Сегодня своими рассуждениями делится Ермакова Елена Дмитриевна, педагог воскресной школы «Радость моя» храма прп. Серафима Саровского г. Мелитополя.
«Образцом в духовной жизни должны быть святые,
а не люди мира сего.
Бегуны на стадионе не оглядываются назад,
чтобы увидеть, где находятся последние.
Ведь если они будут глазеть на последних,
то станут последними сами».
Св. прп. Паисий Святогорец
Опыт Православной Церкви в течение двух тысячелетий свидетельствует: капли мученической крови христиан за исповедание веры, как семена пшеницы, брошенные в богатую почву, дают обильный урожай. Там, где были гонения, Церковь возрастала и укреплялась в Духе. В XX веке наша Церковь и наше христианское общество претерпели жесточайшие гонения, во многом традиция была прервана, общество было расцерковлено. И чтобы не потерять связь поколений, традиции, церковные предания, конечно, мы должны изучать наследие наших предшественников, тем более тех, которые совершили мученические подвиги.
Мне бы хотелось привести слова священномученика Серафима (Чичагова) (1856—1937) из его обращения к духовенству Тверской епархии в 1916 году («О возрождении приходской жизни», 1916). Прошло уже чуть более века, но эти слова и сегодня продолжают звучать актуально.
«По моему убеждению, — пишет владыка Серафим, — необходимо было все реформы начинать с возрождения приходов, ибо, пока народная и общественная нравственность не улучшится и жизнь наша не будет согласована с верою, никакие свободы, новые узаконения и реформы не приведут к ожидаемому результату и благополучию. Без улучшения нравственности не могут кончиться испытания, ниспосланные Господом, и не начнется возрождение духовное».
Подвиг новомучеников и исповедников – это великая сила, которая способна оживотворять и укреплять не только нашу церковную жизнь, жизнь Православной Церкви XXI века, но и жизнь всех людей. Этот подвиг помогает понять, что подлинная свобода обретается в Истине, а отвергая Истину, невозможно обрести свободу.
Новомученики фактически являются нашими современниками. Этим людям не понаслышке знакомы все те соблазны, грехи и искушения последнего времени, с которыми большинству из нас приходится сегодня сталкиваться. Эти люди просто жили в свое время так же, как живем и мы сейчас. Но в их дом пришла беда. Никого из них она не радовала и не воодушевляла. Но убегать и прятаться от нее они тоже не стали. Приняли ее так, как положено людям, верующим в Бога. Они просто и смиренно, без всякого мученического пафоса остались верными Богу.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл настаивает на том, чтобы социальное служение Церкви, ее просветительская и миссионерская деятельность усилились. Сейчас для нас главное не только восстановление храмов и разрушенных зданий, но и восстановление душ. И почитание новомучеников – это один из этапов этой деятельности. «Святые новомученики сегодня с нами. Они молятся за свою Церковь, они молятся за свой народ», – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Человеческая память обладает такими свойствами, что если не напоминать, то постепенно эта информация забывается, а этого ни в коем случае допустить нельзя.
Мы все прекрасно знаем, что о благополучии семьи надо помолиться святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам. А почему бы не вознести свои молитвы священномученику Михаилу и мученице Ирине Чехрановым. Их жизнь — ярчайший пример хранения семейных ценностей. Многие ли из нас смогут последовать за своим супругом, зная, что это приведет к смерти? И сколько веры и упования на волю Божию в словах матушки Ирины: «Куда батюшку Михаила, туда и меня». Вот, на мой взгляд, пример для подражания!
А как часто мы возносим свои молитвы, прося святых в укреплении веры. А вот они – эти святые, священномученик Сергий, архиепископ Мелитопольский и Елецкий и священноисповедник Феодосий Мелитопольский. А кто лучше праведного Петра Калнышевского сможет помолиться перед престолом Господа нашего Иисуса Христа о защите Украины от раздоров и распрей? Ведь именно этот святой предал себя в руки стражи, зная, что его ждет неминуемая каторга, но не пролил крови своих казаков.
