×
Пятница, 29 Марта 2024
мч. Сави́на Ермопольского (Египетского);
мч. Па́пы Ларандского;
свт. Серапио́на;
ап. от 70-ти Аристову́ла;
сщмч. Алекса́ндра I;
мч. Иулиа́на Аназарвского;
сщмчч. Трофи́ма,
Фа́ла;


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/pubitem/doklad-vysokopreosvyashhenneyshego-luki-2
голосов: 1
5 1
15 Декабря 2018 г

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2018/12/ILS_2677-2.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2018/12/ILS_2677-2-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Вселенскую Церковь Христову, в своей универсальности включающую этническое, языковое и социальное разнообразие, составляют автокефальные поместные Церкви. Поместные Церкви в свою очередь включают в себя епископии (епархии), а епархии – приходы. Существуют и иные единицы административно-территориального деления Церкви: автономные церкви, экзархаты, митрополичьи округа. Такая структура Церкви сложилась в течение первых столетий ее истории, и с тех пор в основе своей она остается неизменной. При этом административное деление Церкви строится на территориальном, а не этническом принципе.

Автокефалия – это такой статус Поместной церкви, который предполагает её административную независимость от других Поместных церквей. Статус автономии отличается от автокефалии тем, что предстоятель автономной Церкви после избрания должен быть утверждён патриархом автокефальной Церкви, а в случае с УПЦ – её Предстоятель после избрания украинским епископатом – благословляется Патриархом Московским. При этом, мы фактически обладаем всеми правами автокефалии, кроме мироварения. Что касается мироварения, то даже не каждая автокефальная Церковь варит миро самостоятельно. Многие получают его в Константинополе, хотя при этом считают это не выражением канонической зависимости, а братской любви.

В Украине есть каноническая Украинская Православная Церковь, которая в качестве автономной Церкви через Московский Патриархат связана с мировым Православием, признается всеми без исключения Православными Церквами и состоит с ними в евхаристическом общении. Наша Церковь имеет самоуправление, административные, хозяйственные и канонические свободы, которые необходимы для эффективного служения Богу и своему народу. Параллельно с канонической Украинской Церковью в стране существуют ряд раскольнических объединений,  а вдобавок к ним, действует агрессивная униатская община. Переговоры об автокефалии как раз и ведутся с этими раскольническими «церквами» и одновременно с государственными властями Украины, в отсутствии переговоров с канонической Церковью и вопреки ее желанию. При этом самым наглым образом в этот вопрос на стороне раскольников вмешиваются униаты. То есть, речь идет не о проекте предоставления автокефалии Украинской Церкви, как мы об этом постоянно слышим и читаем, но о программе предоставления автокефалии украинским схизматическим образованиям.

Автокефалия может быть осуществлена при наличии следующих условий:

  1. Воля народа Божия, создающего автокефалию Церкви, то есть необходимо стремление к автокефалии церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем большинства на всех этих уровнях.
  2. Согласие кириархальной Церкви (для нас это РПЦ), из которой выделяется новая Церковь.
  3. Автокефалия становится законной формой церковной жизни только с момента получения на нее согласия всех Православных Церквей (для нас в первую очередь Патриарха Московского).
  4. Полная или частичная политическая (государственная) самостоятельность территории, на которой предполагается образовать автокефальную Церковь.

Что мы имеем? По первому пункту: Главная разница между получением законной автокефалии другими Церквами особенно в XIX-XX вв. и ситуацией с украинскими структурами заключается в том, что в тех Церквях в вопросе приобретения статуса автокефалии был консенсус среди народа и духовенства. Автокефалии желала вся Церковь или, по крайней мере, значительное ее большинство. В то время как в Украине этот вопрос повлек разделение. А по нашей епархии: после проведенного в ноябре месяце опроса 96,9% опрошенных ответили, что ничего не надо менять, хотя в 2015 году таких было 79,3%. Духовенство многих епархий выражают свою поддержку Блаженнейшиму Митрополиту Онуфрию. В  том числе и вы выступили с инициативой и обратились к нашему Предстоятелю, за что сердечно всех вас благодарю.

О согласии кириархальной Церкви мы не знаем, так как никто с таким вопросом от нас не обращался. Этот вопрос не стоит на сегодняшней повестке дня, о чем свидетельствуют данные опроса. Так как 92,91% считают, что УПЦ должна сохранить текущий статус, для сравнения в 2015 году таких было 67,5%. РПЦ не настаивала, что украинский вопрос должна решать только она одна, коль скоро Украина входит в её каноническую территорию, а призывала решать соборно. Всегда вопросы, которые, так или иначе, затрагивали права нескольких Поместных Церквей, решались соборно.

Что касается мнения других автокефальных Церквей по украинскому вопросу.  Мы знаем, что уже категорически «против» выступили Русская, Сербская и Польская Церкви, остальные либо молчат, либо на уровне иерархов выступают против такого решения, но никто официально не поддержал идею Фанара.

Лишь только правительство активно продвигает эту идею. При этом объясняют, что необходимость в автокефалии исходит не из церковной целесообразности, а из политической, так как будет способствовать укреплению независимости нашего государства.

Имеет ли право Константинополь давать автокефалию? Согласно 34-му Апостольскому правилу, Собор без первого недействителен, но и первый без Собора существовать не может. Из этого следует, что Вселенский Патриарх не имеет права обсуждать, и уж тем более, принимать решения о статусе Украинской Церкви и, соответственно, какой-либо иной Церкви, сам по себе, вне Собора, самовластно. В первом тысячелетии собирались Вселенские Соборы, во втором – только Поместные, но также с привлечением представителей как можно большего числа Поместных Церквей. Соборная форма решения проблем – это естественная форма для Церкви, ибо она есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Почему Константинополь вдруг решил отказаться от такого соборного решения украинского вопроса, а решить его самостоятельно, да еще и на чужой канонической территории – непонятно. Точнее понятно – это действие есть самая очевидная демонстрация того заблуждения, которое вызревало в Константинополе уже около ста лет и вот в наше время прорвалось – заблуждения о главенстве Фанара в Церкви Христовой. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор 3:11), – так написал Коринфянам апостол Павел. Отбросив соборность, Фанар единолично принял раскольников в общение, объявив их «воссоединенными с Церковью». Но соборность-то из Церкви никуда не делась, и «воссоединенными с Церковью» отпавших должны считать не только фанариоты, а все Поместные Православные Церкви. Поэтому «воссоединение» возможно только лишь при условии согласия всех Поместных Церквей. И сейчас уже очевидно, что этого согласия нет.

Однако, худшее и самое прискорбное — это то, что провозглашенная Константинополем цель операции под названием «Православная Церковь в Украине» – упразднение расколов и воссоединение православных христиан Украины, заранее обречена на неудачу. Расколы не преодолеваются полумерами на основании формального и притворного обращения раскольников, которых активно поддерживают светские власти и трудно различимые внешние политические центры, обычно действующие скрытно. Вопиюще беззаконными решениями Константинопольский синод от 11 октября 2018г. попытался переписать историю трехвековой давности и «уврачевать» грех раскола не покаянием, а простым росчерком пера. Сейчас они поставили нас перед выбором: останется ли Церковь истинной Церковью или превратится в одну из разновидностей политических организаций с религиозным антуражем. Организации, где править бал будут люди весьма далекие и от веры, и от нравственности, и просто от элементарной культуры.

Самое большее, что получится сделать, так это сократить количество раскольнических группировок. Вместо образований, существующих на данный момент, вероятно, возникнет новая «конфедерация» весьма слабо соединенная по сути, признаваемая одними Церквами, и не признаваемая другими, в то время как имеющая большинство каноническая Церковь останется там, где она находится и сейчас: в евхаристическом единстве с РПЦ. 

«Вообще в двухтысячелетней истории Церкви нет прецедентов вхождения раскольников в Тело Церкви, чтобы они одновременно автоматически вознеслись на высоту высочайшего исторического образа бытия Церкви и вошли в сонм славнейших и выдающихся Церквей, без какого-либо промежуточного периода созревания, аскезы, восстановления церковных нравов и образа мыслей, просто лишь «благодатию и щедротами» первопрестольной Церкви» (еп. Иреней Бачский).

