×
Суббота, 20 Апреля 2024
прп. Гео́ргия исп.;
прп. Дании́ла Переяславского;
мч. Каллио́пия Помпеопольского;
мч. Руфи́на;

мц. Акили́ны Младшей;

прп. Серапио́на Синдонита;
сщмч. Арка́дия Добронравова;
прмц. Евдоки́и Павловой;


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/newsitem/vsyo-chto-vy-delaete-slovom-ili-delom-v
голосов: 1
5 1
4 Ноября 2017 г

1 ноября 2017 года Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе, вознес молитвы перед Минской иконой Богородицы и мощами праведной Софии, княгини Слуцкой.

Ранее на тему:
Служение Высокопреосвященнейшего Митрополита Луки
Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери
«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»
«Когда человек уповает на Бога, он на многие процессы смотрит спокойно, потому что на душе у него всё спокойно»
https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/11/26.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/11/26-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

«И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу».

«Духовный смысл этих слов апостольского послания, — как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященства, — для многих из нас настолько же прост и ясен, насколько может быть сложен и непонятен. Его сложность состоит в том, что трудно порой разобраться, являются ли те или иные наши дела совершенными во имя Христа. А происходит это от того, что нет в человеке настоящей веры. Если мы соединяем доброе дело с верой в Господа, то у нас получится именно то дело веры, о котором говорил преподобный Серафим Саровский, что «только Христа ради сделанное доброе дело приносит плоды Святого Духа». Свою веру мы должны подтверждать добрыми делами, ведь «вера без добрых дел мертва есть». Если мы будем так поступать, то там, где призывается Христос, не найдется ничего мерзкого и нечистого. Молитва – это наше общение с Богом через слово. Но человек – это не только мысли, слова и чувства, но и дела. Всякое доброе дело начинается с мыслей и чувств. Но одних добрых намерений не достаточно. Из добрых намерений, как известно, вымощена дорога в ад, то есть одних наших желаний мало, чтобы попасть в рай. Ад полон добрыми намерениями, а небеса – добрыми делами. Мы хотим быть добрыми и совершать добрые дела. Но если в нашем сердце осуждение, недовольство, то разве можно с такими чувствами и мыслями творить добро во имя Христа. Во всем мире миллионы людей, которые называют себя православными, а, тем не менее, мир катится в бездну. Значит человек, который в своих делах уклоняется от Бога мыслию, а за мыслью и чувствами, низводит себя с неба на землю. Апостол Павел призывает нас никогда, – ни мыслью, ни чувствами не отходить от Господа, ибо все творить во имя Господа – значит творить все во славу Его. Исполняя волю Божью даже в самом малом, в мирском и житейском, мы тем самым будем благоугождать Христу, служить во славу Его».

В заключение своей проповеди Его Высокопреосвященство пожелал провести ревизию своих чувств и мыслей по отношению к своим близким.

«И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа». Слово и дело – две формы выражения человеком своей сущности, своего характера, своей души. Старайтесь направить их во славу Божью. Следите за своими словами. В вас не должно быть пустословия и тем более сквернословия. Слово – это универсальный инструмент, это дар, который дан нам для общения не только с людьми. В словесную форму мы обращаем свою молитву. Поэтому, как говорил апостол Иаков, « не может из одного источника истекать и горькая, и сладкая вода». Не может и не должен человек одними и теми же устами и Бога прославлять, и кого-то хулить».

 

Свято-Духов кафедральный собор

Ценнейшими реликвиями собора являются мощи Блаженной Софии Слуцкой, частицы мощей Св. вмч. Варвары и чудотворная икона Минской Божией Матери. Она сегодня находится слева от Царских ворот в минском кафедральном Свято-Духовом соборе — резиденции кафедры Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Здание собора построено в 1633–1640 гг. в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок. В это же время с северной стороны храма был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители монастыря бернардинок возвели его как раз на том месте, где до начала XVII в. находился православный монастырь во имя святых Космы и Дамиана. В продолжение XVIII – XIX вв. храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик.

Собор

В 1852 г. католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж, а храм передан в ведение Православной Церкви и освещён во имя святых Кирилла и Мефодия. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые после своего переезда из Слуцка временно размещались в келиях бывшего бернардинского монастыря.

