«Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!»
«Этот фрагмент Послания апостола Павла заслуживает внимательного прочтения и самого серьезного осмысления, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство.
Особенно легко впасть в ересь, когда читаешь о том, что Дух Святой якобы может исходить и от Христа. Об этом говорят католики, ссылаясь при этом на апостола Павла. Но здесь речь идет совсем о другом. Здесь речь идет о соработничество Христа и Духа Святого. Что только через нашу веру в Иисуса Христа, мы можем стяжать благодать Духа Святого, который нам помогает избавляться от наших грехов. Только силой благодати Божьей человек может очистить свою совесть от всей той скверны, которая накопилась в его душе. О совести можно говорить очень много. О человеке, который поступает неправедно, обычно говорят, что у него нет совести. Мы думаем, что совесть это особое состояние нас с вами. На самом деле это глас Божий, который живет в нас. Как мы слышим свою совесть, точно так же мы слышим и глас Божий. Как это происходит в обычной жизни подробно описано в романе «Преступление и наказание». В нём герой Достоевского Родион Раскольников после совершенного преступления переживает страдания, которые часто называют муками совести. Этот роман, по сути, о страданиях человека, который однажды согрешил, нарушил заповедь. Пошел против воли Божьей, чтобы доказать свою теорию о превосходстве человека. О том, что он может всё, если захочет и ничто его не становит. Ни Бог, ни царь и не герой в лице следователя Порфирия Петровича. И совесть ему здесь не помеха. Ведь совесть, как он рассуждает, это выдумка, блеф, «поповское слово». И чем больше человек совершает преступлений, тем тише голос совести. Настолько тише, что он начинает уже думать, что полностью от неё избавился. Но это ему только кажется. Наступит такое время, когда Господь будет с ним разговаривать уже не голосом совести, а набатом страданий и нечеловеческих мук. Но что же делать, если человек уже одумался, услышал голос своей совести, и хочет избавиться от грехов, очистить свою совесть? Он приходит в храм, а там ему говорят, что только силой благодати Божьей можно очистить свою совесть. Что если он христианин, то смысл всей его жизни состоит в том, чтобы стяжать благодать Духа Святого. А он и слов-то таких не знает, не говоря уже о том, чтобы начать что-то делать – меняться, очищать свою совесть. А бывает и так, совершил человек проступок, но не знает, грех это или нет? Ведь в нынешней жизни всё так перепуталось. Один посмотрит на поступок другого и скажет: «Это грех». А другой на этот же поступок посмотрит и не только не осудит, а похвалит и скажет: «Молодец, правильно, так и нужно поступать». Если же человек решился и пришел в храм, значит, только здесь он рассчитывает найти помощь. И он обязательно её получит, потому что человеку, который прислушивается к своей совести, помочь можно всегда. А вот тому, кто стремится её заглушать, оказать помощь сложно. Желающий исцелиться будет слушать предписания врача, принимать назначенные лекарства, и так далее. Точно так же человек, который хочет что-то изменить в себе, будет прислушиваться к добрым советам. Тот, кому удобно жить, как он живёт, не захочет слушать. Страсти и привычки, которые он лелеет в своём сердце и которые обеспечивают его благоденствие, становятся ему более родными, чем соблюдение нравственных законов. Например, тот, кто привык наживаться на других, будет страсть к сребролюбию поощрять больше, нежели голос совести. Ему выгодно и удобно её не слышать. Помочь такому человеку, спасти его от неблаговидных поступков очень сложно. Нужно молиться и уповать на Божью помощь».
По словам владыки, таких примеров, когда Господь кардинально меняет судьбу человека, возвращая ему способность слышать свою совесть, великое множество.
«Самым ярким из них, пожалуй, является жизнь Марии Египетской, память которой мы сегодня совершаем.
Известная на всём Востоке блудница, которая предавалась этой страсти на протяжении семнадцати лет, услышав голос совести, осознав своё падение, стала молиться, и Господь силой своей благодати преобразил её душу и тело. А всегда ли мы слышим голос своей совести? Может мы настолько привыкли себя оправдывать и всё себе прощать, что уже ничего не замечаем? Может, наши души настолько омертвели, что ничто живое уже в них не проникает? Если же так, то следует внимательно прочесть сегодняшнее Послание апостола Павла. Где он говорит о том, что только силой благодати Святого Духа и верой в Иисуса Христа, Бога истинного и живого, можно очистить нашу совесть. Только прибегая как можно чаще к спасительным таинствам, мы оживаем. Желаю, чтобы мы старались жить, именно жить, а не существовать. Жить полноценной жизнью, радуясь Христу. Чтобы наша совесть не дремала, а всегда подсказывала нам о тех недостойных поступках, которые мы можем совершить. Чтобы мы никогда не забывали, что наша совесть – это глас Божий в нас. И заглушая совесть, отказываясь от неё, человек отказывается от Бога».