Каноны четко говорят о том, что совершаемые в одной Православной Церкви хиротонии, переводы клириков, прославления святых и тому подобное, с одной стороны, но и лишения сана, низвержения, отстранения от совершения богослужений и другие епитимьи, с другой, автоматически признаются и имеют силу во всех без исключения Церквах. Это, прежде всего, исключает диалог с отпавшими «на равных», после чего, они с покаянием возвращаются в единство с Церковью и к каноническому порядку. Вот тогда они уже имеют право выдвигать свои требования, в том числе и требование автокефалии, сначала к своей собственной Церкви, а затем через нее и ко всей Вселенской Церкви. О чем мы и говорим.

Нынешние действия Фанара приводят к тому, что раскол перестает быть смертным грехом и преступлением, несмываемым даже мученической кровью, а превращается в простую и легкую оплошность, легко врачуется и, мало того – вознаграждается.

Защитники автокефалии постоянно говорят о том, что согласно канонам: «независимое государство, должно иметь независимую церковь». Тогда, если автокефалия должна предоставляться по принципу национально-государственному, то почему Константинопольская Церковь до сих пор не признала Американскую автокефальную Церковь, которая вполне заслуживает быть тем, чем является? А греков диаспоры Константинопольский патриарх считает своей паствой. Значит, автокефальное управление не зависит от государственных границ?

Константинополь умалчивает о том, что для Украины созидается «своя церковь» ради разрыва с Русской Церковью. Все это проходит через эскалацию вражды, торжество братоненавистничества среди украинцев, под лозунгами «москаль мне не брат», «смерть ворогам», «московського попяку на гиляку, як москоляку». Однако эти горе-церковники забывают о том, что вражда – свидетельствует не о Христе, а о враге рода человеческого, который делает все, чтобы  разрушить Церковь. Люди, идущие в наши храмы, чтобы молиться и учиться жить как христиане, переживают политические обстоятельства не меньше, чем сторонники автокефалии. Однако они понимают, что закреплением вражды не добудешь мира. Поэтому от нас зависит, о чем мы будем говорить на проповедях, чему учить. Это особенно важно, так как по данным нашего опроса люди стали больше доверять нашим церковным СМИ 85,16% по сравнению с 2015 – 71,3%. 

Некоторые говорят: что тут плохого, были люди вне Церкви, а теперь – внутри? Но дело в том, что в Церковь Христову не перелазят через забор, а входят теми вратами, на которые указал Христос: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17). Раскаяние в своих грехах и заблуждениях – вот единственный вход в Церковь. Вышеупомянутые господа им явно не воспользовались. Нельзя не вспомнить и другие слова Господа: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник…» (Ин 10:1).

Что они несут с собой в Церковь? Не покаяние, не смирение и не желание жить по заповедям Божиим, а вот что:

а) захватили уже более четырех десятков храмов. Ответим себе на вопрос: захватив храм, бойцы националистических группировок будут в нем молиться и, как учил апостол Павел: «со страхом и трепетом совершать свое спасение…» (Фил 2:12)? Или же эти люди пойдут захватывать следующий храм, а потом еще следующий, пока не захватят все?

б) все это делается по согласованию с руководством «УПЦ КП», которое даже подписало с «Правым сектором» в 2017 г. соответствующий документ «О сотрудничестве и взаимодействии…»;

в) «Слава Украине! Смерть ворогам!», «московского попяку на гиляку, як москаляку» – именно это звучит во время «крестных ходов» и сторонников Томоса,  «воссоединившихся» отпавших от Церкви, вместо молитв и псалмопения. А вместо крестов, хоругвей и икон – национальные флаги. О чем ярко засвидетельствовала демонстрация 28 июля.

г) совершенно непонятно, как представители раскольников, которые в одночасье якобы стали «легальными», собираются ожидать признания Поместных Церквей после всех слов, сказанных в адрес их Предстоятелей и иерархов. Злобная клевета, агрессия и ненависть – таков «язык любви» «иерархов» «УПЦ КП» в адрес не только епископата УПЦ, но и архиереев мирового Православия. Ведь стоит только лишь кому-то из представителей Поместных Православных Церквей сказать о том, что путь в Церковь для раскольников может быть только через покаяние, они говорят, что это сказано за деньги, что они все продались Москве и выполняют заказ из Кремля. Допустимо ли голосу Церкви говорить о православных иерархах в таком злобно-агрессивном тоне, причем делать это систематически? Именно такие «братские» отношения представители «УПЦ КП» могут привнести в семью Поместных Церквей. 