4 января 1870 г здесь был открыт мужской православный монастырь. Монастырскую братию составили монахи Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Основанный в Минске монастырь стал именоваться Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 г. 1 ноября этого года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. 
Собор содержал в себе многие святыни, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, а также четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих. На главном престоле Свято-Духова храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 г. Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

В 1918 г. монастырь был закрыт. Вскоре прекращены были богослужения и в Свято-Духовом храме. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920 — начале 1930 гг. была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. С башен были сняты кресты и на их место водружены красные флаги.

В 1943 г. после освящения собора богослужения в нем были возобновлены. Накануне в храме был установлен заново изготовленный трёхъярусный иконостас и внесены иконы. Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов. Настоятелями собора и монастыря были священнослужители из монашествующих. Один из них, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в открытии многих церквей. В 1945 г. из закрытого Свято-Петро-Павловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня — Минский образ Божией Матери. В 1947 г. над собором были воздвигнуты кресты.

В первой половине 1950-х гг. был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, а в 1953 г. с северной стороны храма был устроен придел в честь святой великомученицы Варвары. В нём помещена частица святых мощей этой угодницы Божией. В 1968 г. в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора устроен придел в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь. Поражают своей красотой мозаичные иконы Пресвятой Троицы, святых Иоанна Предтечи, учителей словенских Кирилла и Мефодия.

В приделе вмц. Варвары обычно проводится таинство исповеди. В 2000 г. при настоятеле прот. Геннадии Дзичковском была произведена реконструкция Варваринского придела, его алтарь перенесён на новое место, полностью обновлён иконостас. 

В соборе проводились ремонты, придававшие ему всё более благолепный вид (в конце 1970-х – начале 1980-х гг., 1996 и 2000 гг.) Во время последнего ремонта произведена реконструкция придела в честь великомученицы Варвары, его алтарь перенесён на новое место, полностью обновлён иконостас. Началось благоустройство здания, прилегающего к собору, а ещё ранее в нём был устроен магазин духовной литературы и церковной утвари «Духовное наследие».

 

Икона Божией Матери «Минская»

Чудотворная икона Божьей Матери «Минская» — одна из самых почитаемых святынь Беларуси. Согласно церковному преданию, писал ее святой апостол и евангелист Лука по настоянию собратьев-апостолов и христиан, и находилась она в греческом городе Корсуне (Херсон). Увидев выполненную работу, Дева Мария якобы благословила свою первую икону и напутствовала ее как зримый знак своего постоянного благодатного присутствия среди людей, сказав, что благодать Божия будет с этой иконой беспрестанно. 
Икона была вывезена святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни и поставлена в Киевской Десятинной церкви в честь рождества пресвятой Богородицы в 998 году.

Минская икона Божией Матери

В 1500 году во время взятия Киева крымским ханом Махмат-Гиреем, один татарин содрал с иконы ризу и украшения и бросил ее в Днепр. 13 августа того же года она явилась на реке Свислочи. Приставшую к берегу икону, окруженную необычайным светом, торжественно перенесли в церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившуюся в замке минских удельных князей. От иконы начались чудотворения.

В 1505 году хан Махмат-Гирей подошел к Минску. После покаянного молебна началась неравная битва. Татары сожгли Минск, взяли в плен около 100 тыс. горожан и местных крестьян, но замок с чудотворной иконой захватить не смогли.

Прослышав о чудесном явлении иконы Божьей Матери в Минске, на поклонение к ней потянулись паломники из различных областей Западной Руси, широко разнося известие о чудотворной святыне. И поэтому не случайно историк Игнатий Стебельский в I томе книги «Dwawielkieswiat ana Horizoncie Poockim:», изданной в 1781 г. в Вильно, упоминал Минскую икону Богоматери в числе наиболее чтимых чудотворных икон нашего края.
За пять столетий нахождения на минской земле икона несколько раз меняла свою прописку. 16 октября 1616 г.святыню переносят из замковой церкви в главный храм Свято-Духова униатского монастыря в Верхнем городе. В церкви Святого Духа икона находилась под опекой униатов более двух столетий. Но после присоединения Минска к Российской империи и расторжения унии Свято-Духов храм был передан православным и преобразован в кафедральный собор, который в конце XVIII века был освящен в честь апостолов Петра и Павла. Через некоторое время (1835 г.) храм сильно пострадал от пожара, охватившего большую часть города. Но чудотворная икона не пострадала.

