Завершение чтения Великого покаянного канона Андрея Критского, как сказал Его Высокопреосвященство, ни в коем случае не означает окончания нашего покаяния и нашей молитвы. Сегодня, как никогда мы должны осознать присутствие Божье в нашей жизни. Некоторые думают, чем с большей скорбью, с чувством собственной греховности и несовершенства мы будем каяться, тем ближе будем к Богу. Очень важно, чтобы это было сопряжено с искренней молитвой, с осознанием бессилия своего и надежды на единого Бога. Тихая молитва сердца, внутреннее просветление и богопознание, – а не маска скорби. Вот, что нужно Богу, вот, что является чертой истинного православного христианина. Господь читает наши сердца, а, значит, Он всегда «гордым противится, а смиренным дает благодать». Нам нужен сейчас искренний порыв к Господу, поиск Его в своей душе, постараться отвлечься от мирской суеты. У слова «канон», кроме привычного для нас значения «закон», «правило», есть другое – «прямая палка», «трость». Прочитанный нами покаянный канон должен стать не просто спасательным мостом, брошенным через пропасть греха, отделяющего нас от Бога, а и еще одним стимулом, моральной тростью, заставляющей нас идти по пути от земли к Небу. Ведь покаяние, как говорил Иоанн Златоуст, это восхождение от земли на Небо, приближение через посредство Духа Божия к Престолу Господню, когда становишься собеседником Божьим…».
Покаяние и просто осознание своих грехов – это состояния, существенно отличающиеся друг от друга. Например, можно осознавать, что не знаешь церковнославянского языка, и спокойно при этом ходить на богослужения и жить дальше. Но можно к этому отнестись по-иному: приложить усилия и выучить церковнославянский и достичь определенного совершенства в применении своих знаний. То есть, в двух случаях точка отсчета – одна и та же, а конечный результат – принципиально разный. Также и в нравственной жизни: недостаточно осознавать свою греховность, с ней нужно бороться. Покаяние как раз и содержит в себе не только осознание греховности, но и намерение исправиться. А Бог, как известно, и намерение целует. Простое осознание грехов может стать для человека тупиком и довести до полного отчаяния, если он не найдет в себе силы покаяться. Ефрем Сирин при этом говорит: « Если бы не было покаяния, давно бы погиб весь род человеческий». Покаяние дается нам Матерью-Церковью, чтобы воцарился мир в нашей душе, чтобы мы могли ценить каждый миг нашей жизни, могли радоваться сами и делиться этой радостью с теми, кто рядом».
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви