Сегодня Николай Сербский почитаем в Сербии повсеместно. В каждой церкви, в каждом сербском светском и церковном книжных магазинах есть его книги. Вдоль дорог – щиты с портретами и цитатами из сочинений святителя. Святитель Николай в Сербии – не просто крупный церковный деятель, писатель, миротворец и духовный просветитель с тремя высшими образованиями (университеты Швейцарии, Англии, Санкт-Петербургская Духовная академия). Николай Сербский – народный герой. И пророк, признанный в своем отечестве: он предсказал Вторую мировую войну, в деталях описав ее оружие и методы; в одной из поэм описал события последних двадцати лет в Сербии, происшедшие уже после его смерти. Он также предвидел многие события нашей современной истории.
В своей проповеди, которая переводилась на сербский язык, Его Высокопреосвященство отметил, что святитель Николай известен далеко за пределами своей Родины. Его труды издаются и читаются в Украине, являясь духовной пищей для украинского народа. Оставаясь для многих поколений священников из Сербии и Украины, других стран тем добрым пастырем, которым является для нас Христос.
«Святитель Николай является примером не только для священников, но и для паствы. Его жизнь не была радостной, на его долю выпали многие испытания, скорби, бедность, труд, фронт, война, концлагерь. Но если почитать его книги, их переполняет любовь, они переполняются радостью. По-человечески на такую жизнь нужно роптать, но святитель Николай призывает относиться к ней мудро, с духовной точки зрения – не роптать, а за все благодарить Бога. Силы для этого он всегда брал у Христа, Который никогда его не оставлял. Сегодня мы слышим молитву о Сербии, вместе с вами мы молимся о страждущем народе Украины. Как никто сербский народ понимает страдания братского украинского народа. Но все это временно. Святитель Иоанн Златоуст в своем пасхальном приветствии говорит о том, что «ад царствует, но он не вечнует». Поэтому разделяя сегодня великую радость участия в Евхаристии, великую радость Причащения от единой Чаши с нашим братским сербским народом, со всеми вами, дорогие мои, во главе с вашим Владыкой, мне бы хотелось паки и паки всех вас приветствовать вечными словами: «Христос Воскресе!».
Ради братской любви, епископ Милутин, от имени Валевской епархии наградил митрополита Луку орденом Святого Николая Сербского, с пожеланием носить его в течение многих лет и всегда помнить момент молитвенного общения в Леличе. Также владыка Милутин отметил: «Братский сербский народ возносит молитву за страждущую Украину. Я рад, что митрополит Лука со своими путниками пришли сюда, но и хочу поделиться печалью, которая приходит к нам от страданий Украины. Мы все одна Церковь, так как части одного тела – Христа. Верю в то, что Христос – Солнце Правды – просветит и вразумит всех тех, кто вызывает и поддерживает страдания украинского народа, а отпавших от единой православной семьи – приведет в разум Истины!»
Церковь, в которой проходило богослужение, построена на средства св. Николая Сербского вместе с его отцом в 1926 году. Сейчас в ней покоятся мощи святого, к которым приложились все запорожские паломники.
Монастырь Лелич
Один из самых новых, но одновременно и самых красивых и наиболее благоустроенных монастырей в Сербии. Находится в с. Лелич, неподалёку от города Валево и монастыря Челие.
Основали монастырь свт. Николай (Велимирович) и его отец Драгомир, уроженцы села Лелич. Они своим трудом и деньгами построили церковь свт. Николая Чудотворца, которую освятили на Преображение в 1929 г. Храм был расписан сразу после строительства знакомыми владыки Николая художниками Крсто и Рафаилом Николичами из Лазарева Поля в Македонии. Они же расписали и 4-х рядный иконостас.
Позднее, в том числе и в наши дни, были построены другие монастырские объекты, превратившие обитель в единое целое.
