Обратившись затем со словом архипастырского наставления, Его Высокопреосвященство призвал задуматься над тем, чему православный человек может научиться у святых князей?
«Никто, пожалуй, сегодня не станет спорить о том, что многие из них были не только незаурядными личностями, но и, несомненно, выдающимися государственными деятелями. Но только ли за это они прославлены Церковью? Сегодня мы вспоминаем князя, который прославился в веках своей мудростью. Его мудрость заключалась в любви к Богу, в сохранении семейных ценностей, в любви к жене, в заботе о своих детях, в воспитании их в православной вере. Вся его жизнь, связанная с несением бремени государственной власти, была пронизана благодатью Божьей, которой должна быть пронизана жизнь любого политического деятеля, от решений которого зависят жизни тысяч и тысяч людей. Ярослав Мудрый – идеал, к которому должен стремиться каждый современный государственный деятель. Его мудрость состояла еще и в том, что он думал не о себе, не об удовлетворении своих земных потребностей, а о спасении своей бессмертной души. Вот чему мы должны у него учиться. А для этого нам важно понять для чего он поступал именно так, а не иначе. В его поступках и решениях мы никогда не найдем того, что мы видим в решениях современных политиков – собственной выгоды. Им руководила любовь к Богу и к людям. А ведь, ему выпало княжить в непростое время. Исторические документы, связанные с периодом его правления, свидетельствуют о том, что повсюду шли войны. А это значит, что сердца многих людей были ожесточены злобой и ненавистью. Причем проливалась кровь как в междоусобных войнах, так и в противостояниях с внешним врагом. И в такое трудное время он старался угождать Богу. На первый взгляд в это трудно поверить. Как можно угождать Богу и воевать одновременно? Это возможно только в тех случаях, когда приходится защищать свою веру и землю от посягательств. Когда приходится защищать свою Церковь и своё государство от врагов. Если посмотреть, что делал благоверный князь для своих граждан, то мы увидим, что это было стремление посеять зерна православия во всём своём государстве. Он принимал законы, в которых на первом месте были нормы христианской морали. Как раз то, чего, к сожалению, мы не видим при принятии современных законов. Церковь вне политики. Но разве в законах Ярослава Мудрого была только политика? Его законы стали благодатью для граждан. А много ли сегодня таких законов? Он занимался организацией церковной жизни, видя в Церкви не только опору для крепнущего Киевского государства, но и надежного союзника в деле просвещения его граждан. Строились города, храмы, открывались библиотеки. «Бога бойтесь, князя чтите!» – наставлял свою паству современник Ярослава Мудрого новгородский епископ Лука Жидята в «Поучении к братии». В это время появляется Киево‑Печерский монастырь, который очень становится духовным центром всей Руси. Ярослав Мудрый любил монахов, которые при нём еще не раскрыли себя, не показали своих наклонностей сполна. Благоволением к иночеству отличалась и его супруга, постригшаяся после его смерти в одной из обителей. Приставку «Мудрый» ему дал благодарный народ. А какими эпитетами награждают нынешних правителей?»
В завершение своей проповеди владыка пожелал своей пастве мудрости во всём.
«Мудрость предполагает доброжелательное отношение к тем, кто рядом с нами. Она проявляется не только в словах, но и в поступках, в принятии ответственных решений. Основа такой мудрости – любовь к Богу. Когда человек руководствуется такой мудростью, можно не сомневаться, – в его поступках не будет ничего дурного. Ярослав Мудрый старался исправлять себя при помощи благодати Божьей. Так должны поступать и мы. Заглянем внутрь своей сердца и посмотрим, чего там больше: греха или любви? Ведь там, где нет любви – там и мудрости быть не может. Избавляясь от своих страстей, человек становится ближе к Богу, учится смиренномудрию и милосердию. Взирая сегодня на образ святого князя, обращаясь к нему в своих молитвах, будем просить у него помощи в нашем исправлении и в преодолении наших недостатков. Будем учиться у него мудрости. Той самой мудрости, которая поможет нам жить Богом и в Боге. Нам не нужна мудрость мира сего, которая, по словам апостола Павла, есть «безумие перед Богом». Беря пример с угодников Божьих, читая слово Божье, учась и анализируя, мы будем изменяться внутренне. А за внутренними переменами непременно последуют и внешние. В том, что всё происходит именно так, а не наоборот, нас как раз и учит, прославляемый сегодня, святой благоверный князь Ярослав Мудрый».