д) если в таком стиле высказывается спикер этой религиозно-политической организации, соответственно ведут себя и «священники». К примеру, очень популярный блогер из «УПЦ КП» Александр Дедюхин выступает за легализацию оружия, наркотиков и проституции.

Вот это все хотят занести в Церковь Христову «воссоединившиеся» раскольники.

 «Итак, обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: «не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца» (Иер 18:11,12).

Что даст Украине предоставленная Константинопольской Патриархией автокефалия? Посмотрим на  примере Польской и Чешской Церквей. Результатом автокефалии в Украине, согласно обнародованным документам, будут следующие события:

  1. Полное презрение канонического права Православной Церкви.
  2. Полное упразднение принципа Ее соборности.
  3. Преследование духовенства, не идущего на сделку и «стоящего на Божественной страже».
  4. Установление принципов восточного папизма в управлении Украинской Церковью, то есть Константинополь наделяет Церковь по сути ущербной автокефалией.
  5. Ревиндикация – процесс передачи части имущества Украинской Православной Церкви в собственность новосозданной структуре или местным властям.
  6. Насаждение униатства, абсолютное бесправие и беззащитность православных верующих.
  7. Окатоличивание.
  8. Отказ от употребления церковно-славянского языка, применение спешного перевода богослужения на украинский язык. Кстати, согласно, нашего опроса 97,96% за сохранение прежнего языка, что на 10,26% больше, чем в 2015 году.
  9. Создание благоприятной почвы для дальнейшей реформации Православия: изменение календаря, расцвет модернизма, неообновленчества и экуменизма.

Со всего этого возымеет лишь только Фанар, у которого развязаны руки в вопросе приобретения церковного имущества и украинской паствы, поэтому он продолжит формировать в Украине свои собственные церковные структуры, в виде ставропигий, экзархата, митрополии или еще чего-нибудь. Тем более, что решения о передаче ему такого имущества уже приняты Президентом и Верховной Радой. И все это, конечно, под вывеской: «Матерь-Церковь собирает всех своих украинских чад под свой омофор». Константинополь собирается создать в Украине не самостоятельную церковную структуру, а «полуавтокефальное» образование, с самого начала поставленное в очень жесткие рамки.

Что касается так называемого «объединительного собора». Собор епископов УПЦ 13.11.2018 г. показал не только единство епископата в вопросе создаваемой структуры и отказ участвовать в «объединительном Соборе»,  но и категорическое неприятие канонической Церковью фанарских авантюр в Украине. Однозначно, ввиду решения Собора епископов УПЦ, а затем и Священного Синода УПЦ, он является незаконным сборищем. Участие в нем клирикам и мирянам не благословляется. Переход в новорожденную структуру будет расцениваться как клятвопреступление и согласно 25 Апостольского правила влечет за собой лишение сана.

К чему нужно быть готовым? Нам уже говорят: “Если вы не признаете новую церковную структуру, не вольетесь в нее, мы отберем у вас все  монастыри, храмы, отберем у вас возможность служить своему народу”. Это религиозный экстремизм, а наша Церковь объявлена пособником врага и подвергается в таком качестве моральному террору.

Недавно Президент подписал Указ о введении военного положения. Как это может сказаться на ситуации вокруг нашей епархии и Украинской Православной Церкви в целом? Выскажу ряд предположений.

При этом положении Церковь оказывается совершенно беззащитной.

Во-первых, противники Церкви получают в борьбе с ней очень мощный идеологический предлог. «Военное положение», «агрессия», «УПЦ – агенты Кремля», а значит, борьба с ними – это долг каждого «патриота. Любая враждебность, любое насилие по отношению к верующим и духовенству УПЦ будет в глазах общества оправдываться военным положением. Если даже правоохранительные органы и будут пытаться остановить бесчинства – это будет преподноситься как насилие над «героями».

