×
Вторник, 16 Июля 2019
мч. Иаки́нфа Римского (108);
Перенесение мощей свт. Фили́ппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1652);

прпп. Анато́лия Печерского, в Ближних пещерах (XII) и Анато́лия Печерского, затворника, в Дальних пещерах (XIII);
блгвв. кнн. Васи́лия и Константина Ярославских (XIII);
свт. Васи́лия, епископа Рязанского (1295);
прпп. Иоа́нна и Ло́нгина Яренгских (1544–1545);
блж. Иоа́нна, Христа ради юродивого, Московского (1589);
прп. Никоди́ма Кожеезерского (1640);
мчч. Диоми́да, Евла́мпия, Асклипиодо́та и мц. Голинду́хи (II);
мчч. Мо́кия (Мокиана) и Марка (IV);
прп. Алекса́ндра Константинопольского, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430);
свт. Анато́лия, патриарха Константинопольского (458);

сщмч. Анто́ния (Быстрова), архиепископа Архангельского (1931);
Обре́тение мощей исп. Сильве́стра (Ольшевского), архиепископа Омского (2005);
Вторник, 16 Июля 2019
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви.
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.


Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/newsitem/zaporozhskie-palomniki-poklonilis-ch
голосов: 2
5 2
15 Мая 2019 г

15 мая 2019 года Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский в сослужении запорожского духовенства и духовенства монастыря совершил Божественную литургию в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре, по окончании которой все смогли приложиться к мощам святителя Тихона и чудотворной иконе Божьей Матери «Владимирская»

Ранее на тему:
Служение Высокопреосвященнейшего Митрополита Луки
Митрополит Лука: «Наш священный долг быть проповедниками Христа в этом грешном мире»
Ты же, Пречистая, имущая о нас благое промышление
Слова, идущие из глубины любящего сердца
https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2019/05/ILS_2351.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2019/05/ILS_2351-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Обратившись затем к верующим со словами проповеди, Его Высокопреосвященство предупредил об опасности формального отношения к вере, отметив важность быть православным христианином не только по Крещению, но и по образу жизни.

«Что еще может свидетельствовать о нашей вере? Лишь только Крещение? Или вся жизнь? Почему это так важно? В нашей жизни немало примеров того, как люди для того, чтобы избавиться от той или иной болезни по совету околоцерковных бабушек принимают Крещение уже в зрелом возрасте. В конечном итоге они могут получить долгожданное исцеление, но что с ними происходит потом? Им кажется, что они уже стали христианами, став участниками церковного таинства. Но при этом они не хотят менять свою жизнь. Вот и сегодня в Деяниях святых апостолов мы слышим, как апостол Петр говорит Симону волхву о том, что дар Божий получает лишь тот, кто имеет чистое сердце. Ты хочешь что-то получить от Бога, говорит он, но сам не хочешь стать Божьим. «Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды». Спросим себя: хотим ли мы стать Божьими? Заглядываем ли мы внутрь своего сердца? А если заглядываем, то что мы там видим? Можем ли мы признаться в том, что мы грешим? Чаще всего мы стараемся оправдать каждый свой поступок. Человек может приходить в храм, ставить свечи, но разве это нужно Богу? Бог хочет, чтобы наши сердца наполнялись любовью и добротой. Насколько важно для человека состояние его сердца. Кто-то скажет: а как же ум? Не ум, а именно сердце. Ведь наука, лишенная Бога, не сможет человека научить добру. Наука без Бога никогда не будет созидательной, а только разрушительной. И примеров этому великое множество. Атомная энергия может служить людям, но может и погубить человечество, если она попадет в руки безбожных людей. Недаром наша Церковь постоянно говорит о том, что от состояния нашего сердца зависит и состояние нашего ума. Если сердце наполнено любовью, то и ум направлен к миру и прогрессу. Если сердце наполнено страстями, злобой и ненавистью, то о чем будет думать человек? Будет ли он думать, как помочь своим близким или он будет думать, как уничтожить их? Это особенно важно сейчас, когда столько вокруг соблазнов, которые отвлекают современного человека от Бога. Если же мы действительно хотим быть, а не считать себя православными христианами, нам необходимо постоянно свидетельствовать этому миру о своей вере и любви к Богу, постоянно признаваться себе в том, что готовы вверить Ему каждый наш вздох, каждый наш выдох, каждое мгновение нашей жизни».

