Одной из самых насущных задач, которые сегодня стоят перед преподавательским составом воскресных школ, по мнению Его Высокопреосвященства, является реформирования подхода к организации воспитательного процесса.
«Поскольку мы не можем жить изолированной жизнью, а это значит, что проблемы светского образования касаются и нас с вами. Что сейчас беспокоит в первую очередь педагогов средней школы? Их беспокоит доступность информации. Если раньше учитель был основным носителем учебной информации, а потом уже библиотека, книги и так далее, то теперь интернет. Сомнительные источники спорных знаний вступают в соперничество со знаниями и опытом педагога. И вот тут на первое место выступает вопрос доверия. Именно доверие ученика к учителю становится главным фактором компетентности педагога. У ребенка не должно быть никаких сомнений в том, что знания учителя достоверны. Ученики любят говорить, что википедия якобы по этому вопросу пишет другое. Если учитель будет опираться на знания, полученные не из книг и энциклопедий, а черпать информацию из интернета, ему трудно будет отстаивать свою точку зрения. Правда, в отличие от светских педагогов, нам немного легче, поскольку мы рассказываем ребятам о Христе. А для этого у нас есть только один источник – Новый Завет. Но даже в этом случае без доверия детей к нам, взрослым, очень трудно добиться хороших результатов».
Наша главная задача, как еще сказал владыка, дать ребенку не просто некое рассудочное знание о Боге, но в первую очередь привить ему опытное сердечное знание Бога.
«Все это достигается лишь при воспитании искренней веры, передаваемой «от сердца к сердцу». Сердца зажигаются верой, как одна свечка зажигается от другой. Так бывает, когда ребенок встречается каким-то замечательным верующим человеком, подвижником веры. Красота подвига может пленить душу ребенка, она увлекает его. Если наши учителя будут такими подвижниками веры, тогда дети будут верующими. Если наши учителя будут простыми православными обывателями, то дети уйдут не только из воскресной школы, но и из Церкви. Дети как никто другой нуждаются в духовной любви, теплоте веры, в искренности сердечных отношений».
В заключение беседы Запорожский митрополит поблагодарил педагогов за их бесценный труд и пожелал стараться приводить Евангелие в действие.
«Жизненный опыт показывает, что при всем многообразии форм деятельности воскресных школ, наиболее эффективны те, которые ориентируются на семейный подход в своей работе. Такой подход способствует не только укреплению семейных связей, но и развивает ощущение сопричастности детей к более сложным социальным институтам: коллективу школы, приходу, Церкви и обществу в целом».