Во-вторых, законодательство о военном положении (Закон Украины «О правовом режиме военного положения») предоставляет широчайшие возможности уже «законных» репрессий против Церкви.

Так ст. 8 Закона предполагает следующее: п.1. «Военное командование <…> может вводить и осуществлять в рамках временных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина…».

В-третьих:  «…вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц <…> для общественно-полезных работ». Чем не повод привлечь к этим работам несговорчивое духовенство и верных чад УПЦ?

 В-четвертых: «…принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности». Комментарии излишни…

В-пятых: «…проводить осмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан…».

В-шестых: «запрещать проведение мирных собраний, митингов, походов и демонстраций». Это значит, что Церковь не сможет организовать ни крестные ходы, ни молитвенные стояния, ни другие акции протеста. Нельзя будет протестовать против антицерковных законопроектов, против захватов храмов и так далее.

В-седьмых: «ставить<…> вопрос о запрещении деятельности политических партий, общественных объединений, если она направлена на ликвидацию независимости Украины, <…> разжигание <…> религиозной вражды…». То есть любая правозащитная организация, которая сегодня говорит что-либо в защиту УПЦ, может быть запрещена. Если кто-то против новосоздающейся организации, которая объявлена основой государственной независимости Украины, то это можно расценить как «деятельность, направленную на ликвидацию независимости Украины». А если кто-то скажет, что эта структура – неканоническая религиозная организация, то данные тезисы можно вполне классифицировать как «разжигание религиозной вражды».

В-восьмых: «устанавливать запрет или ограничения на выбор места пребывания или проживания лиц на территории, на которой действует военное положение». Если вдруг православный священник слишком рьяно отстаивает свою принадлежность к Церкви, можно ограничить его право на выбор места пребывания.

В-девятых: «регулировать работу полиграфических предприятий, издательств <…>средств массовой информации, <…> запрещать<…> передачу информации через компьютерные сети». Любое церковное издательство может быть заблокировано. Печать церковных газет и брошюр может быть запрещено. Могут быть заблокированы все церковные группы в Вайбере, Фейсбуке и так далее. Любое церковное СМИ может быть закрыто по решению военной администрации. Верующие просто будут лишены возможности узнавать точку зрения Церкви, они не смогут узнавать, что происходит в Церкви. А в «случае нарушения требований или неисполнения мероприятий правового режима военного положения изымать (отбирать) у <…> организаций всех форм собственности, отдельных граждан <…> компьютеры, а также в случае необходимости другие технические средства связи (смартфоны)».

В-десятых: «устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих». А не расквартировать ли нам в православных монастырях, скажем, «правый сектор»?

В-одиннадцатых: «отстранять от должностей руководителей предприятий, учреждений и организаций за недолжное исполнение определенных этим законом обязанностей и назначать исполняющих обязанности руководителей…». Не исполняет настоятель монастыря военно-квартирную повинность – его можно отстранить. И все по закону.

В условиях военного положения, если будут попытки власти насильственно делить приходы УПЦ, верующим будет сложно защитить их. Любую норму этого закона можно избирательно применить к тем, кто не является сторонником автокефалии.

В общем, военное положение открывает широчайшие возможности для давления на Церковь, развязывает руки всем, кто хотел бы бросить в нее камень. Но Церковь может всему этому противопоставить свою веру, мужество и единство. Сейчас именно то время, когда ходить в православный храм «просто так» уже не получится. Сейчас любой человек, который идет ко Христу, который переступает порог Церкви, осознает, что этим он себя подвергает риску оказаться «неблагонадежным» в глазах государства и общества, навлечь на себя непонимание близких, гнев радикалов и возможные репрессии. Что может в таких условиях заставить человека все-таки остаться верным Церкви? Только решимость идти за Христом, взяв свой крест.

 «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16, 24-27).

Почему такое отношение к нам? Аналитики отмечают, что все причины новых гонений лежат вне религиозной сферы. Они носят политический, финансовый характер, но не относятся к спасительной миссии Церкви. Причина прозаична: ряд политических сил желают остаться у власти и используют для нападок радикальный электорат, который обычно воспитан на ненависти к православной вере. То есть речь идет о процентах предвыборной кампании. При этом гонения на Православие в Украине — это еще и мировоззренческий конфликт новых либеральных ценностей не только со старыми христианскими, но и даже просто с традиционными. Мы уже находимся на том рубеже, где надо защищать вообще традиционные ценности.

