«И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю».
Этот фрагмент из Книги Бытия, как сказал Его Высокопреосвященство, святая Церковь приводит нам не только для того, чтобы мы могли вспомнить о тех грехах, которые творились в Содоме и Гоморре.
«Мы с вами хорошо знаем грехи, которые процветали в этих городах. Церковь же хочет нас предостеречь и заставить задуматься о своих собственных. О том, что является корнем многих человеческих грехов. О гордыне, за которую поплатились жители Содома и Гоморры. О гордыне, которая стал причиной падения Денницы, который из служителя Бога превратился в сатану. О гордыне, которая стала причиной грехопадения Адама и Евы. Гордыня считается одним из самых опасных человеческих грехов еще и потому, что умеет хорошо маскироваться. Её не так–то просто распознать. Она умеет искусно маскироваться под другие, иной раз — хорошие, качества человеческой личности. Однако существует множество симптомов и признаков, которые могут помочь разоблачить её, — как бы тщательно она не маскировалась. Таким индикатором гордыни является злоба и ненависть, которых так много стало в нашем обществе. А ведь Священное Писание прямо нас предупреждает, что «гнев человека не творит правды Божьей». То есть, если человек часто злится, то происходит это из–за его собственной гордости. Как и нежелание прислушиваться к чужому мнению, к чужим наставлениям. Такой человек никогда не будет поступать по правде Божьей, а значит, никогда не будет творить добро. Вся его жизнь станет служением не Богу, а собственным страстям. Жители Содома забыли, что значит жить ради правды Божьей. Они перестали советоваться с Богом. Советовались лишь со своей плотью и кровью. Бог всё это, конечно же, знал и тем не менее, говорит, что «сойду и посмотрю». Не является ли это подтверждением милости Божьей? Не проявляет ли Господь к нам Своей милости, видя как живёт и поступает современный человек? Он знает, что люди заслужили наказания, но даёт нам возможность одуматься и покаяться. А, чтобы мы быстрее думали, Он посылает нам сигналы через пандемии, болезни, скорби, стихийные бедствия, изменения климата. Но человек из–за своей гордыни и своего эгоцентризма будто бы не замечает этого».
По словам владыки, сегодняшняя библейская история не о гневе Божьем, а о Его долготерпении и милосердии.
«Все мы грешим, все мы имеем язвы греховные. Но мы должны помнить, что пока мы будем идти за Богом, пока будем выбирать путь праведности, ради нас Господь будет миловать этот мир. Лишь наша настойчивость в молитве к Богу рождается Его милосердие. Будем же молиться, и уповать на милость Божью ко всему роду человеческому. Будем покрывать любовью тех, кто клевещет и злословит на нас и на нашу Матерь–Церковь. Будем как Авраам, который знал о грехах, которые творились в Содоме, но, несмотря на это, продолжал просить Бога о милости. Это пример его веры и настойчивости. Мы не должны оставлять свою молитву к Богу. Ведь, что происходит в современной Европе, которая для многих стала мечтой о земле обетованной? Там Церковь перестала молиться. Местные священники считают, что дела милосердия важнее молитвы. Поэтому местные церкви любо разрушаются, либо переделывают в бары, спортзалы, мечети. Церковь уже не Дом молитвы, а лишь место под крышей. Мы не должны прекращать обращаться к Богу и стучаться к Нему. Бог милосерден, Он любит нас. И даже то наказание, которое Он послал городам, это не пример жестокости Божьей. У Него просто уже не было другой возможности остановить всё то беззаконие, которое в них творилось».