«Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне».
«С тех пор, как апостол Павел произнёс эти слова, – произнёс Его Высокопреосвященство, – отношение мира к нам не изменилось.
Мы по-прежнему молимся о спасении всех и каждого, просим у Бога милости, а мир-то не замечает нас, то, напротив, проявляет к нам повышенный интерес. Всё зависит от политической конъюнктуры и интересов, которые он преследует. Мир всегда искал и ищет для себя одну лишь выгоду. Но разве искали для себя выгоду те христиане, которые мученической своей смертью запечатлели истину всякого слова Христова, которые тысячами гибли под ножами и мечами убийц, молясь о них, и наконец утомили самих палачей, так что победители упали к ногам побеждённых, и весь мир исповедал это слово. А теперь этот мир хочет, чтобы мы забыли это слово, пытаясь отделить Церковь от Христа. От тех апостолов, тех мучеников-пастырей, которые вынесли на своих плечах святыню Церкви. Современный нам мир решил, что он лучше всех понимает Христа и является его привилегированным истолкователем, что он ближе к Нему, чем все святые угодники Божьи вместе взятые. Сегодня каждый из нас должен ясно себе представлять для чего и почему всё это происходит. Христос никогда и никому не велел отнимать имущество и грабить тех, кто нажил себе состояние. А сегодня именно это и происходит. А раз так, то нет ничего удобнее для мира, как попытаться Христа перетащить на свою сторону, сделать Его «идеологом» своих преступных идей, своим вдохновителем. В своё время так поступали социалисты, потом коммунисты. Сейчас это делают сторонники так называемой европейской цивилизации. А спроси их, что значит для них эта самая «европейская цивилизация», они вряд ли ответят. Вот потому и появляются лжеучителя и лжепророки, всевозможные толкователи Христа. Для них важно злу придать внешний вид добра. И всё для того, чтобы человек, не задумываясь, стал брать от жизни всё, и желательно сразу. Никого не волнует, что в конечном итоге это приведёт к деградации личности, – к регрессу и её распаду. А начинается всё со снижения жизненной активности человека, который умеет лишь следовать за своими желаниями, при этом, совершенно не задумываясь, на пользу это идёт ему или нет».
Нынешнему поколению православных христиан, как сказал владыка, необходимо брать пример с апостолов.
«Они выслушивали хулу и угрозы в свой адрес, но не унывали, а благодушествовали и продолжали благословлять и молиться за своих палачей и мучителей. Они просвещали их светом истины, и многие их них одумались, раскаялись и последовали за ними. Немало таких заблудших просветила и привела к вере равноапостольная Нина, память которой мы сегодня совершаем. Подумать только, хрупкая, нежная и беззащитная девушка отправляется в страну язычников исповедовать Христа. Боялась ли она? – наверняка, боялась. Но, с ней был Тот, Кто помогает победить любой страх, преодолеть любые испытания, – с ней был Господь. Пусть же святая Нина будет для нас примером христианской стойкости и мужества. Да, быть настоящим христианином, мужественным и стойким всегда трудно, – духовная немощь одолевает. Но Господь нас никогда не оставит. А соблазны всегда были и во времена Христа, и сейчас. Гонители веры всегда предлагали спокойную и сытую жизнь, но без Христа. Сегодня Господь проверяет нашу веру, поставив нас перед дилеммой: предать Матерь-Церковь, а значит, и Христа, обеспечив себе временное земное благополучие или переносить испытания, оставшись со Христом? А выбор, который мы сделаем, во многом будет определен качеством нашей души, нашими добродетелями. Мне бы хотелось, чтобы мы сделали правильный выбор, который для меня, как и для многих из вас, – очевиден. Пусть же Господь по молитвам святой Нины укрепляет нашу веру, даёт терпение и силы благословлять и молиться за наших гонителей, несмотря на все их злословия и гонения».