По мнению Запорожского митрополита, верующему человеку сегодня, как никогда, нужно думать прежде о чистоте своего сердца и о том, как его сохранить в чистоте и любви к Богу.

«Мы видим вокруг злобу, ненависть, несправедливость. Осуждаем все это, ропщем, но ничего не делаем, чтобы освободить свое сердце от этих чувств. А ведь пока в нашем сердце есть осуждение, в нем не будет мира и покоя, не будет любви. Лишь когда мы начнем бороться со своими грехами, искоренять их из своего сердца, много в нашей жизни будет меняться. Пока у нас есть время, мы должны покаяться, заглянуть внутрь своего сердца и начать бороться со грехами. Искать свет, чтобы выбраться из тьмы. Христос для нас и есть этот свет. Он никогда нас не оставляет и дает нам веру и силы для борьбы с грехами, для очищения нашего сердца. Рано или поздно, но мы предстанем перед Господом. И пусть же эта встреча не будет позорной и мучительной, а радостной во веки веков».

 

Задонский  Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном. Изначально монастырь получил название Задонского Тешевского Богородицкого, потому что относительно Москвы находился за рекой Доном, стоял на реке Тешевке и главной святыней была икона Владимирской Богородицы. Доподлинно неизвестна дальнейшая жизнь основателей монастыря, но принято считать, что они продолжили там служить до конца жизни и были похоронены рядом с храмом, о чём говорит запись в заупокойном синодике. В 1692 году пожар уничтожил все постройки монастыря, включая архивы и имущество. Невредимой осталась лишь святыня – икона Богоматери. С тех пор икона стала ещё более почитаемой среди верующих. К 1697 году обитель и все прежние здания были восстановлены. Строительство проходило тщанием игумена Трифона, бывшего настоятелем монастыря с 1693 по 1697 год. Спустя 44 года прежняя деревянная церковь обветшала, да и не могла вместить всех верующих, поэтому в 1736 году игумен Ефимий II предпринял строительство первой церкви из камня с двумя приделами – в честь Рождества святого Иоанна Предтечи и во имя Евсевия, епископа Самосадского. В 1741 году освятили главный престол. При игумене Ефимии с западной стороны монастыря были возведены каменные забор с воротами и колокольня в готическом стиле. На первом этаже колокольни располагался храм во имя святителя Николая, а по флангам возведены двухэтажные кельи с кладовыми. В 1769 году в монастырь пришёл епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколовский), уже при жизни считавшийся святым. С приходом Святителя Тихона монастырь обрёл известность и почитание.

В 1845—1853 годах по проекту архитектора К. А. Тона (автор храма Христа-Спасителя в Москве) был построен новый величественный пятиглавый собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. Иконостасы для него предоставлены художником Т. Е. Мягковым. Новый трехэтажный храм имел три входа, центральный купол и четыре башни укрытые белым железом с изображением крестов и яблок из червоного золота. По сторонам входов храм был украшен десятью колоннами с пилястрами. Алтари и пространство для богослужений поднимается над полом на 1 метр. Храм имел 8 престолов: в честь Владимирской Богоматери, Покрова Божией Матери, во имя Алексия, митрополита, и Симеона Столпника, святой мученицы царицы Александры, святого первомученика архидиакона Стефана, во имя Пресвятой Троицы, святой праведной Анны, святой великомученицы Екатерины. Снаружи храм был отштукатурен и покрыт голубым цветом, при этом алтарь, трапезы и фронтоны под крышей были выкрашены в зелёный.

Одной из главных святыней храма является чудотворная Владимирская икона, которая была помещена у клироса. Риза иконы выполнена из серебра с позолотой и украшена жемчугом и драгоценными камнями. Икона уцелела при пожаре 1692 года, помогла в эпидемии холеры в Задонске в 1830-31 гг. и 1848 г. (в монастыре болезнь свирепствовала, но никто не умер от неё), спасла Задонск в июне 1861 г. и 1 августа 1869 г. от уничтожения огнём (икону приносили к пожарищу с молебном и огонь стихал, что давало возможность потушить его). Также к особо почитаемым относятся следующие иконы Собора: Спасителя и Богоматери, святого благоверного князя Александра Невского, жертвоприношение Авраама и видение пророка Исайи, святой мученицы Валентины, Марии Египетской.

Храм торжественно заложили 10 июня 1845 года с благословения архиепископа Антония II, настоятелем архимандритом Иларием. Плита, заложенная у основания, гласит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Основана сия церковь в честь и память Владимирской Божией Матери, при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего императора Николая Павловича, при святительстве же господина Высокопреосвященного Антония, епископа Воронежского и Задонского, и священного архимандрита Илария, 1845 год июня 10 дня; при чём заложены мощи, иже во Святых Отца нашего Митрофана I, епископа Воронежского и чудотворца». Нижний этаж освятили в 1848 году, прочие 13 августа 1853 года. Храм перекрыли английской жестью в 1858 году.

В 1846 году при разборе старой деревянной Владимирской церкви было обнаружено, что склеп, в котором покоился Святитель Тихон был частично разрушен, а его гроб, нарушенный упавшими кирпичами, сильно обветшал. Тогда и было замечено, что почивший архипастырь, проведя 63 года в сыром месте, не был тронут тленом. Тело было переложено в другую гробницу, которую поместили в теплом храме. Об этом факте, а также о чудесах исцеления у гробницы, архиепископ Воронежский Антоний сообщил Священному Синоду, а также в день своей кончины написал письмо об этом императору Николаю I.

Для установления факта обретения мощей была создана комиссия, в которую входили митрополит Киевский Исидор, местный преосвященный архиепископ Иосиф и архимандрит московский Покровского монастыря Паисия, два человека из Задонского духовенства и два иеромонаха Задонского монастыря. 19 мая ими было засвидетельствован факт нетленности мощей и облачения Святителя Тихона. После этого Священный Синод направил императору Александру II прошение о причислении Тихона Задонского к лику святых и сделать памятным днем 13 августа. Прошение Александр Николаевич подписал так: «Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр».

К началу XX века Задонский монастырь представлял собой целый городок, состоящий из 6 храмов, колокольни, странноприёмного дома, больницы, аптеки, двух кирпичных заводов, одного свечного, церковно-приходской школы. Братия монастыря насчитывала около 300 человек.

В 70—80-х годах XX века на территории монастыря, во всех его зданиях, располагался консервный завод, а сам собор был переделан под склад продукции.

В 1990 году Владимирский собор и часть построек монастыря были возвращены Русской Православной Церковью. Первое архиерейское богослужение в соборе состоялось 26 августа 1990 года, в день памяти святого Тихона Воронежского, Задонского чудотворца. В настоящее время монастырь восстановлен; управление монастырской братией в числе более 200 послушников и 60 монашествующих.

 

Святитель Тихон Задонский

Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов, при рождении Кириллов; 1724, Короцко, Санкт-Петербургская губерния — 24 августа 1783, Задонский монастырь) – епископ Воронежский и Елецкий, богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века.

Родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова. Новая фамилия – Соколов – была присвоена ему в Новгородской духовной семинарии.

Тимофей рано лишился отца, после смерти которого семья осталась в почти нищенской обстановке. «Как я начал себя помнить, в доме при матери нашей было нас четыре брата и две сестры, отца своего я не помню. Старший брат был дьячком, средний взят на военную службу, а мы все ещё малы были и жили в великой бедности, так что нуждались в дневной пище. В нашем приходе был ямщик богатый, но бездетный. Он часто приходил к нам и полюбил меня. Не раз он просил меня у матушки: „Отдай мне Тиму своего, я воспитаю его вместо сына, и все мое будет принадлежать ему“. Жаль было матушке отдать меня, но крайний недостаток в пропитании заставил её согласиться, и она повела меня за руку к ямщику. Старшего брата в то время не было дома, но возвратившись и узнав от сестры, что матушка повела меня к ямщику, он бросился за нами и, став на колени, стал умолять матушку: „Куда вы ведёте брата? Не хочу я, чтобы брат был ямщиком; лучше сам пойду по миру, а не отдам ямщику; постараемся выучить его грамоте, тогда он может определиться в пономари или дьячки“. Матушка вернулась домой».