Евродепутаты-христиане отмечают, что на притеснение христианства в Западной Европе идет с двух сторон: ислама и нового европейского либерального сознания. Европа разъедается изнутри болезнью под названием «новые либеральные ценности». Европейские христиане отчасти сами заражены этим вирусом и стремительно теряют свое практическое христианство. Те же, кто еще крепко стоят на позициях христианских ценностей, однозначно заявляют о гонениях.  Так в Европу, расщепленную изнутри столкновением старых христианских с новыми либеральными ценностями, входит суровый и воинственный ислам, который даже не думает как-то ассимилироваться в европейской среде, оставаясь носителем древних традиционных ценностей. Кто победит в этой войне? Уставшая верить Европа, с ее безжизненными новыми «ценностями», как-то: гендер, половые извращения, эфемерные «права человека», размытая «демократия», всеядная «толерантность»? Или мощная, древняя религиозная традиция, у которой есть вполне конкретные представления о том, как жить и за что умирать?

Необходимо признать, что традиция всегда имеет силу, энергию, перспективу. Либеральные же ценности становятся безжизненными, как только входят в противоречие с традиционными ценностями – пусть даже и нехристианскими. В Украине самой многочисленной группой, декларирующей не только традиционные, но и исконно-христианские ценности, являются православные христиане канонической Церкви. И неудивительно, что эта группа сейчас становится гонима. Так как церковный человек как раз и является носителем тех старых христианских ценностей, которые ненавистны новой европейской идеологии. Что делать нашим евроинтеграторам? Ответ один – воевать с Церковью, традиционной религией, моралью, нравственностью, историей, здравым смыслом, людьми.

Через евроинтеграцию самоуничтожающаяся Европа поставила на путь самоуничтожения и Украину. Сейчас данному процессу в нашем обществе противостоит только Церковь. Чего стоят слова министра иностранных дел Украины, агитировавшего голландцев проголосовать на референдуме за ассоциацию Украины с ЕС, радостно рапортующего европейским передовикам в деле гендерных свобод: «Украина была глубоко православной страной. И последние антидискриминационные законы… по поводу прав ЛГБТ – вы знаете, вы не могли бы этого представить 5-10 лет тому назад!». Это слова человека, который позволяет нас оскорблять и ратовать за создание так называемой «единой церковной структуры».

Мы с вами, православные люди – реальные, практические носители христианских ценностей – действительно мешаем евроинтеграции в ее культурном аспекте. Мы явно выбиваемся из толпы, и не хотим быть рефлексирующим стадом, в которое постепенно превращают население Украины. Тем более что на примере Западной Европы мы видим, как это все может произойти, и кого Господь вероятнее всего выберет на роль карающего меча. Достаточно вспомнить Византию…

Защита христианских и, вообще, традиционных ценностей на Украине сегодня –вопрос нашей выживаемости как народа. И тут надо не кричать истерично на факельных шествиях «Україна понад усе», а действовать. Нужно защищать себя. И не только в юридическом и правовом поле, но и практически, собственным примером. Чтобы кому-то что-либо доказывать о христианских ценностях, надо для начала стать их практическим носителем.

Этот год проходил под девизом «Давайте познакомимся!». Что сделано, то сделано. Всегда хорошего хочется больше, поэтому прошу и в следующем году продолжить в этом направлении работу по укреплению своих общин. Это зависит в первую очередь от настоятеля. Привить любовь прихожан к храму и богослужению. Каждый воскресный день в храме. Частая Исповедь и Причастие. Кстати, регулярно стали посещать 80, 02% (2015 – 71,3%), а причащающихся регулярно 1 раз в месяц и более стало 97,35%, при том, что таких  в 2015 году было 56,2%.  Пост и молитва. Послушание Церкви. Изучение Священного Писания. Помощь ближнему. Семья и многодетность. В общем, осуществление евангельских заповедей в жизни – вот что нужно.