В 1852 г. супруга минского губернатора Ф. Шкляревича вместе с другими особами, занимавшимися благотворительностью, пожертвовала белорусской святыне серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями. В честь иконы был освящен правый придел Петро-Павловского собора (левый посвятили восславлению Кириллы Туровского). Внизу Минской иконы Божьей Матери прикрепили маленькую дощечку с кратким описанием ее истории, а над головами Божьей Матери и Христа-ребенка — корону с бриллиантами. Каждую субботу перед иконой служился акафист «Всех Скорбящих Радость». В кубок у иконы верующие опускали пожертвования и известия-благодарности за свое или своих близких исцеление. Причем минскую святыню почитали не только простые люди, но и важные государственные особы. Так, в октябре 1914 г. российский император Николай II, приехав в Минск, сразу же направился в кафедральный собор для поклонения Минской иконе Божьей Матери, где ему была поднесена копия иконы…

После Октябрьского переворота 1917 г. властными решениями большевиков-атеистов начала насаждаться новая идеология, в которой не нашлось места Церкви и ее святыням. В 1920-е гг. по решению советских властей во время кампании по изъятию церковных ценностей с иконы была снята драгоценная риза. Прихожане кафедрального собора попытались вернуть ризу, выплатив за нее равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями. Власти собранное взяли, но ризу не вернули.

В соборе Петра и Павла Минская икона Божьей Матери находилась до лета 1936 г. Этот год стал очередным испытанием для чудотворной иконы. Петро-Павловская церковь под покровом ночи была взорвана воинствующими большевистскими атеистами, а святыня оказалась в краеведческом музее. Перед началом войны икона попала на склад, но вновь уцелела: одна благочестивая выпросила ее у немецких властей. Таким образом в 1941 году икона вернулась в лоно Правоославной Церкви и была перенесена в минский Петро-Павловский собор на Немиге. 
После закрытия Петро-Павловского собора в 1945 году чудотворная икона была поставлена в минском кафедальном соборе в честь Святого духа, где она находится и поныне.

Символично, что своей необычной историей Минская икона Божьей Матери объединила православных, униатов и католиков Беларуси в уважении к Матери Божьей и преклонении перед ней, и национальная святыня белорусов стала еще и общехристианской. Таким образом, время и люди сохранили чудотворную, «на водах Свислочи явившуюся еси»: и для нас.

 

Праведная София, княгиня Слуцкая

Святая праведная София княжна, а затем княгиня Слуцкая, происходила из древнего рода Олельковичей, княживших в городе Слуцке.

Прав. София Слуцкая

Около 1270 г. город оказался во власти литовских князей и в 1395 г. образовал особый удел со своими князьями, родоначальником которых стал внук великого князя Ольгерда — Александр (Олелько) Владиславович.

Под их управлением Слуцк строился, укреплялся и к XV веку считался одним из главных городов Литвы. Много раз осаждали его татары, но так и не смогли взять грозной цитадели.

Род Олельковичей явил миру немало благочестивых христиан, хранивших верность Православной Церкви. Дед святой Софии Юрий Юрьевич великий почитатель православных святынь, известен собственноручно переписанным Евангелием, переданным в дар Слуцкому Свято Троицкому монастырю. Кроме того, сохранились грамоты князя Юрия и его супруги Екатерины о слуцких церквях и монастырях. В своем духовном завещании князь увещевал сыновей попечительствовать, подобно ему, над Свято-Троицким монастырем, не отнимать у обители данных ей пожертвований и привелегий, твердо держаться Православия.

Отец святой Софии Юрий Юрьевич II был единственным из трех сыновей, исполнившим заветы своего родителя. Младшие его братья перешли в католичество, а подобные измены в то время стали скорее правилом, чем исключением вследствие насилий католиков над Православием в Польско-Литовском государстве. Несмотря на притеснения из-за верности Православной Церкви, Юрий Юрьевич твердо держался веры отцов и обычаев предков. Как и отец, был он щедрым дарителем церквям и монастырям: известен пожертвованный им Благовещенской церкви Свято-Троицкого монастыря литой серебряный настоятельский посох.

