Последний атаман Запорожской Сечи, память которого мы сегодня чтим, как сказал Его Высокопреосвященство, стал жертвой не пули и не сабли вражеской, а зависти своих одноплеменников и единоверцев.
«Зависть сопровождает человека всю его историю. Сразу после изгнания Адама и Евы из рая, происходит трагедия с их первенцами. Каин завидует брату Авелю за то, что Бог принял жертву последнего и «не призрел» на его собственную. Каин не прислушивается к голосу Божьему, заманивает брата в поле и убивает. В наказание Господь обрекает преступника на изгнание. «Завидовать хуже, чем враждовать», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний – скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения. По его утверждению, зависть – прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. В этом смысле завистник даже хуже демонов, поскольку те вредят людям, завистник же желает зла себе подобным. Но чем же по сути является зависть, в чем её истоки? На этот вопрос ответ не может дать даже тот, кто сам испытал это чувство. Ему до конца не ясны причины и обстоятельства возникновения зависти. Если же попытаться сформулировать определение в нескольких словах, то зависть – это скорбь о благополучии ближнего, неумение радоваться его счастью и достижениям. Но эта скорбь не возникает сама по себе, а только в душе духовно ослабленного человека. Этот грех очень легко прилепляется к душе. А вот если человек искренне радуется за своего ближнего, то завись ему не страшна. Главной особенностью завистливого человека является его способность разглядеть достоинства человека как вблизи, так и на расстоянии. И если видят что-то доброе в нем, тут же начинают лить слезы, жалея себя из того, что у кого-то есть талант, а у него нет, кого чтят и уважают, а его нет, у кого-то есть красивый дом и машина, а у него нет и так далее.
Сколько завистников среди нас сегодня? Они сколько угодно могут ратовать за закон, но в действительности за их пламенными речами скрывается обыкновенная зависть, – коррозия, которая разъедает их души и никогда не даст им успокоиться. Завистливые люди это самые несчастные люди на земле, потому что у них никогда не будет недостатка в печалях и огорчениях. Зависть подобна ехидне, которая прогрызает носившую её утробу. Удача, победа, счастье, радость в доме ближнего – все это пища для мук завистника. Он, сам того не ведая, раз за разом наносит удары и раны в самое свое сердце. Но можно ли защититься от этого? Как и от любого греха есть только одно средство – покаяние. Необходимо осознать, что зависть это вовсе не безобидное чувство, которое сейчас вот возникло, а через минуту от него и след простыл. И не стоит себя успокаивать, мол, это белая зависть, а не черная. Если есть в нас это чувство, мы должны покаяться и встать на путь исправления. Будучи сознательными христианами, нам следует повнимательнее присмотреться к тому, что происходит в нашей душе. Не прячется ли за повседневными нашими немощами – осуждением и гневом – опаснейшая из страстей, зависть? Не прячется ли она за ширму и не выдает ли себя за добродетель правдолюбия?»
В заключение владыка пожелал бороться с ропотом и осуждением, как верными спутниками зависти.
«Учитесь на примерах святых угодников Божьих. Обращайте свой внутренний взор на то, что представляет существенную пользу для вашей души. Если же не бороться с завистью, то все самое полезное и необходимое мы не сможем разглядеть, а значит, так и останемся слепы и глухи к словам Господа. Воспитывайте в себе сострадание и сочувствие к ближнему. И вот когда это войдет в привычку, места для зависти в вашем сердце не останется. Помощи всем Божьей и Божьего благословения. И пусть Господь по молитвам святого праведного Петра Калнышевского дает нам силы для борьбы с нашими страстями, и самой опасной из них – завистью».