Бедность в семье была страшная. «Бывало, как в доме есть нечего, так целый день бороню пашню у богатого мужика, чтобы только хлебом меня накормили».

В 1738 году Тимофей был привезён матерью в Новгород для поступления в духовное училище. 11 декабря 1738 года Тимофей, по просьбе старшего брата, бывшего причетником в Новгороде и взявшего его на своё иждивение, был зачислен в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме.

В 1740 году старанием архиепископа Новгородского Амвросия (Юшкевича) Духовная славянская школа была преобразована в Духовную семинарию. Из всего тысячного состава учащихся Духовной школы Тимофей, как один из способнейших к наукам, был переведён во вновь открытую семинарию и принят на казённое содержание. С этого времени он стал получать бесплатно хлеб и кипяток. «Бывало, как получу хлеб, половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: „Величаем тя, святителю!“.

Обучался Тимофей в семинарии почти 14 лет: два года — грамматике и по четыре года — риторике, философии и богословию. Длительный период обучения связан с тем, что в недавно открытой семинарии был недостаток учителей. По окончании же семинарии в 1754 году Тимофей получил кафедру риторики, одновременно преподавал греческий язык и богословие.

10 апреля 1758 года, в возрасте 34 лет, архимандритом Новгородского Антониева монастыря Парфением (Сопковским) Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии.

18 января 1759 года определён префектом Новгородской духовной семинарии и по просьбе Тверского епископа Афанасия (Вольховского) назначен архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря.

В том же году переведён архимандритом Тверского Успенского Отроча монастыря с назначением ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории.

13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с назначением управляющим Новгородским Хутынским Спасо-Варлаамиевым монастырем.

По поводу хиротонии архимандрита Тихона во епископа интересен следующий факт. Когда потребовалось назначить викария в Новгородскую епархию, архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов) предложил семь кандидатов. В первый день Пасхи архиепископ Димитрий с епископом Смоленским Парфением (Сопковским) должны были метать о них жребий. Владыка Парфений просил включить в число кандидатов и ректора Тверской духовной семинарии, архимандрита Тихона. «Он ещё молод, время не ушло», — заметил владыка Димитрий, хотевший сделать Тихона архимандритом Троице-Сергиевой лавры, однако по просьбе Парфения велел записать и Тихона. В это же время архимандрит Тихон служил с преосвященным Афанасием пасхальную литургию в Тверском соборе. Во время Херувимской песни архиерей, стоя у жертвенника, вынимал частицы о здравии. В числе прочих сослужащих к нему подошёл и архимандрит Тихон с обычным прошением: «Помяни мя, владыко святый». — «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем», — отвечал владыка Афанасий, и тут только, заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: «Дай вам Бог быть епископом». В тот же день в Санкт-Петербурге трижды метали жребий, и трижды выпадал жребий Тихона.

Новгородским викарием святитель Тихон был недолго. В 1762 году он временно председательствовал в Санкт-Петербургской Синодальной конторе, а 3 февраля 1763 года, после кончины епископа Воронежского и Елецкого Иоанникия (Павлуцкого), он получил новое назначение — на Воронежскую кафедру.

Воронежская епархия, в состав которой помимо Воронежской губернии входили некоторые города Тамбовской, Орловской и Курской губерний, а также Область Войска Донского, нуждалась тогда в преобразованиях. Широкие степи Дона сделались с конца XVII века удобным и излюбленным местом укрытия преследовавшихся правительством старообрядцев и сектантов. Нелегко было святителю Тихону бороться с нестроениями в церковной жизни. Его добрым намерениям ставились препятствия как со стороны отдельных лиц, так и со стороны светской власти, и даже духовенства.