Юрий Юрьевич был женат на Екатерине из рода Кишек; от этого брака, длившегося менее одного года, родилась 1 мая 1585 г. их единственная дочь последняя из рода Олельковичей. Словно в ознаменование будущей мудрости Слуцкой княгини и ее заботах о гонимом Православии, княжну назвали во святом крещении Софией (Премудростию).

Вскоре после родов отошла в жизнь вечную мать, а через год 6 мая 1586 г. умер и отец. Древо славных князей Слуцких и Копыльских закончилось на Софии, осиротевшей еще в колыбели.

Опеку над годовалой девочкой приняла семья Ходкевичей, ее родственников, сначала Жмудский староста Юрий Ходкевич, взявший ее в Вильну, а затем Виленский каштелян, брестский староста Иероним Ходкевич.

Заботясь о последней княжне Слуцкой, Ходкевичи, тем не менее, преследовали корыстные цели. Оба опекуна были должны князьям Радзивиллам значительные суммы денег. Они хотели расплатиться с долгами за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода. Ходкевичи и Радзивиллы заключили сделку, подтвердив ее письменно, что княжна София по достижении ею совершеннолетия будет выдана замуж за Несвижского князя Януша Радзивилла, сына Виленского воеводы Криштофа Радзивилла. В договоре был указан даже срок свадебного торжества 6 февраля, но все это при единственном условии, что невеста не изменит своего решения. Впрочем, опекуны не слишком опасались, ибо княжна была послушна их воле. Князь Януш и юная София, в одиннадцать лет ставшая его невестой, виделись в доме Ходкевичей в Вильне.

Вскоре снова обострились финансовые споры двух родов. Радзивиллы наложили запрещение на Копыль, имение Ходкевичей, в счет оплаты старого долга. Разгневанные Ходкевичи запретили князю Янушу видеться с княжной Софией. Радзивиллы, не желая отказываться от Слуцкого княжества, возбудили судебное дело, по которому Ходкевич был присужден к выплате огромного штрафа, либо, в случае отказа, к лишению прав и изгнанию.

По мере приближения назначенного срока бракосочетания, страсти накалялись. Не сумев договориться, обе стороны собирали войска. Радзивиллы собрали 6000 ратников, укрепили свой дворец. Ходкевичи вооружили до 2000 своей челяди, выставили 24 орудия и превратили в неприступную крепость свой виленский дом, ставший затвором для юной княжны заложницы. София Юрьевна неустанно молила Бога остановить готовящееся кровопролитие, невольной причиной которого она стала.

Сам король отправил послов, склоняя к миру обе стороны. Униатский митрополит Ипатий Потей направил послание наместнику Слуцкого монастыря Исайе Соболевскому и всему слуцкому духовенству, чтобы оно молилось за благополучное для католиков Радзивиллов окончание тяжбы и наложило трехдневный пост, чтобы Бог «нам внял и от всякого противления, скорби и беды избавил…»

Несмотря на все увещевания, к 6 февраля все было приготовлено к битве. Но Господь не попустил бессмысленного кровопролития и вскоре недавние враги заключили новое соглашение о том, что Радзивиллы, в обмен на руку княжны, прекратят любые денежные претензии, а также выдадут свидетельство о правильности ведения дел по опеке над имениями невесты.

Новый день бракосочетания назначили на воскресенье 1 октября 1600 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, которой вручала свою судьбу юная София. Однако, незадолго до венчания появилась еще одна проблема — опекуны не спросили у невесты, согласна ли она изменить своей вере для брака с Несвижским князем католиком.

Но Православие, вера предков – главное сокровище, оставшееся у княжны Софии от отцовского наследства, и она решительно отказалась переходить в католичество. Более того, София настаивала еще и на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные. Только при выполнении этих условий четырнадцатилетняя княжна соглашалась на брак. Князю Янушу пришлось обратиться к Римскому Папе с соответствующим прошением. Разрешение было получено и бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось в назначенный срок: 1 октября 1600 года, по православному обряду, в одном из соборов Бреста. Обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой.

