«Так уж устроена наша душа, – сказал Его Высокопреосвященство, – что в трудных жизненных ситуациях, когда уже нет надежды на собственные силы, мы обычно обращаемся за поддержкой к Богу. Мы молимся и просим Его помочь нам. Молитва за себя и за своих родных мало кого удивит. А ведь рядом всегда есть те, кто молится за нас, но мы о них ничего не знаем. Сегодня мы молимся в монастыре, где постоянно звучит усердная молитва. Много может сделать молитва за ближнего своего, сказанная с усердием, вниманием и от чистого сердца. Нет молитвы, которая была бы так сильна, как молитва общественная, церковная, монастырская. Монахи живут молитвой и имеют особую благодать вымаливать мирян. Они, как мы слышим в сегодняшнем апостольском послании, всегда подвизаются за нас в молитвах, чтобы мы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. В монастырь приходят не ради красивых одежд, а ради встречи с Богом. Приходят исправить свою душу и изменить свою жизнь. Монах молится не только о спасении своей души, но и о спасении наших душ. Монахи молятся за всех, кто им близок, но близок не по плоти, а по духу. Просят, чтобы Господь никого не оставил Своей милостью, чтобы помог избавиться от своих грехов, помог стать лучше. Просят, чтобы мы стали совершенными и угодными Богу. А в чём есть совершенство человеческое? Каждый день приходится слышать, что тот или иной человек совершенствует свой опыт, совершенствуется в том или ином деле, профессии. Но относится ли совершенствование профессиональных способностей, профессиональное мастерство к тому совершенству, о котором говорит нам апостол Павел? Апостол призывает нас совершенствоваться в молитве. Молиться не только «дай мне, Боже!», но и «прости меня, Боже» и «спаси меня, Боже». А главное – «благодарю Тебя Боже!». Но как научиться благодарить Бога, когда вокруг столько горя? Когда мы испытываем нужду, страдаем от болезней, от голода и холода. А вот как раз в таких условиях у человека появляются возможности для нравственного совершенствования, потому что душа развивается не в минуты удовольствий и наслаждений, а в минуты испытаний. Но почему так важно для человека стремиться к духовному совершенству? Да потому, что по мере своего духовного развития человек будет становиться тем, кем он должен быть по замыслу Божьему. Он будет больше думать о пище духовной, лучше понимать и беречь свои добрые мысли и свою душу в состоянии угодном Богу. А добиваясь того, чего хочет от нас Господь, разве мы не должны Его за это благодарить?»
Как сказал еще Владыка, духовно совершенствоваться и быть исполненным всем тем, что угодно Богу, может только тот, в ком крепка вера.
«Без веры нельзя уберечь своих мыслей и чувств от искушений дьявольских. Без веры сердца будут наполняться ненавистью и завистью. Будут наполняться не Божественной энергией, а грехами и теми страстями, которые будут формировать поведение и отношение к людям, будут свидетельствовать об истинной сущности человека. «По плодам их узнаете их…» А плоды это и есть поведение. Путь, по которому Христос заповедовал нам идти, труден и тернист. И хотя еще встречаются лицемеры, которые готовы притворяться и делать вид, что согласны идти этим путем, их разоблачение неминуемо. Нельзя долго притворяться добрым, имея злое сердце. Человек, который кроток и живет с Богом, он всегда совершает добрые поступки, потому что добр сердцем. Сегодня апостол Павел призывает нас очистить свои сердца и стать сосудами Божественной благодати. Стать устойчивыми в нашей вере и любви к Богу, потому что Бог никого и никогда не оставляет. На примере Епафраса апостол Павел научает нас молиться друг за друга. Нам Бог даёт возможность молиться за себя и молиться за близких своих. Несмотря на жизненные обстоятельства молиться друг за друга. Конечно, нельзя молиться за весь мир. Поэтому давайте будем молиться за тех, кто с нами работает, кто живет в нашем доме по соседству. А также за всех тех, кто делает нам больно. Молиться, чтобы Господь их вразумил. Молиться не о наказании, а именно о вразумлении. Начав же молиться, очень скоро можно почувствовать, как Господь нам помогает. А рядом будет стоять Царица Небесная, чей образ «Всех скорбящих радость», мы сегодня прославляем. Нет на земле человека, который бы не имел скорбей. Немало их и в нашей с вами жизни. Но мне бы очень хотелось, чтобы мы относились к ним не с ропотом, не с отчаянием, а с благодарностью и с радостью. И тогда Сама Царица Небесная и Её Божественный Сын будут нам помогать очищать наши сердца и становиться достойными сосудами Божественной благодати».