Святитель Тихон в первую очередь заботился о подготовке достойных пастырей — через развитие и правильную постановку школьного духовного образования — и ввёл строго уставное богослужение и требоисполнение. Святитель обратил особенное внимание на духовное образование. Поэтому-то его первой заботой была как организация школ для бедных детей духовенства, так и для самого духовенства. Святитель Тихон также старался ставить на духовные должности лиц достойных, внушал им правильное понятие об обязанностях своего звания. Заботясь о пастырях, святитель не забывал и о церковном благолепии: о ремонте и благоустройстве храмов, о церковной утвари, священных сосудах и святых иконах.

Чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, епископ Тихон в первый же год своего пребывания в Воронеже написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». В следующем году им написано «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушенного исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной скорби о грехах, доходящей до отчаяния, — утешать милосердием Божиим.

Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, святитель Тихон предписал, чтобы на литургии всякий воскресный и праздничный день читать или Толковое Евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в Церкви. Он установил в кафедральном соборе (по воскресным дням) проповедание слова Божия, вызвав для этой цели из Московской Славяно-греко-латинской академии И. В. Турбина. К слушанию его поучений должны были собираться священнослужители. В уездные города была разослана особая книжка для чтения в церквах. Духовенству было дано наставление, в котором разъяснялись высокие обязанности священника.

Он первый из архипастырей запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей, защищал своих подчинённых и от светских властей.

Воспитание будущих пастырей находилось постоянно в центре внимания преосвященного Тихона. По прибытии его в Воронеж в епархии имелось всего две школы, да и те пришлось закрыть из-за нерадивости духовных воспитателей и побегов учеников. Он предписал по всем городам открывать славянские школы, но они оказались малополезными. Тогда были открыты два латинских духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году святитель преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Преосвященный Тихон часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам. Для нравственного руководства учеников составил инструкцию («Инструкция, что семинаристам должно наблюдать»).

Поражённый дурным состоянием воронежских монастырей, святитель Тихон усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам.

Не довольствуясь одною устною проповедью, которую не все могли слышать, епископ Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа, в которых боролся против «годового торжества» в честь языческого божества Ярилы, с сумасбродством и пьянством во время масленицы.

Современники единодушно свидетельствуют о громадном нравственном влиянии святителя Тихона на общественную и культурную жизнь Воронежа.

С юных лет святитель Тихон стремился к уединённой иноческой жизни. Но многосложные и многочисленные епархиальные дела не позволяли осуществиться его желанию. Ни одной праздничной церковной службы не пропускал святитель Тихон и не оставлял без назидания свою паству. В своих поучениях он особенно ополчался против сребролюбия и различных видов хищения, безнравственных увеселений, против роскоши, скупости и недостатка любви к ближним.

Постоянные труды и заботы, от которых святитель Тихон никогда не имел отдыха, а также неприятности и частые затруднения при исполнении благих намерений, сильно расстроили здоровье святителя. Все чаще стали появляться и нервные, и сердечные приступы, самые незначительные простуды давали тяжелые осложнения.

В высшей степени требовательный к себе святитель не счёл себя вправе занимать епископскую кафедру из-за опасения хотя бы малейших упущений по службе, которые могли быть вызваны его болезненным состоянием. По своему настойчивому прошению 17 декабря 1767 года он получил разрешение удалиться на покой. Ему была назначена пенсия и дозволено жить там, где он пожелает. Святитель сначала поселился в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре (в 40 верстах от Воронежа), с марта 1769 года (из-за неблагоприятных климатических условий) переехал в Задонский монастырь, где и жил до самой кончины.

Живя на покое, святитель Тихон показал пример высокого благочестия и аскетизма. Все время его проходило в богословских занятиях и молитве, за исключением 4-5 часов тревожного сна. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную. Несмотря на слабость сил, часто занимался тяжёлыми работами (колол дрова, косил сено и т. д.). Строгий к себе, он был любовно снисходителен к другим. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием.

Келия святителя Тихона сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставления и благословение. Особенно любил святитель беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, увещевал не роптать, разоренным помогал деньгами. Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви. Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем пред ними за их угнетенных крестьян. На благотворения шла вся его пенсия и все, что он получал в дар от знакомых.