Трудна была жизнь сироты у Ходкевичей, не сладкой стала она и в замужестве. Во всех печалях своих княжна, а затем княгиня София находила утешение только в молитве, в Церкви. Но пришло горе, затмившее собой все личные скорби: церковная уния с Римом, объявленная в западнорусских землях в 1596 году.

Введение унии сопровождалось ужасающими насилиями над православными. У них отнимались храмы, монастыри, православные священники изгонялись. Церкви отдавали в аренду иноверцам, которые требовали платить за каждое богослужение. Вслед за этим были запрещены все публичные собрания православных. «Духовенство диссидентов» так называли в то время православных священников не должно было явно ходить по улицам со Святыми Дарами. Крещение, венчание, погребение разрешалось совершать только с согласия католического ксендза за установленную последним плату. Хоронили православных ночью. Дети, рожденные от смешанных браков, причислялись к католической церкви. Православным запрещалось занимать общественные должности, созывать собрания, искать протекции под угрозой применения законов против бунтовщиков.

Болея сердцем за попираемую веру своих предков, юная княгиня стала защитницей православных святынь и православного народа от униатского насилия. Принадлежащий ей Слуцк она превратила в твердыню Православия, одну из немногочисленных, а вскоре и единственную во всем крае.

Жители Слуцка сплотились в Преображенском братстве, где самое деятельное участие принимала княгиня София. Своего мужа убедила она исходатайствовать у польского короля грамоту о воспрещении в их владениях насильно принуждать православных к унии.

Грамота была получена. Княгиня защитила интересы Православия юридически.

Кроме юридической защиты, София заботилась об обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на строительство храмов, своими руками шила и вышивала золотом церковные ризы и облачения священнослужителей, совершала паломничество в отдаленные храмы во дни престольных праздников.

Влияние праведной княгини было столь велико, что даже ее муж впоследствии, уже после ее смерти, подтверждал своими грамотами, что православные храмы, облагодетельствованные в свое время княжной Софией, должны сохранять свободу своего богослужения и церковные правила в духе Восточной Церкви… «Церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены». И потомки соблюдали наказы. Княжна Людвига Радзивилл подписала грамоту, текст которой мы приводим почти полностью: «изъяснить всем, кому знать должно, что церкви религии старой Греко Российской, с незапамятных времен построенные и арендованные в городе Слуцке и Копыле и во всем княжестве Слуцком и Копыльском, а также в имениях моих Кайдановском, Копыльском, Себежском и других, всегда стояли под благословением восточного Константинопольского патриарха, и блаженной памяти князя и княгиня, предки мои всегда этой религии и подданным православным покровительствовали, и что они доселе пользовались и ныне пользуются свободою своего старогреческого богослужения и силою церковных правил в духе Церкви Восточной, а потому настоящею привелегиею своею утверждаю, чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других Моих владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных; на место умирающих пресвитеров униаты не должны быть поставляемы и уния на эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом, но да будет им позволено для посвящения пресвитеров, относящихся к владыкам их не униатам, в короне и Литве находящимся, а за недостатком их ездить за границу без всякого препятствования и малейшего затруднения. Все это содержать, как сама обещала духовенству Слуцкому; и преемников своих обязываю эту привелегию точно и неприкосновенно соблюдать».

Умерла Блаженная София в возрасте 26 лет 19 марта 1612 года при рождении дочери, которая не пережила свою мать. В память о праведной жизни и благотворениях княгини она была погребена в Слуцком Свято Троицком монастыре. Господь прославил святую княгиню Софию нетлением мощей и чудотворениями у гроба.

После октябрьской революции мощи святой Софии изъяли из монастыря и отправили в Минский музей, где они и пребывали до наступления новых времен.

Рака с мощами прав. Софии Слуцкой

Нетленные мощи святой праведной Софии, княгини Слуцкой почивают ныне открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска у северного придела в честь чудотворной Минской иконы Божией Матери.

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Фото и видеосъемка: священноинок Илиодор (Кугатов)

Комментариев нет

Читайте также

Владыка совершил заупокойное богослужение

13 апреля 2024 года, в седмицу 4-ю Великого поста, Крестопоклонную, поминовение усопших, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил заупокойное богослужение по душам усопших православных христиан.

