«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя».
«Сегодняшнее евангельское чтение, — как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, — учит нас быть благодарными Богу за те благодеяния, которые мы от Него уже получили и продолжаем ежедневно и ежеминутно получать. Десять человек, пораженных проказой, этой страшной болезнью, которая не поддается лечению до сих пор, исцелились, но только один подошел со словами благодарности.
А ведь от чего излечил их Христос? Чудо, которое Он совершил сродни чуду воскрешения мертвых. Десять прокаженных! Страшно увидеть и одного, а тем паче толпу из десяти человек. Тело, покрытое с головы до пят белыми язвами, а затем белыми гноящимися струпьями, которые сначала свербят, а потом жгут как огонь! Тело, гниющее и распадающееся! Тело, в котором гной сильнее крови! Тело, которое есть сплошной смрад и изнутри, и снаружи! Таков человек, больной проказой. И когда проказа охватит и нос, и рот, и глаза, можете себе представить: каков воздух, которым дышат через гной? Какова пища, которую вкушают вместе с гноем? И как вообще выглядит мир, когда на него смотрят сквозь гной? И после многих лет таких мучений, человек вдруг становится здоровым, но благодарен ли он? Лишь один из десяти. А что стоило всем подойти? Не так ли и в нашей жизни происходит? Слово «благодарить», состоящее из двух общеславянский слов «благо» и «дарить», образовано точно так же, как и греческое слово «евхаристия», смысл которого всем нам хорошо известен. В Таинстве Евхаристии, таинстве Благодарения происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения, происходит наше возвращение к потерянному раю. Но не спешит человек вернуться в рай. Не потому ли лишь один из десяти, стоящих в храме, решается приступить к Святой Чаше. Мы не чувствуем себя благодарными Богу. Зачастую человек даже не осознает те благодеяния, ту любовь, ту милость, что дарит Господь. Человек получает исцеление от многих болезней, но при этом забывает о благодарности, все откладывает и откладывает на потом, до лучших времен. Мол, сейчас нет времени, но скоро освобожусь, и вот уж тогда… При этом человек забывает, что Бог совсем не нуждается в словах благодарности, как таковых. Он лишь просит, как попросил исцеленных прокаженных пойти и рассказать все священнику и воздать благодарение Богу. Господь просит нас быть благодарными, поскольку благодарность Богу воздвигает нас, смертных, из тления смертного, освобождает от привязанности к тому, с чем мы однажды, хотим мы этого или не хотим, должны будем расстаться, и прилепляет к Живому и Бессмертному Богу, близ Которого мы никогда не будем в жизни вечной, если не прилепимся к Нему в жизни временной. Благодарность облагораживает благодарящего и трогает благодетеля. Благодарность дает крылья милосердию в мире и освежает всякую добродетель».
В заключение своей проповеди Его Высокопреосвященство пожелал крепости в вере, которая рождается как раз через благодарение.
«Благодаря Бога, мы тем самым показываем, что можем увидеть не себя великого, а себя немощного, получающего милости и благодарящего за них. И тогда прежде чем начать просить у Бога здоровья, помощи или благословения, мы задумаемся: а поблагодарили ли мы Его за все, что Он нам уже дал? Вся наша жизнь должна стать свидетельством нашей благодарности Богу за Его любовь, за Его страдания, за Его Крест, за Его сошествие в ад ради нас и нашего Воскресения».