Праздник Преполовение приходится на среду четвертой седмицы и означает, что до дня Пятидесятницы, праздника Святой Троицы, остается ровно столько дней, сколько прошло со дня Пасхи Христовой.
Этот день, как сказал Его Высокопреосвященство, может считаться серединой не только в хронологическом, но и в богословском смысле.
«Преполовение Пятидесятницы – один из самых древних праздников Церкви и происходит от слова «половина», то есть праздник середины срока в 50 дней от Светлого Христова Воскресения до дня Сошествия Духа Святого на апостолов. Эти два праздника отмечают самые значительные вехи в истории человечества: Воскресения Христа, Его победу над нашей гибелью и приход к нам Утешителя, Духа Истины, Бога Духа Святого. В этот день Церковь призывает нас еще раз задуматься над тем, насколько важны для нас два этих события? Действительно ли мы до конца понимаем значение Христа, Его подвига и жертвы, которые он совершил ради человечества? Сегодня мы слышим рассказ о том, как апостол Павел совершил чудо исцеления в районе, населенном язычниками. Они же приняли его и Варнаву за богов, сошедших с неба в образе человеческом, и бросились готовить венки и волов для жертвоприношения. Апостолам с трудом удалось убедить народ не приносить жертвы и идти по домам. Но, к сожалению, ненадолго. В местность, где они проповедовали, пришли иудеи и стали их подстрекать к убийству. Не поверили язычники тому, что и исцеление больного, и все благодеяния происходят по воле Бога, Который сотворил и небо, и землю, и всё что в них. С тех пор прошло много веков, но язычество не изжито до конца. Не изжито оно, к великому сожалению, и среди тех, кто называют себя православными. А всё дело в том, что не до конца уверовали они в Иисуса Христа, что Он Бог, Который стал плотью, одним из нас, чтобы спасти от гибели и наполнить жизнью, соединив неразрывной связью со Святым Животворящим Духом. Вот почему их интересует скорее обрядовость, а в таинствах Церкви они видят лишь еще одну возможность укрепить свое тело, получив избавление от разных болячек».
Все попытки современного так называемого либерального общества поставить человека в центр мироздания, по словам владыки, есть не что иное, как откат к прошлому, возврат к язычеству.
«Видеть в самом себе икону и поклоняться ей. Разве это не есть язычество? А где тогда будет Бог? Любовь к самому себе становится важнее, чем любовь к Богу. Общество навязывает, причем очень утонченно навязывает язычество, особенно в среде молодежи. Когда выражения «иконы стиля», «икона подиума», «икона нового поколения» уже мало кого удивляют. Поклонение себе или поклонение Богу? Вот о чем заставляет задуматься сегодняшний день. Где находится современный человек, где находимся все мы? Середина пути – это всегда веха. Это время оглянуться на пройденное расстояние и вглядеться в оставшийся путь. Сегодня освящается вода, потому что вода является для нас прообразом благодати Божьей. Эту воду мы принимаем для просвещения ума и умножения в нас благодати. Мы радуемся сегодняшнему празднику в ознаменование благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил животворящей воде. Церковь совершает освящение воды и молится «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия».
В заключение владыка призвал никогда не лениться, потому что все проблемы начинаются с духовной лености.
«Из-за лености мы делаем выбор не по вере, не по совести или заповеди, а в соответствии с теми обычаями и нравами, которые навязывает этот языческий мир. Принимая то или иное решение нужно думать в первую очередь о Боге, а не о себе и о своей выгоде. Опасность нашего времени в том, что слова отовсюду, казалось бы, звучат правильные, вот только не способны они укрепить нашу веру. Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Они служат умножению в народе суеверия, а значит, приведут совсем не к Богу. Будем же оставаться достойными орудиями в руках Божьих, продолжая открыто и твердо свидетельствовать этому миру о Христе и Его спасительной жертве для всего человечества».