Воспитанники воскресной школы на детском спектакле

14 апреля воскресная школа «Пчёлки» по благословению настоятеля Свято-Покровского архиерейского собора протоиерея Олега Семенчука посетила представление «Золушка» в театре им. В.Г.Магара.

Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери

19 апреля 2024 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста - праздника Похвалы Божьей Матери (Субботы Акафиста) Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери.

В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход

16 апреля, по благословению Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского, в рамках Всеукраинского крестного хода для духовной поддержки и укрепления народа Украины, организованного, по благословению Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины, Синодальным отделом УПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и другими военными формированиями Украины, в Покровский архиерейский собор были доставлены чтимые святыни: икона Покрова Пресвятой Богородицы с частицей Её омофора, иконы святого равноапостольного князя Владимира и святого праведного Петра Калнышевского, частицы мощей этих святых, а также частица мощей святого мученика Виктора. Святыни сопровождал клирик Киевской епархии, глава сектора опеки воинов-интернационалистов и участников боевых действий при Синодальном военном отделе УПЦ, настоятель храма Всех Святых Воинов (г. Киев) протоиерей Вячеслав Яковенко.

4.05.2024
В Великую субботу состоится Таинство Крещения для взрослых людей
24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
19.04.2024
Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери
19.04.2024
«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»
17.04.2024
В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход
15.04.2024
«Когда человек уповает на Бога, он на многие процессы смотрит спокойно, потому что на душе у него всё спокойно»
14.04.2024
Воспитанники воскресной школы на детском спектакле
13.04.2024
Владыка совершил заупокойное богослужение
12.04.2024
С надеждой и любовью
11.04.2024
Заупокойная лития по узникам и жертвам нацизма
11.04.2024
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин.15:11)
08.04.2024
Запорожский митрополит возглавил праздничное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе
08.04.2024
Владыка Лука: «Фактически с Благовещения начинается Крестоношение Господа нашего Иисуса Христа»
08.04.2024
«…Зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее»
08.04.2024
ХРАМ КН.ОЛЬГИ. «Днесь спасения нашего главизна…»
06.04.2024
Посещение воспитанников психоневрологического интерната
06.04.2024
«Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся»
04.04.2024
У сельского храма посадили сосны
04.04.2024
Запрошуємо до участі у творчому фестивалі «Святкуймо Великдень разом!»
02.04.2024
Икона Пресвятой Богородицы «Страстная»
02.04.2024
Предлагаем вниманию наших читателей мартовский номер газеты «Летопись Православия»
01.04.2024
Благоустройство территории храма Святителя и Чудотворца Николая, с. Беленькое
31.03.2024
Уборка территории сельского храма
31.03.2024
Эко-акция ко дню св. Патрика Ирландского
31.03.2024
Будем творить дела любви в память об усопших
27.03.2024
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная» посетила старейший Свято -Никольский храм города Запорожья на Правом берегу.
24.03.2024
Владыка совершил чин Торжества Православия и пожелал сохранять верность Богу и Церкви
24.03.2024
Будучи алмазом по существу, каждая душа мечтает стать бриллиантом в руках Божьих
24.03.2024
«Не высокомерные рассуждения о Боге делают человека праведным, а его добродетели»
24.03.2024
Бог наделил человека не только способностью думать, но и способностью одумываться
23.03.2024
«Дни Великого поста служат для воспитания в нас свойств Бога»
22.03.2024
Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Георгиевском храме Запорожья
21.03.2024
«Слова Покаянного Канона должны звучать в сердце каждого христианина»
21.03.2024
Литургия преждеосвященных Даров в вольнянском храме
20.03.2024
«Покаянный канон Андрея Критского помогает человеку лучше понять, чего хочет от него Господь»
20.03.2024
Владыка отслужил первую в этом году Великопостную Литургию Преждеосвященных Даров
20.03.2024
«Ибо для меня жизнь – Христос, – и смерть приобретение»
19.03.2024
«Душа человека должна взбодриться и пробудиться от самоуспокоенности и духовного анабиоза»
18.03.2024
ХРАМ КН. ОЛЬГИ. Праздник Православной Масленицы в Прощеное воскресенье
18.03.2024
В неделю сыропустную, прощёное воскресение владыка Лука испросил у всех прощения
18.03.2024
«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»
17.03.2024
Масленица в храме Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95