На покое святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения. Плодом размышлений его о природе и о людях, который святитель Тихон завершил на покое, были «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

В праздник Рождества Христова 1779 года в последний раз был в храме на Божественной литургии. 29 января 1782 года святитель составил духовное завещание, в котором, воздав славу Богу за все Его благодеяния к нему, словами апостола Павла выразил упование на милость Божию и за пределами земной жизни.

Скончался святитель в воскресенье, 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Погребён святитель Тихон был в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, где и ныне почивают его мощи.

Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, святитель Тихон Задонский был причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1861 году.

13 августа 1861 года в Задонске в торжественной обстановке при огромном стечении паломников со всех концов России митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором (Никольским) в сослужении многочисленных иерархов и духовенства были открыты мощи святителя Тихона.

Его память совершается 19 июля (1 августа) и 13 (26) августа.

В 1919 году по приказу Чрезвычайной комиссии монахи вскрыли мощи, которые, как сообщалось в отчёте, представляли собой выветрившийся череп и истлевшие от времени, рассыпавшиеся при прикосновении части костей. Облик человеческой фигуры этим останкам был придан при помощи картона, ваты и бинтов. Процесс вскрытия мощей снимался на киноплёнку, эти кадры, наряду с аналогичным вскрытием мощей Сергия Радонежского, вошли в один из хроникальных атеистических фильмов, распространённых в то время.

В 1932 году мощи передали в музей, вначале в Елец, а затем в Орёл. В 1942 году при немецких властях в Орле возобновили работу церкви, и мощи были положены в Богоявленском соборе. С возвращением большевистской власти положение вновь изменилось. В 1960 году был закрыт Богоявленский собор, после чего мощи во второй раз оказались в музее.

Во время празднования 1000-летия Крещения Руси мощи были возвращены Церкви и находились в кафедральном Ахтырском соборе. 26 августа 1991 года мощи святителя Тихона возвратились в Богородицкий монастырь Задонска, а в Ахтырском соборе Орла осталась десница, которая издавна хранилась отдельно.

В «Сокровище духовном» святитель Тихон призывает к терпеливому перенесению скорбей («нашествия иноплеменников»), сравнивая Бога с отцом, который наказывает своих детей ради их исправления. Помимо традиционных грехов, он также критикует «танцы», «лошадиные скачки», «кулачные бои», «пиршенства» и празднование Ярилы.

Относительно иудеев Тихон исповедует «теологию замещения», утверждая, что от них «отнимется царство» (Мф. 21:43), а «христиане заняли место иудеев» и стали «новым Израилем».

Особо он останавливается на проповеди добрых дел, которые являются благодарностью за спасение человечества Богом и распространяются на «всех, знакомых и незнакомых, своих и чужих, единоверных и иноверных». Недостаток добрых дел бывает в том числе и от «недоброго воспитания», когда родители больше пекутся о том, чтобы выучить детей «по-французски» говорить и танцевать, а не о том, чтобы «по-христиански жить».

Помимо соблюдения заповедей большую роль для христианина играет молитва, ибо «без молитвы невозможно исправить себя». При этом Тихон настаивает на необходимости молитвы не только в церкви, но и «в доме, в собрании, при делах, в пути, на ложе, идя и сидя, трудясь и отдыхая».

Жизнь христианина проходит в состоянии невидимой брани, то есть сражений с демонами, которые не прекращаются до самой смерти. Оружием демонов являются страсти, а оружием христиан «слово Божие и молитва». Союзниками демонов являются злые люди, а союзниками христиан — пастыри.

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Фото и видеосъемка: священноинок Илиодор (Кугатов)

Комментариев нет

Читайте также

Престольный праздник в селе Богатыревка

12 июля 2019 года в селе Богатыревка православная община храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла отметила 20-й престольный праздник. На богослужении присутствовали настоятели прошлых лет, а так же отец Пётр Антонюк, который, по благословению архиерея, открывал приход.

Освящение мемориальной доски в Вольнянске

9 июля возле Вольнянского отделения полиции открыли памятную мемориальную доску бывшему правоохранителю Юрию Дмитриеву, погибшему во время боевых действий на Донбассе. На мероприятие пришли представители полиции, местной и духовной власти, ветераны ОВД, родные погибшего.

Крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение», день 3-й

Подъезжая к храму Архистратига Михаила, что в селе Белогородка - все услышали радостный колокольный звон - сейчас начнется литургия!

Митрополит Лука: «Наш священный долг быть проповедниками Христа в этом грешном мире»

12 июля 2019 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский и Преосвященнейший Ириней, епископ Ново-Садскийи Бачский, возглавили Божественную литургию в Боджанском мужском монастыре Бачской епархии Сербской Православной Церкви

27.07.2019
Запорожская епархия приглашает на Крестный ход в г.Киев
На Святую Землю с Митрополитом Лукой
26.06.2020
Объявляется конкурс «Мы – наследники Запорожских святых»
НАЧИНАЕТ РАБОТУ СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЗАПОРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ
ОГЛАШАЕТСЯ НАБОР СЛУШАТЕЛЕЙ В СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «ИКОГЕНИЯ» В ГРУППУ «СЕМЕЙНЫЙ КУРС»
15.07.2019
Крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение», дни 4-5
15.07.2019
Митрополит Лука: «Наш священный долг быть проповедниками Христа в этом грешном мире»
15.07.2019
Крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение», день 3-й
15.07.2019
Песня — неиссякаемый родник семьи
14.07.2019
Престольный праздник в селе Богатыревка
13.07.2019
Отпевание Анастасии Ковалёвой
13.07.2019
Крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение», день 2-й
13.07.2019
Благодарственный молебен в клинике «Мотор Сич»
13.07.2019
Киевский ежегодный Крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение»
12.07.2019
День кардиолога в Вольнянске
10.07.2019
Освящение мемориальной доски в Вольнянске
10.07.2019
День памяти св. Петра и Февронии в Энергодаре
10.07.2019
Без сім’ї немає щастя на землі
10.07.2019
Щасливе дитинство в Енергодарі
08.07.2019
День семьи, любви и верности в сельском храме
06.07.2019
Человеку всегда необходим идеал
06.07.2019
«И будет едино стадо и един Пастырь» (Ин 10:16)
06.07.2019
Храмовый праздник в селе Московка
06.07.2019
В Мелитополе поздравили благочинного с Днем ангела
05.07.2019
Престольный праздник в селе Люцерна
03.07.2019
В гостях у батюшки Зосимы
02.07.2019
Обращение Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского в связи с внеочередными выборами в Верховную Раду Украины
02.07.2019
Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
01.07.2019
Выпускной вечер в Великй Знаменке
30.06.2019
В Мелитополь прибыли мощи святителя Луки Крымского
30.06.2019
Мощи Луки Крымского встретили на Веселовской земле
30.06.2019
Благотворительная помощь детям в Покровском соборе
29.06.2019
«Возвестителю пути спасительного…» (тропарь святителю Луке Крымскому)
29.06.2019
Народний депутат взяв участь у молебні
29.06.2019
Ты же, Пречистая, имущая о нас благое промышление
29.06.2019
Слова, идущие из глубины любящего сердца
29.06.2019
Благотворительность – часть социального служения Церкви
28.06.2019
Cоборным богослужением отметили День рождения родной епархии
28.06.2019
Благословен Бог, изливаяй Благодать Свою на архиереи Своя
27.06.2019
Встреча благочинного и студентов третьего поколения
27.06.2019
Городской выпускной бал в Каменке-Днепровской
25.06.2019
Воскресная школа впервые в Харькове
25.06.2019
«Я никогда не изменял Христу»
25.06.2019
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24)
24.06.2019
Веселовцы молились о погибших в ВОВ

Новости на видеоканале епархии

Программа "Миръ Православия"

Світ Православія. Випуск від 6 липня 2019 р.

Випуск від 29 червня 2019 г.

Вітання Предстоятелю УПЦ. День тезоіменитства Блаженнішого Митрополита Онуфрія

Випуск від 22 червня 2019 г.

Випуск від 15 червня 2019 г.

Випуск від 8 червня 2019 р.

Випуск від 1 червня 2019 р.

Випуск від 25 травня 2019 р.

Випуск від 18 травня 2019 р.

Випуск від 11 травня 2019 р.

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95