Владыка Николай (Велимирович) упокоился 18 марта 1956 г. и был похоронен в сербском монастыре в Либертвилле, близ Чикаго. Его мощи были перенесены в Лелич из Америки 12 мая 1991 г. и находятся в ковчеге у южной стены храма. Это был великий праздник сербского народа, и с тех пор Лелич стал местом паломничества православных сербов.
В 1996 г. приходская церковь с. Лелич обращена в монастырь.
Во дворе монастыря стоит красивая часовня, воздвигнутая владыкой Николаем в качестве своей усыпальницы. Сейчас в ней похоронены некоторые Велимировичи, например владыка Йован (Велимирович), епископ Шабачско-Валевский.
В монастыре находится музей владыки Николая, организованный в 1991г.
Святой Николай Велимирович, родившийся в 1881 году, через пять столетий после Косовской битвы, словно был призван показать миру, что христианская литературная традиция в Сербии чудесным образом жива, воскресла, причем воскресла полнокровно и плодотворно: литературное наследие Владыки Николая, богослова с мировым именем, насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых — жемчужины мировой православной книжности. Появление затем на сербском небосклоне иной богословской звезды — архимандрита Иустина Поповича — лишь подтвердило столь знаменательное обновление традиции.
Святой Никола Велимирович был одним из девяти детей в семье сербского крестьянина из маленького горного села Лелич. Его отец, Драгомир, славился среди односельчан грамотностью; он привил любовь к письму и сыну. Мать Николы, Катерина (впоследствии монахиня Екатерина), с малолетства водила сына в ближний монастырь Челие (Келии) на службы, к Причастию. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при этом монастыре, после окончания которой отцу посоветовали направить Николу на дальнейшее обучение, и он послал сына в гимназию в город Валево в Центральной Сербии. После гимназии юноша поступил в белградскую Богословию (то есть семинарию), где на него сразу же обратили внимание как на одаренного ученика. Вскоре Никола уже хорошо знал произведения великого сербского духовного писателя Владыки Петра Негоша, был знаком с творчеством Достоевского, Пушкина, Шекспира, Данте и других европейских классиков, а также с философией Дальнего Востока.
По окончании семинарии Никола был назначен сельским учителем. Одновременно он помогал местному священнику, обходя с ним окрестные села. К этому периоду относятся и первые публикации юного автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях. Вскоре он получил от министра Просвещения стипендию на продолжение учебы в Швейцарии, на Бернском старокатолическом факультете. Там Никола хорошо изучил немецкий язык и усердно занимался, слушая лекции по богословию и философии, помимо своего, еще на нескольких факультетах в Швейцарии и Германии. Тема его доктората — «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви».
Окончив Бернский факультет, он едет в Англию, быстро овладевает английским языком и заканчивает философский факультет в Оксфорде. Свой второй докторат — «Философия Беркли» — он защищает уже во Франции на французском языке.
Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола внезапно тяжело заболевает. В больнице он дает обет целиком посвятить себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу, если выздоровеет. Вскоре чудесным образом исцелившись, Никола немедленно отправляется в монастырь Раковица близ Белграда, где и принимает монашеский постриг с именем Николай.
В 1910 году иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. При приеме в Академию он даже не упомянул законченные им западноевропейские факультеты, а поступил просто как вчерашний семинарист. Скромный студент регулярно посещал лекции и оставался незаметным для товарищей до одного академического духовно-литературного вечера, когда буквально поразил своими знаниями и проповедническим даром и студентов, и преподавателей, и в особенности Петербургского митрополита Антония (Вадковского), который выхлопотал для него у Российского Правительства бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не воспоминалась им с такой теплотой и сердечной любовью.
Возвратившись из России, отец Николай публикует свои литературные труды, первыми в ряду которых были: «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша»…
Начинается первая мировая война, и Сербское Правительство посылает отца Николая, к тому времени уже известного духовного автора и проповедника, в Англию и Америку разъяснять общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. С 1915 по 1919, отец Николай выступал в церквах, университетах, колледжах, в самых различных залах и собраниях, рассказывая, почему расчлененный врагами на несколько частей сербский народ столь решительно бьется за единство своей некогда великой родины. Командующий английскими войсками впоследствии заявил, что «отец Николай был третьей армией», воевавшей за сербскую и югославянскую идею.
