×
Среда, 24 Апреля 2024
сщмч. Анти́пы;
прп. Иа́кова Железноборовского;

прп. Иа́кова Брылеевского;

свт. Варсоно́фия;
мчч. Проке́сса,
Мартиниа́на;

прп. Фарму́фия Египетского;
прп. Иоа́нна Солунского (Фессалоникийского);
свт. Каллини́ка Черникского;
сщмч. Никола́я Гаварина;


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/pubitem/chem-proslavilis-samye-strogie-postn
голосов: 0
0 0
29 Июня 2018 г

Пост как обретение праздника

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2018/06/b2ap3_large_asketizm.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2018/06/b2ap3_large_asketizm-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Как-то переводчица и эссеистка Наталья Трауберг выступала на радио и рассказывала о Честертоне. Когда же пришло время вопросов слушателей, то её стали спрашивать не о чудесном английском писателе, но о том, что можно и чего нельзя кушать в пост. Трауберг весьма огорчилась таким вопросам и долго потом говорила о той свободе, которую подарил нам Христос.

Люди даже в Церкви часто не ищут встречи с Богом, удовлетворяясь поверхностным религиозным чувством, как писал об этом А. Шмеман. Вера же ищет роста себя самой, она ищет видеть Бога глазами сердца, всегда ощущать Его присутствие, радоваться Ему, ликовать о Христе как о величайшем сокровище и перед Ним постоянно, всеми силами умножать красоту. Люди часто даже не знают, как это важно – искать Встречи со Христом и умножения Его в себе. Всё сводится к внешним проявлениям религиозности вне связи с сокровенным. А ведь ещё святой Григорий Нисский говорил: «Какая польза от поста, молитвы и бдения, если нет мира и радости и любви и прочих плодов благодати Духа, какие перечисляет святой апостол?» И здесь, в этом возрастании, человеку могло бы помочь всё то, в чём сияет чудесность Духа: Литургия, молитва-встреча, поэзия, классика, высоты культуры, природа и вообще вся сущая красота. Потому так важно, чтобы человек искал красоты и в музыке Баха, и в стихах Рильке, и в размышлениях Чжуан Цзы, и в шелесте листвы на сильном ветру. Всё это и есть – встреча с Богом, ведь чувствительный к красоте стихов Ду Фу будет чувствителен и к благодати, проницающей мир и делающей всё хорошим. Иначе, вне этого поиска настоящести и красоты, человек и в Церкви останется зацикленным на себе и никогда не оценит слов Фолкнера, что жизнь – не имущество, которое надо прятать в сейфе, но дар, который можно разделить с другими. И лишь тогда пережить святоотеческую мудрость о том, что жизнь есть блаженство…

Святой Иоанн Кассиан Римлянин, ученик Иоанна Златоуста и египетских святых, говорит в своих книгах, что пост есть средняя добродетель, «потому что как соблюдение его не оправдывает нас, так и за нарушение его мы не подвергаемся осуждению». Чтобы его слова были поняты людьми правильно, он разъясняет, что пост должен всегда соединяться с другими добродетелями, особенно с милосердием, без которого он бесполезен. «Один пост без других добродетелей не может принести пользы», – пишет Иоанн Кассиан, утверждая, что Богу прежде всего угоден пост добрых дел.

Даже мудрецы древности знали, что Небо открывается милосердным. Ду Фу, великий китайский средневековый поэт, долго добивался должности, так как это было благородно по конфуцианским понятиям. И, наконец, став средним чиновником в некой китайской провинции, он услышал от местного правителя, что дождя в этом районе нет уже несколько месяцев, урожай может пропасть и тогда люди пострадают от голода. На это поэт отвечал, что небо помогает умеющим сострадать, а потому пусть правитель откроет двери городской тюрьмы и выпустит всех крестьян, сидящих за неуплату налогов, и мелких рыночных воришек. Всё было исполнено, и над полями почти тотчас прошел целый ливень, напоивший землю.

Так неизвестный языческому поэту, но ощущаемый им Истинный Бог ответил на мольбу людей за известное им милосердие…

Даже святые постники прославились не постом, а любовью. Об этом говорит и Антоний Сурожский, замечая, что в посту нам нужно отказаться не от того, что нам дорого, но от того, что нас разрушает. Смысл же поста – в обретении благодати, в жизни с Богом, для которой и существует Церковь. Но происходит это не через пост непосредственно, а через внимание к себе.

Древние святые отцы не назначали всем общую меру поста, считая, что эта мера должна зависеть от физических и духовных сил, духовной жажды, возраста, здоровья и многих подобных факторов. Потому было бы очень хорошо, если бы каждый христианин имел возможность обсудить с духовником условия своего личного поста, чтобы последний принёс пользу лично ему.

Знаю случай, когда девушка обратилась к наставнику с просьбой ей помочь. Она жила дома с неверующими родителями, наладить контакт с которыми стоило огромных усилий. Но поста дочери её родители не принимали и грозились скандалами в случае её отказа от некоторых продуктов. Тогда наставник предложил ей есть всё, что только требуют родители, но при этом усилить подвиг в другом. А именно, на выбор: или читать одну главу из Евангелия в день, или одну кафизму из Псалтыри, или каждый раз перед тем как она захочет ругаться с кем-либо, произнести мысленно 10 раз «Господи, помилуй».