Священник, который долго не участвует в соборных богослужениях без уважительных причин, может оказаться на грани запрета. И я понимаю почему. Кроме благодати Святого Духа, которая нисходит на молящихся в храме и особенно во время соборных богослужений, ты еще и получаешь живое общение со священнослужителями, многие из которых старше, опытнее и мудрее тебя. Сколько бы ты ни читал духовной литературы, это не заменит живого общения. Нужно и читать, и общаться. Это примерно равнозначный педагогический опыт.

В этом году епархию со скандалом покинуло два наших собрата. Хотел бы рассмотреть вместе с вами некоторые духовные причины их поступка. Оба были хорошо образованы. Однако, знания не должны оказаться для человека мертвым грузом, они должны в идеале помогать ему в жизни. А это уже дело отношений «человек-человек». И драгоценного сокровища этих отношений не заменит никакой текст.

Но их драма, да и многих из нас, состоит в том, что его учитель, советчик, педагог – это он сам. Ничто не сдерживает его гордыни, его тщеславия, огонь которого довольно просто поддерживать в соцсетях.  В итоге такой человек создает целый мир, иллюзию наподобие вымышленных фэнтезийных миров, в котором, конечно, он – и царь, и бог. И этот его мир не имеет ничего общего с реальностью. Святые отцы не рекомендовали даже послушникам новоначальным уходить в отшельничество. Они говорили о том, что общежительный монастырь – наиболее оптимальная форма для духовного совершенствования.

Мы, предоставленные самим себе, через компьютер и свободный доступ к интернету получаем средство, чтобы взращивать собственные иллюзорные миры, которые тешат да растят в нас гордыню, убивающую нашу душу, что формирует беспросветное одиночество. При столкновении с реальностью, которую дает нам Бог, наш собственный бумажный домик сыпется, не выдерживая никакой критики. Но гордыня пустила глубокие корни. И часто мы выбираем привычную и сладкую иллюзию, как наркоман выбирает морфин вместо выздоровления, и погружаемся  в пустыню одиночества, в самоизоляцию – в свою хрупкую и призрачную обитель.

Что делать? Живое обращение к Богу, через исповедь, братское общение, исполнение своих обязанностей. Помнить о том, что жизнь без Бога – ад одиночества. Жизнь с Богом – чаша, до краев наполненная любовью. Это блаженный путь в мире и с миром. И этот путь никогда не закончится в единстве Духа, гармонии с Сущим и в союзе мира, сопричастности к чему-то преогромному – к великой тайне и к великой радости.

Мы живем в непростое время, когда темное выдается за светлое, а светлое стараются всячески очернить. Когда ложные идеи почитаются за истинные и якобы стоят на защите прав и свобод человека. Вызовы современного мира обращены не столько к Святой Церкви, сколько к нам, её членам. Пока у нас есть все условия для свидетельства о Христе, каких не было у пастырей прошлого века. Опыт атеистических гонений — это, можно сказать, практика исповедничества, жертвенного служения, который нам с вами необходимо изучать и перенимать. Как тогда, так и сейчас, на первое место должна ставиться верность Церкви в условиях лишений и притеснений. Тогда духовенство, проходя через «горнило» гонений, по-другому смотрело на свое призвание и окружающий мир. В этом взгляде было больше самоотверженности, мудрости, любви к ближним. Но нам сегодня необходимо пройти через информационные потоки грязи, не испугаться их и не растворится в них.  Дай Бог, чтобы мы, молодое поколение священников, видя достойный пример старших сослужителей, также возрастало в этих добродетелях.

Сможем ли мы выстоять перед соблазнами мира? Останемся ли на деле верными своему призванию? Ответы находятся в самой нашей жизни. Если мы на первое место ставим небесное, а не земное, если понимаем, что единственной ценностью является спасение и наследование жизни вечной, то нам проще бороться с соблазнами. Духовным ориентиром в нашей жизни должен быть Сам Христос. Когда мы принимаем какое-либо решение, зададимся вопросом: а что бы в этой ситуации сделал Он? Нас критикуют? Давайте молиться за обидящих и отвечать им любовью. Нас восхваляют? Будем удаляться от похвалы, и совершать добрые дела ради помощи ближнему по заповеди Господней, а не положительной реакции окружающих. Когда мы соответствуем своему высокому служению всей жизнью, это лучшая проповедь Евангелия. Это наш ответ на ту благоприятную возможность, которую подал Господь в нынешнее, пусть и непростое время.