К сожалению, мы не часто задумываемся, о том, что происходит вокруг нас. Я раньше даже и не могла себе представить, что в наше время есть святые угодники Божии. В первый раз я об этом задумалась в 2006 году, когда вместе с воспитанниками воскресной школы «Радость моя» при храме в честь святого преподобного Серафима Саровского г. Мелитополя побывала в гостях у воскресной школы «Радуга» при соборе Александра Невского. Здесь я впервые услышала о местночтимом святом Сергии Мелитопольском. Мне подарили буклетик с его житием. С какой гордостью я рассказывала своим знакомым в Москве об этом святом! Немного спустя я узнала, что такие местночтимые святые есть и в городе, где я родилась. И у меня возник вопрос: «Почему об этом так мало информации? Почему нет икон в продаже, их житий? Почему нет сведений о их помощи?»
Прошло несколько лет и мне в руки попала книга мелитопольского писателя, журналиста и краеведа Сергея Авдеенко «С крестом на море и на суше». Оказалось, что я дышу тем же воздухом и хожу по той же земле, что и Феодосий Станкевич, который служил на флоте, участвовал в спасении пострадавших от землетрясения на Сицилии, пережил два ареста. Крестил сотни людей во время фашистской оккупации, прятал парней и девушек от угона в Германию. Озарял путь и вел к Богу, когда шла отчаянная борьба с религией. Чувства переполняли меня, и я взяла благословение у о. Александра Целикова, настоятеля храма в честь святого преподобного Серафима Саровского, прихожанкой которого я являюсь, чтобы несколько экземпляров этой книги отвезти в библиотеку храма в моем родном городе. По словам библиотекаря, она читала ее «на одном дыхании».
13 октября 2011 года мне посчастливилось быть в Свято-Покровском архиерейском соборе Запорожья за Божественной литургией, которую возглавил митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион, где состоялся чин прославления четырех угодников Божиих – священников, перенесших тяжкие мучения и испытания в годы сталинских репрессий: новомученика Александра Шишина и исповедников Философа Зябрева, Митрофана Воздвиженского и Феодосия Станкевича. Я стала, по сути, свидетелем рождения новых святых!
С чего начинается почитание? С информации. Сколько книг, фильмов снято о матушке Алипии Киевской, иеросхимонахе Сампсоне (Огненный Савва)! Сколько собрано и записано воспоминаний и фактов исцелений по их молитвам! Поэтому и люди идут нескончаемым потоком. Кстати, отсчет исцелениям от мощей святого исповедника Феодосия Мелитопольского начала работница церковной лавки, действующей при соборе Александра Невского в Мелитополе. Страдая от головной боли – от высокого давления, она приложила к голове платок, которым были покрыты мощи, и боль тут же отступила.
С целью привлечения внимания к подвигу Запорожских новомучеников надо больше информации доводить до молодежи. Проводить научно-литературные конференции, встречи с историками края, с писателями, такими, как Сергей Авдеенко, протоиереем Олегом Ковалевым — автором книги «Свидетели веры Запорожского края». Знакомить с книгами протоиерея Николая Доненко, автором книги «Новомученики города Бердянска». Сделать доброй традицией проведение крестных ходов в день памяти Запорожских святых, наших небесных молитвенников и заступников.
В Евангелии сказано, что Спаситель, обращаясь к Своим ученикам, напоминает им: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13). Претерпевая страдания, идя на смерть, мученики и исповедники помнили об этих словах. Их пример побуждает и нас сегодня быть той самой евангельской «солью», не стесняться своей веры в условиях, когда в обществе доминируют совершенно иные ценности; невзирая ни на что, проповедовать Христа всей своей жизнью.
Святые новомученики Запорожские, молите Бога о нас!