Такова вариативность поста, который, как и все церковные правила, по мысли Василия Великого, варьируется, чтобы только облегчить дорогу ко спасению для каждого конкретного человека. И мудрый духовник узнаётся именно по тому, что он это хорошо понимает, действуя не шаблонно и не по общей схеме, но каждый раз находя для каждого человека то, что будет полезно лично этому пришедшему за советом.

Рассудительность духовника происходит от любви. Ею он определяет меру и устроение пришедшего к нему человека.

Так, к святому Порфирию Кавсокаливиту приехала некая известная актриса. Она уверовала в Господа и просила дать ей правило жизни. Святой ограничился несколькими простыми советами. Когда она ушла, ученики спросили его, почему он дал ей так мало? И Порфирий объяснил, что сейчас она больше не понесёт, но у неё сильная душа и когда огонь любви к Господу станет разгораться, то и правило добрых дел и молитв она себе увеличит.

По мысли Шмемана, в современном мире основную роль должен играть информационный пост, то есть человеку важно научиться отказываться от всех ничего не значащих слов, которые во множестве несут различные новостные ленты и форумы обсуждений содержимого выеденного яйца.

Этот отказ важен ещё и потому, что, как говорил румынский старец Иустин Пирву, когда мы читаем новости, то нам начинает казаться, что всем миром управляет враг рода людского. И лишь молитва снова может открыть, что всё случающееся происходит только по любви Господней.

Важно наполнять тишину молитвой. Это возвращает нас к той подлинности и глубине, где мы начинаем жить по-настоящему, ведь встречаем там Бога.

Некая студентка приехала к Александру Меню, и он спросил её, пишет ли она курсовую? «Да», – отвечала та, заметив, что её очень интересует тема хазаров. «Хазары! – воскликнул Мень, восхищаясь тем, что девушка занимается наукой. – Как это прекрасно! А то всё: любит-не-любит, плюнет-поцелует…»

Насколько жизнь есть служение, доверие Богу и благодарность, настолько она есть блаженство.

Шмеман пишет: «Ничего, абсолютно ничего не достигается и не разрешается путем «дискуссий», споров и обсуждений, все это аберрация нашего времени. Невозможно представить себе Толстого, Рембрандта, Шекспира на каком-нибудь «коллоквиуме», посвященном «путям современного искусства». Все, что убеждает, обращает других, вырастает в одиночестве, в творческой тишине, никогда не в болтовне».

Данте творит «Божественную комедию» в тишине монастыря, кельтские поэты иноки создавали стихи, испытывая ликование посреди какого-нибудь ирландского леса, Серафим Саровский совершает молитву вдали от всех, и каждый из них безмерно далёк от обсуждений и конференций, старающихся дать определение высокому. Нет, они просто живут высотой и знают, что дело всегда не в формальных определениях, но в измерении рая, наполняющего сердце и позволяющего всякий раз говорить «как власть имеющий», к негодованию и ужасу всевозможных умников и формалистов.

Молитва, тишина и творчество учат человека видеть мир глубоко и замечать в своей жизни и в мировой истории Бога.

Нет случая – Бог управляет миром, а дурак не доволен, что Бог не управляет миром по его, дурака, разумению. Но взгляд подвижника или сказочника прозревает за внешней чередой событий грандиозный и победный скрытый смысл. Он всегда есть в любой истории, как и в сюжете нашего мира. Он постепенно, из века в век следует в хороший конец Царства Небесного, даруя по ходу множество малых хороших концов, которые являются прообразами евангельского хорошего конца истории нашего мира.

Всякая боль, всякий мрак – не вечны, ещё на земле человек забывает о них. Так и Клайв Льюис отзывался о годах войны (а он был в действующей армии 1941 года), «как будто там был не я». То же самое говорил мой друг о тяжелейших годах своей жизни. Пережитая боль сжалась в точку, но сделала своё дело, возводя сердце к новой, прежде неведомой высоте. И так бывает везде и всюду, потому что радость хорошего конца Господь обещал всем добрым в Своём бесконечном милосердии, а мы знаем, какое блаженство Он готовит любящим Его.

Митрополит Антоний говорит о Боге: «Он заповедал нам быть в миру, но не от мира сего, а мы поступаем наоборот: мы, по существу, от мира сего, но – бежим»…

Люди бегут в храм спасаясь от проблем, от ложности отношений, от уродств и неправды, но одновременно всё это приносят в храмы сами в себе. А поскольку их жизнь всецело направлена на себя, свои грехи и фобии, свою «духовность», то они не получают ни мудрости видеть красоту Божию и за стенами храма, ни силы быть продолжением Литургии и Евангелия в том, что их окружает в их жизни…

Святая Мария Скобцова говорила, что в жизни, наследии и душе каждого человека сгорит или сгниёт всё то, что он не потрудился отдать по любви к другим.

