильная форма» церковного таинства (чтение положенных молитв, водное погружение), но отсутствует главное – невидимое спасительное действие божественной благодати (по правилу 1-му свт. Василия Великого)».[9] А вот что пишет по этому поводу известный толкователь церковных канонов еп. Никодим (Милаш): «По учению Церкви, каждый еретик находится вне Церкви, а вне Церкви не может быть ни истинного христианского крещения, ни истинной евхаристической жертвы, как и вообще никаких истинных Св. Таинств… Следовательно, у еретиков нет ни истинного крещения, ни истинного священнодействия, и православный епископ или пресвитер, признающий правильным крещение или какое-либо другое священнодействие, совершенное еретическим священником, должен быть по этому правилу извержен из своего священного сана, ибо он этим показывает, что или не знает сущности своего верования, или и сам склонен к ереси и защищает ее, вследствие чего и в том и в другом случае является недостойным священства». Вторит ему и знаменитый православный богослов прот. Николай Афанасьев: «Крещение водою и Духом, через которое совершается прием в Церковь, есть Таинство, т.е. церковный акт, совершаемый Церковью, в котором крещаемому подаются дары Духа. Как всякое Таинство, так и Таинство приема (т.е. Крещение – авт.) совершается Церковью и в Церкви… прием в Церковь (т.е. Крещение – авт.) есть церковный, а не частный акт. Он должен совершаться в церковном собрании предстоятелем Церкви».[10]
Можем сделать вывод, что данное Таинство не может совершаться в самопровозглашенном «Киевском патриархате», как и в любой самопровозглашенной псевдоцерковной структуре, не имеющей ничего общего с Церковью Христовой.
В том числе и крещение мирянами признается действенным именно потому, что в православной традиции мирянином именуется человек, уже принадлежащий к Церкви, т.е. истинно исповедующий веру Христову: «Обладая священническим достоинством (имеется в виду царственное-священническое служение всех христиан), лаики (т.е. верующие миряне, принадлежащие к Православной Церкви) имеют способность совершать священнодействия, а потому, при некоторых условиях, совершенное ими крещение благодатно-действенно… в случае крайней нужды крещение может совершать каждый ВЕРНЫЙ, мужчина или женщина» [11]
То есть, на самом деле, не может быть и речи о том, чтобы Таинство Крещения могли совершать люди, не принадлежащие к Церкви Христовой, люди, исповедующие другие религиозные взгляды, пусть бы даже они использовали в своей богослужебной практике православные обряды.
На самом деле, крещальная Троичная «формула» – это не магический обряд, который становится действенным только лишь в силу правильно исполненного церемониала и не имеющий отношения к вере участвующих в нем людей. Его действенность зависит, в первую очередь, не от формальной, обрядовой стороны, а от веры и принадлежности к Церкви, как крещаемого, так и того, кто непосредственно его крестит. Именно поэтому Господь в Евангелии указывает на то, что Крещение должна предварять истинная вера: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать осужден будет» (Мк.16:16). В этом смысле не может быть никакого крещения без истинного исповедания христианской веры. «Исповедание веры должно предшествовать крещению и сопровождать его… Покаяние должно быть полным – действительной переменой всей внутренней жизни желающего вступить в Церковь. Эта внутренняя перестановка должна найти выражение и во внешней жизни. Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного в Церкви».[12]
Собственно это наиважнейшее условие и не выполняется у находящихся вне Церкви, потому что эта граница отделяет от Истины и идеологию национализма, и еретическое учение о Церкви Христовой. Мало того, что мы должны крестить тех, кто приходит в Церковь из других религиозных организаций, но кроме этого, нам крайне важно научить их православным представлениям о Церкви.
Ввиду того, что история Церкви оставила нам многообразные (и ригористические, и снисходительно-икономические) решения относительно действительности таинств у еретиков и схизматиков, мы предлагаем для предстоящего соборного рассмотрения введение практики обязательного крещения людей, обращающихся от национальных расколов. Учитывать «обычаи страны», по слову свт. Василия Великого, было основным правилом при выборе способов приема в Церковь, потому как наиболее соответствующее ортодоксии и церковной пользе решение может принять только тот епископат, который знает все мотивы, историю и конкретику возникшего отделения от кафолической полноты Христовой Церкви.
В заключение необходимо отметить, что развитие религиозно-политической организации под именем «Киевский патриархат» имеет сходство с развитием раковой опухоли, которая со временем становится по своей структуре и функционированию не похожей на «материнскую» ткань. Разрастающееся новообразование количественно захватывает и «отравляет» новые ткани, проявляя агрессивное отношение ко всему здоровому и ко всему организму, в котором она существует, вплоть до его разрушения. Так, в богословском ракурсе, выше упоминаемая организация из состояния раскола переходит в состояние ереси. А в своей деятельности не гнушается использования силовых захватов им не принадлежащего, выступает идеологическим базисом для уничтожения всех инакомыслящих радикально настроенными националистическими организациями. Все это может повлечь за собой полное разрушение государства Украина, если упомянутая религиозно-политическая организация и в дальнейшем будет поддерживаться определенными политическими кругами.
[1] http://uoj.org.ua/novosti/sobytiya/press-konferentsiya-filareta-o-pisme-k-rpts-pryamaya-translyatsiya
[2] Митрополит Филарет (Денисенко). Поместная Церковь и Вселенская Церковь // Журнал Московской Патриархии. №3. 1981. С.70–76
[3] Митрополит Ионафан (Елецких). Историко-богословское обоснование практики перекрещивания раскольников-филаретовцев в Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) на примерах древней Православной Церкви — http://www.sobor.co.ua/ru/news/Announsments/Istoriko_bogoslovskoe_obosnovanie_praktiki__perekreshchi
[4] Цит. по:Лосский В. Боговидение. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Издательство АСТ. Москва. 2003 г. с.249
[5] Иеромонах Иоанн (Курмояров) http://uoj.org.ua/publikatsii/tochka-zrenija/pochemu-khristianstvo-i-natsionalizm-nesovmestimy
[6] Цит. по: Иеромонах Иоанн (Курмояров) Может ли Православная Церковь быть национальной? http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/mozhet-li-pravoslavnaya-tserkov-byt-natsionalnoj
[7] http://www.pravoslavie.ru/98402.html
[8] Иеромонах Иоанн (Курмояров) «Киевский Патриархат» выбирает путь, ведущий в никуда! http://uoj.org.ua/publikatsii/zashchita-tserkvi/kievskiy-patriarkhat-vybiraet-put-vedushchiy-v-nikud…
[9]http://www.sobor.co.ua/ru/news/Announsments/Istoriko_bogoslovskoe_obosnovanie_praktiki__perekreshchivaniya__raskolnikov_filaretovtsev__v_Ukrainskoy_Pravoslavnoy_TSerkvi_(Moskovskiy_Patriarhat)_na_primerah_drevney_Pravoslavnoy_TSerkvi_.html
[10] http://predanie.ru/afanasev-nikolay-nikolaevich-protoierey/book/73595-vstuplenie-v-cerkov/#toc12
[11] http://predanie.ru/afanasev-nikolay-nikolaevich-protoierey/book/73595-vstuplenie-v-cerkov/#toc12
[12] Иеромонах Иоанн (Курмояров) Проблемы катехизации: почему нам нужно перестать крестить всех подряд
http://uoj.org.ua/publikatsii/nasushchnyj-vopros/problemy-katekhizatsii-pochemu-nam-nuzhno-perestat-…