«В день празднования Обрезания Господня и в день памяти святителя Василия Великого каждому из нас, – сказал Его Высокопреосвященство, – следует задуматься над нашим собственным обновлением, над нашим собственным обрезанием.
Речь, конечно же, идет не о том обрезании, которое принял Господь, а об обрезании наших страстей. Нам необходимо наконец-то избавиться от всего того, что мешает нам стать новым людьми. Всего того, что мешает нам приблизиться и приобщиться к полноте Божества, полноте радости любви и блаженства. Стать теми, ради кого в мир приходит Христос. Ведь в Нём, как говорил апостол Павел, «ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». А для этого нужно жить так, как учит нас Господь, а не те новоиспеченные «властители дум», которых так настойчиво предлагает нам этот бессовестный мир. Они даже могут философствовать на тему Бога, но это вовсе не приведет к обновлению, ни их, ни тем более нашего духа. Если ветхий человек, заключая договор с Богом, должен был обрезать свою плоть, чувственные удовольствия, то теперь, чтобы стать новыми, необходимо обрезать еще и душевные страсти: эгоизм, сребролюбие, превозношение и так далее. Потому что вход в Царствие Небесное открыт только для чистых, для тех, кто благодатью Христовой и своим трудом омыл свои ризы от греха и оказался достойным принять этот великий дар.
Недаром Господь говорит нам: «Вот, Я творю всё новое». А что нового может предложить этот мир? Он вот уже сотни веков предлагает одно и то же: ешь, пей, веселись, бери от жизни всё. Его «философия» ясна и понятна и рассчитана главным образом на молодых людей. И от этого является еще более бесчеловечной, потому что приводит к обесчеловечиванию целых поколений. Она оболванивает, вытравливает из молодых душ всё то, что составляет человеческий облик, – всё то, что мы называем образом Божьим. К сожалению, и среди верующих людей немало тех, кто увлекается этими мирскими «философствованиями». А происходит это потому, что наш ум не всегда занят Богом. Мы не всегда думаем и рассуждаем о том, что прочитали нового в Евангелии, что слышали во время богослужений, что узнали из Жития Святых. Мы забываем о том, что наше предназначение – духовное обновление. Нам ближе и роднее духовная радость, а не плотские утехи, которые мимолетны и в душе человека оставляют только зияющую пустоту. А эту пустоту постоянно нужно чем-то заполнить. И вот проходит день, другой, месяц, и человек незаметно для себя становится игрушкой в руках дьявольских, хотя сам себе в этом не признается.
Мы же радуемся тому, что реально происходит в наших душах, когда мы приближаемся к Богу, когда мы очищаемся и освящаемся. И уже сейчас мы познаем эту радость, эту полноту во Христе. Но радость эта зависит от того, насколько мы обновились, насколько последовательно мы идем за Христом, исполняя Его заповеди. Если же мы будем только на словах исповедовать себя Его последователями, а сами останемся ветхими, то ничем не будем отличаться от тех, кто цепляется за обряды и утверждает, что этим спасается. Мы будем формальными христианами, и не будет в нас ни настоящей жизни, ни подлинной радости».
Поблагодарив клир и мирян за совместную молитву, владыка поздравил с престольным праздником и призвал следовать примеру святителя Великого, который для многих поколений остаётся «вселенским учителем».
«Имя Великий он заслужил тем, что принес много пользы для Церкви Христовой. Стал легендарным Святителем для «всех стран и градов вселенной». Он был философом, филологом, оратором, юристом, естествоиспытателем. Имел глубокие познания в астрономии, математике и медицине. За это современники сравнивали его с кораблём. «Корабль, столь нагруженный ученостью сколь сие вместительно для человеческой природы», – говорили они. Василий Великий изучал всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучал до такого совершенства, как будто учился ничему другому.
Желаю всем нам достичь вершин его учёности, которая помогла бы нам искать славы Божьей в наших поступках, в наших словах и рассуждениях. Чтобы мы не увлекались теми современными философскими учениями, которые уводят человека от Христа. Чтобы мы не становились тем инструментом, которым пользуется сатана. Многие поколения христиан учились у Святителя чистоте веры, глубоким знаниям Священного Писания, трудам на благо Церковного мира и единства. Теперь пришло время нам учиться овладевать духовными и телесными знаниями. И если духовые знания помогут нам построить правильные отношения с Богом, то телесные, – образовывая ум, и обогащая его познаниями, в первую очередь, будут приносить пользу нашей душе».