Как-то мы проводили большую театрализованную игру для детей города прямо на площади. Рядом со мной трудились девушка и женщина, и все мы пришли в тот день играть с малышами после воскресной Литургии. Женщина постоянно жаловалась, что общение с детьми нарушает её молитвенную сосредоточенность после причастия, а девушка радовалась тому, что может послужить другим. Девушка не причастилась в тот день, но лицо её сияло, а женщина хоть и причащалась, но была тусклой и общаться с ней не хотелось.

А ведь это Христос открыл, что вся аскетика, всё благочестие, все смыслы жизни, и глубина, и подлинность меряются всегда по любви.

А. Кураев в книге «Церковь в мире людей» пишет: «Отчего-то в 90-х годах, на исходе ХХ столетия, уже выйдя из полосы гонений, мы где-то потеряли Православие. Произошла революция унылых пессимистов. «Ферапонтов» дух явно оттеснил дух «зосимов» (это если говорить терминами «Братьев Карамазовых»). Серафимово Православие, умеющее радоваться Богу, Пасхе и человеку, стало редкостью».

И это неудивительно: ведь ликование о христианстве возможно лишь для того, кто радуется обо всём мире Божием, всей красоте бытия, человека, культуры, мысли. И лишь благодарный, воспринимающий всё в своей жизни как Господень подарок, лишь доверяющий Небу отвечает ликованием на всю явленную Богом дивную красоту!

В «Древнем патерике» приводится такая история:

«Брат пришел к некоему старцу и, выходя, говорит ему: прости, авва, что я отвлек тебя от правила твоего. Старец сказал ему в ответ: мое правило таково, чтобы успокоить тебя и отпустить с миром».

И это больше всего удивляет в подлинных христианах – желание отдать все силы души и тела, чтобы только другой сумел посмотреть на мир с радостью и надеждой.

Лидия Чуковская вспоминала, как однажды её верующая подруга, переводчица сказок Андерсена, Тамара Габбе, несколько часов слушала нудные стихи пришедшей к ней бездарной поэтессы. Когда та ушла, Чуковская спросила Тамару, отчего подруга потратила столько времени на такие пустяки. Габбе торжественно отвечала: «Жаждущего напои». И Лидия Чуковская ощутила в этих словах какое-то высочайшее откровение о христианстве, которое невозможно вне жизни с Богом.

Все люди на земле ищут радости, но находят лишь те, кто ищет её для других.

Отдавай, делись, радуй – и Господь всей радугой Духа Святого коснётся твоего дня!

Артём Перлик

Комментариев нет

Читайте также

Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя

Цього року в Запорізькій єпархії УПЦ вперше відбувся творчий фестиваль «Читацький простір під час війни», який висвітлив деякі моменти взаємин сучасних дітей з книжковим світом.

Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним

22 апреля духовенство и прихожане храма Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова помогли своему брату во Христе одеждой и обувью.

«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»

21 апреля 2024 года, в неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в храме в честь страстотерпцев кнн. Бориса и Глеба, обратившись затем с проповедью о человеке как носителе живой и мёртвой воды.

«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»

18 апреля 2024 года, в седмицу 5-ю Великого канона, Четверток Великого канона, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский возглавил общеепархиальное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе Запорожья.

Светлана Головина
12.03.2024
Храм – «апостол»
Светлана Головина
18.02.2024
Храм – «апостол»
Иерей Максим Райков
13.02.2024
Антивалентин
Светлана Головина
18.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
Храм на честь Святого Миколая Чудотворця
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
14.10.2023
История храмов Каменско-Днепровского благочиния
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.10.2023
История храма в честь апостола первомученика и архидиакона Стефана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
12.09.2023
История соборной Покровской церкви г. Орехова
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.09.2023
Храм в честь Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
08.09.2023
Храм в честь бессребреников Космы и Дамиана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.08.2023
Історія храму на честь ікони Божої Матері «Зимненська»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
10.07.2023
Храм в честь равноапостольного князя Владимира
Олег Валик, иерей Сергий Щербина
10.07.2023
Храм двух Матрон
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
История храма в честь Святого Духа
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Чудо святителя Николая
Світлана Борхович
16.06.2023
Одна вправа із зірочками на всіх (есей до проєкту «Омріяне майбутнє»)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя иконы Божией Матери «Целительница»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм благоверного князя Святослава
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя пророка Елисея
иерей Александр Микитенко
05.05.2023
Храм святой блаженной Ксении Петербургской
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Свято-Николаевский женский монастырь: прошлое и настоящее
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Три юбилея для Свято-Троицкого храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
История Свято-Георгиевского храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
Храм преподобного Серафима Саровского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.04.2023
История храма в честь святых мучеников Фалалея и Трифона
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.03.2023
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
06.03.2023
История храма во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого
Валентина Григорьева
04.02.2023
Дивный «бриллиант» на Павло-Кичкасе (история и нынешний день Свято-Троицкого храма в Заводском районе)
Протоиерей Алексий Литвин, Татьяна Иванюха
03.02.2023
История храма святителя Луки Крымского при гериатрическом пансионате и Доме ребенка «Солнышко»
Митрополит Лука (Коваленко), протоиерей Дмитрий Лопатко
03.02.2023
Какие последствия запрета священнослужителя
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95