Хочу  акцентировать Ваше внимание на слова нашего Блаженнейшего, который сказал: «Нам надо беречь чистоту Святой Православной веры. А тот путь, который нам предлагают сегодня, очень опасен, ведь он предполагает много ограничений, существует опасность потерять чистоту веры. И если это произойдет, то грош цена нам как христианам. Мы станем духовными врагами для самих себя, для своей земли и для своего народа. Чистая вера помогает правильно организовывать свою жизнь на земле и достигать спасения на Небесах, она низводит на землю Божие благословение.

Дорогие братья и сестры, старайтесь хранить нашу веру, не разменивайте ее на временные блага, оставайтесь верными Христу – и тогда Его благодать просветит каждого и не даст потеряться во тьме искушений сегодняшнего времени».

Молитвенно желаю вам всесильной помощи Божией, укрепления душевных и телесных сил в заботах о вечном спасении. Благословение Господне да пребудет со всеми нами!

Благодарю за внимание!

Митрополит Лука (Коваленко)

Комментариев нет

Читайте также

«Дни Великого поста служат для воспитания в нас свойств Бога»

22 марта 2024 года, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Николаевском женском монастыре.

Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Георгиевском храме Запорожья

По благословению Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского в пятницу первой седмицы Великого поста духовенство Воскресенского благочиния в Свято-Георгиевском храме совершили литургию Преждеосвященных Даров.

«Не высокомерные рассуждения о Боге делают человека праведным, а его добродетели»

23 марта 2024 года, накануне праздника Торжества Православия, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Всенощное бдение в Никольском храме на Песчаной.

Будучи алмазом по существу, каждая душа мечтает стать бриллиантом в руках Божьих

24 марта 2024 года, в день Торжества Православия, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято-Покровском архиерейском соборе.

Светлана Головина
12.03.2024
Храм – «апостол»
Светлана Головина
18.02.2024
Храм – «апостол»
Иерей Максим Райков
13.02.2024
Антивалентин
Светлана Головина
18.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
Храм на честь Святого Миколая Чудотворця
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
14.10.2023
История храмов Каменско-Днепровского благочиния
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.10.2023
История храма в честь апостола первомученика и архидиакона Стефана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
12.09.2023
История соборной Покровской церкви г. Орехова
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.09.2023
Храм в честь Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
08.09.2023
Храм в честь бессребреников Космы и Дамиана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.08.2023
Історія храму на честь ікони Божої Матері «Зимненська»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
10.07.2023
Храм в честь равноапостольного князя Владимира
Олег Валик, иерей Сергий Щербина
10.07.2023
Храм двух Матрон
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
История храма в честь Святого Духа
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Чудо святителя Николая
Світлана Борхович
16.06.2023
Одна вправа із зірочками на всіх (есей до проєкту «Омріяне майбутнє»)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя иконы Божией Матери «Целительница»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм благоверного князя Святослава
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя пророка Елисея
иерей Александр Микитенко
05.05.2023
Храм святой блаженной Ксении Петербургской
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Свято-Николаевский женский монастырь: прошлое и настоящее
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Три юбилея для Свято-Троицкого храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
История Свято-Георгиевского храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
Храм преподобного Серафима Саровского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.04.2023
История храма в честь святых мучеников Фалалея и Трифона
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.03.2023
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
06.03.2023
История храма во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого
Валентина Григорьева
04.02.2023
Дивный «бриллиант» на Павло-Кичкасе (история и нынешний день Свято-Троицкого храма в Заводском районе)
Протоиерей Алексий Литвин, Татьяна Иванюха
03.02.2023
История храма святителя Луки Крымского при гериатрическом пансионате и Доме ребенка «Солнышко»
Митрополит Лука (Коваленко), протоиерей Дмитрий Лопатко
03.02.2023
Какие последствия запрета священнослужителя
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95