Примечательно, что, прекрасно зная современную ему европейскую философию и науку, Владыка Николай уже в начале 1920 года пророчески предсказал вторую мировую войну и в деталях описал оружие и методы, которые будут в ней применяться «цивилизованной Европой». Причиной войны он полагал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» окрестил Владыка современную ему безбожную культуру… В 1920 году иеромонах Николай был рукоположен во епископа Охридского. В Охриде, древнем граде Македонии, расположенном близ Охридского озера, одного из красивейших в мире, им был создан целый цикл литературных произведений: «Молитвы на озере», «Слова о Всечеловеке», «Охридский пролог», «Омилии» и другие.
Владыка ежедневно разъезжал по епархии, проповедовал и поучал народ, восстанавливал разрушенные войной церкви и монастыри, основывал дома для сирот. Предвидя опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, Владыка организовал Православное народное движение (также называемое «богомольческим»), которое составили люди, откликнувшиеся на зов своего Владыки и готовые ежедневно и твердо исповедовать своей благочестивой жизнью Христа Господа.
Православное народное движение, распространившееся усердием Владыки Николая по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением, обусловившим возрождение монашества, обновившим веру в простом, зачастую неграмотном народе, укрепившим Сербскую Православную Церковь.
В 1934 году епископ Николай был переведен в Жичскую епархию. Древний монастырь Жича требовал реставрации и всестороннего обновления, как и многие другие монастыри в том крае, находящемся в самом сердце Сербии. На это и положил свои силы Владыка Николай, и вскоре жичские святыни заблистали своим прежним светом, тем, которым светились они, быть может, еще до турецкого нашествия.
Началась вторая мировая война. Гитлер, найдя себе надежных союзников в хорватах, небеспричинно полагал в сербах своих ярых противников. Он лично приказал своему командующему Южным фронтом обессилить сербский народ: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первую очередь — Патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Велимировича…»
Так Владыка Николай вместе с Сербским Патриархом Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау в Германии — единственные из всех европейских церковных лиц такого сана, взятые под стражу!
Их освободила 8 мая 1945 года союзническая 36 американская дивизия. Из лагеря Владыка Николай вышел с готовой книгой — «Сквозь тюремную решетку», в которой призывал православных людей к покаянию и размышлению о том, за что Господь попустил на них столь страшное бедствие.
Узнав, что в Югославии насильственным путем пришел к власти атеистический, антиправославный режим Иосифа Броза (Тито), Владыка остался в эмиграции: немало поскитавшись по Европе, он жил сначала в Англии, затем в Америке. Там он продолжил свою миссионерскую и литературную деятельность и создал такие жемчужины, как «Жатвы Господни», «Страна Недоходимая», «Единственный Человеколюбец», оттуда направлял он в сербские церкви и монастыри щедрую материальную помощь.
Последние дни Владыки Николая протекли в русском монастыре святителя Тихона в штате Пенсильвания. 18 марта 1956 года Владыка мирно отошел ко Господу. Смерть застала его за молитвой.
Из русского монастыря тело Владыки было перенесено в сербский монастырь святителя Саввы в Либертвилле и похоронено с большими почестями на монастырском кладбище. О переносе мощей Владыки Николая на родину в то время не могло быть и речи: режим Тито объявил его предателем и врагом народа. Узника Дахау, Владыку Николая коммунисты публично называли «сотрудником оккупантов», всячески принижали и поносили его литературные труды, полностью запретив их печатание.
Лишь в 1991 году освободившаяся от диктатуры коммунизма Сербия вернула себе свою святыню — мощи святителя Николая Сербского. Перенос мощей Владыки вылился во всенародный праздник. Они покоятся теперь в его родном селе Лелич. Церковь, где хранятся они, с каждым годом становится местом все более и более многолюдного паломничества.
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви